Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР.
методическая разработка по логопедии на тему

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskih_igr_i_uprazhneniy_v_formirovanii.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр и упражнений в формировании

грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР.

Дошкольное образование на современном этапе представляет собой личностно-ориентированный процесс обучения, обеспечивающий развитие всех сторон личности обучаемого.

Развитие лексико-грамматического строя речи в дошкольном возрасте имеет исключительную практическую значимость для детей, так как в повседневной жизни им постоянно приходится находиться и ориентироваться в мире людей, вещей, предметов.

Процесс развития лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи осложняется специфическим характером их речевого недостатка. Вследствие чего возникает необходимость специальной логопедической работы с данной категорией детей. 

Работу по формированию грамматически правильной речи детей необходимо вести в двух направлениях:

  • морфологическом;
  • синтаксическом.

Основным средством  формирования грамматически правильной речи у детей являются словесные игры и упражнения с использованием наглядного материала.

Чтобы заинтересовать ребят играми, можно включать в предлагаемые фразы имена детей. Например, отрабатывая сложноподчиненные предложения с союзом «а», учитель-логопед или воспитатель предлагают двум детям «Таня, сядь на стул, а ты, Вова, встань рядом». Затем опрашивают детей, что сделали Таня и Вова.  «Таня сидит, а Вова стоит».

На протяжении одной игры нужно брать для отрабатывания одну грамматическую форму (несклоняемые существительные, образование относительных прилагательных и т.д.) на разнообразном наглядном материале.

Приведу примеры некоторых игр и упражнений для старшего дошкольного возраста.

Д/и «Три линейки»

Цель:   учить согласовывать существительные с числительными: один, одна, одно (или с местоимениями: мой, моя, моё).

Ход игры: дети ставят предметы или картинки на нужную линейку: на верхнюю – один дом, лист, халат; на среднюю – одна елка, чашка; на нижнюю – одно ведро, яблоко, облако.

Для формирования ориентировки в пространстве, закрепления правильного употребления пространственных предлогов, необходимо давать детям упражнения с опорой на наглядность, а затем без нее.

Д/и «Составь предложение»

Цель:   упражнять в употреблении пространственных предлогов.

Ход игры:  создается ситуация из фигурок на фланелеграфе или в компьютерном варианте (под кустом цветет ромашка, над кустом летит птица, на кусте сидит бабочка)

Д/и «Раз, два. Три, четыре, пять – мы хотим играть!»

Цель:  закрепить в речи правильное употребление глагола «хотеть».

Ход игры:  дети стоят в кругу, взрослый – в центре. Ребенок, которому воспитатель бросает мяч, подходит к любому из детей и говорит: Я хочу играть с тобой! А ты хочешь? После чего, дети, взявшись за руки, говорят: Мы хотим играть.

В упражнениях «Загадай желание», «Что хочет кукла» воспитатель должен ставить вопрос так, чтобы в ответе ребенок мог употребить глагол «хотеть» в разных формах.

Д/и «Что буду делать»

Цель:   учить составлять предложения с разделительным союзом «или».

Ход игры:  воспитатель предлагает одному из детей взять со стола два предмета и начать ими действовать за ширмой, а ребятам задает вопрос: «Что он делает?» Дети отвечают: «Юра рисует или лепит из пластилина».

Рассказывание сказки А.  Рыбакова «Два гнома».

Цель:   познакомить детей с конструкцией сложносочиненного предложения.

Ход:  воспитатель показывает сказку с использованием компьютерных средств. Сначала дети проговаривают только первую часть предложения, затем вторую (гномов звали Почему и Потому):

- Почему колесо катится? – Потому, что оно круглое.

- Почему бабочка летает? – Потому, что у нее крылья.

Затем дети проговаривают предложение целиком.

Д/и «найди ошибку».

Цель:   познакомить детей с конструкцией сложноподчиненного предложения.

Ход игры:  воспитатель предлагает два сложноподчиненных  предложения: одно с правильным содержанием, другое – с искаженным. Дети должны выбрать, какое из них правильное. Например,

- Прилетели грачи, потому что наступила весна.

- Наступила весна, потому что прилетели грачи.

Д/и «Телефон»

Цель:   учить составлять сложные предложения разных конструкций.

Например:      

- Петя сказал, что сегодня хорошая погода.

- Саша попросил, чтобы я принесла ему книгу.

Эта игра довольно сложная, не все дети сразу могут подобрать слова и правильно оформить предложение, поэтому игра требует неоднократного повторения ее на занятиях и вне их.

Д/и «Правильно назови листья»

Цель:   образование относительных прилагательных.

Например:      

Лист дуба — дубовый лист

лист осины — …

лист березы — …

лист клена — …

лист липы — …

лист яблони— …

Д/и «Один – много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Ход.  Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди капля – капли лист – листья гриб – грибы зонт – зонты плащ — плащи птица – птицы

Д/и «Назвать животных парами».

Цель: научить образовывать существительные, обозначающие детенышей животных.

Ход игры:

- А как называют детеныша белки? (Бельчонок.)

На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).

Логопед показывает картинку, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

— А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок.)

Д/и «Кому что дадим?» 

Цель:  закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные».

Ход игры:

На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (сено, яблоко, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.).

На столе — игрушечные животные (корова, лошадь, еж, белка, медведь, кошка, собака, свинья).|

В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим? »

Сено дадим корове, лошади.

Грибы дадим белке.

Орехи тоже дадим белке и т.д.

Таким образом, систематическая работа по формированию грамматически правильной речи детей даст положительные результаты. Дидактические игры, словесные упражнения позволяют воспитанникам приобрести устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов в устной речи, сводя к минимуму риск нарушения письменной речи в школе. Важно, если эта работа будет продолжаться и с родителями.

Литература

  1. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.-СПб.: СОЮЗ
  2. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. – М.: Просвещение
  3. Серебрякова Н. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха. – СПб: Детство-пресс
  4. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей

Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей

Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и л...

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.

Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....