Схема наблюдений за ребенком с речевыми нарушениями
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Спирова Надежда Алексеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_nablyudeniya_za_rebenkom.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Частное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт специальной педагогик и психологии»

 

Кафедра логопедии

«Схема наблюдения за ребенком с речевыми нарушениями»

Выполнила

 

Н. А. Спирова

Санкт-Петербург

2016

1. Внешний вид ребенка:

- если есть особенности внешнего вида, то в чем они проявляются (особенности строения тела, мимика, наличие двигательных нарушений) .

2. Установление контакта со взрослым:

- личные (стремление к физическому контакту) ;

- положительные (ребенок радуется) ;

- конфликтные;

- безразличные.

3. Поведение во время обследования:

- реакция на ситуацию обследования (особенности мотивации, интерес к заданиям, его устойчивость, целенаправленность, осмысленность работы, оценка результата) .

4. Ориентировка в пространстве и времени.

5. Состояние моторики и навыков самообслуживания.

- состояние общей моторики и развитие мелкой моторики, левшество, особенности графических навыков.

5. Особенности речевого развития.

Сроки появления речи, прерывалось ли речевое развитие и с чем это было связано; наличие связной речи (пересказать, составить рассказ), словарный запас, словообразование и словоизменение, состояние звукопроизношения (вне речи, в речи), наличие невербальных средств выражения, отношение к речевому нарушению.

7. Состояние высших психических функций:

- внимание: состояние зрительного и слухового внимания (вслушивается ли в речь взрослого, особенности устойчивости, переключаемости, распределения, возможности произвольной концентрации.

- восприятие зрительное (различает ли цвета, формы, величину предметов, может ли правильно назвать эти свойства, тактильное, слуховое.

- память: состояние зрительной и слуховой памяти, скорость запоминания, прочность удержания информации.

- мышление: сформированность наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, возможность осуществления мыслительных операций в словесно-логической форме, наличие дисбаланса между наглядными и вербальными формами мышления.

- воображение: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное, вербальное, невербальное, их особенности.

8. Работоспособность.

Общая продуктивность деятельности ребенка, наличие повышенной утомляемости, истощаемости, факторы, влияющие на работоспособность, темп работы.

9. Оценка ребенком своих результатов:

Самооценка результатов работы, критичность, реакция на успех и неудачу.

10. Обучаемость.

11. Личностные особенности.

Темперамент, характер, особенности эмоциональных реакций, возможность волевой регуляции поведения.

Направленность на общение, активность в процессе общения.

12. Общее звучание речи, строение артикуляционного аппарата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие ребенка с речевыми нарушениями

Важность работы по сенсорному воспитанию...

Рекомендации по организации общения с ребенком, имеющим речевые нарушения

Верьте в силы ребенка и помогите обрести эту веру ему. Не забывайте о том, что ребенок очень хочет стать взрослым и подражать вам во всем. Станьте для него хорошим примером!...

Консультация для родителей " Сенсорное развитие ребенка с речевыми нарушениями"

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать целеноправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка. Его следует научить рассматриванию, ощупыванию...

Дисграфия: как распознать ребенка с речевыми нарушениями по его письменной работе?

В материале дана характеристика понятия "Дисграфия", представлены специфические ошибки детей с речевыми нарушениями при освоении навыка чтения и письма. Даны рекомендации по устранению дисгр...

Индивидуальный образовательный маршрут и мониторинг развития ребенка с речевыми нарушениями.

Составление индивидуального образовательного маршрута и мониторинг развития ребенка с использованием конструктора КИМП....