Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагога по теме «Домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии на тему

Титова Анна Владимировна

Совместная  деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагога

с детьми 4 года обучения с речевой патологией и интеллектуальной

недостаточностью (VIII вид) по теме «Домашние животные» с использованием

интерактивных и образовательных технологий деятельностного типа

в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта  ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_domashnie_zhivotnye.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная  деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагога

с детьми 4 года обучения с речевой патологией и интеллектуальной

недостаточностью (VIII вид) по теме «Домашние животные» с использованием

интерактивных и образовательных технологий деятельностного типа

в рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта  ДО»

учитель-логопед Анна Владимировна Титова

учитель-олигофенопедагог Ольга Леонидовна Грешникова

 Санкт-Петербург

2015 год

Тема: «Друзья спешат на помощь».

Возраст детей: 6-7 лет (дети с нарушениями интеллектуального развития)

Цель: Закрепить и обобщить знания детей  по теме: «Домашние животные»

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать опыт применения  знаний детей о домашних животных и их детёнышей;
  • Закрепить знания о домашних животных (внешний вид, где живут, как голос подают, чем питаются).
  • Подвести к пониманию тесной взаимосвязи человека и животного.
  • Стимулирование сопереживания, развитие эмоционального общения
  • Активизировать и расширить словарь (кошка, котенок, собака, щенок, корова, телёнок, лошадь, жеребенок).

Воспитательные:

  • Воспитывать  гуманное отношение  к домашним животным, желание ухаживать за ними.
  •  Воспитывать умение внимательно слушать.
  •  Воспитывать коммуникативные навыки в совместных играх.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать тонкую моторику, координацию речи с движениями, тактильные ощущения.
  • Формировать умение образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные, употреблять существительные в дательном и винительном падежах)
  • Развитие диалогической речи, дыхания.  
  • Преодоление твёрдой атаки гласных.
  • Дифференциация домашних и диких животных.
  • Формирование первичных представлений о питании домашних животных
  • Развитие мимических мышц лица.
  • Развитие  навыков ориентации в пространстве, координации движений и речи: мелкой моторики рук.
  • Развитие аналитико-синтетической деятельности.
  • Развитие тактильно-двигательного восприятия.
  • Развитие умения ориентироваться на плоскости и, определять направление.
  • Становление целенаправленных действий и саморегуляции в двигательной сфере.
  • Развитие наглядно – образного мышление; самоконтроля.

Оборудование:

  • Интерактивная доска.
  • Диск с аудиозаписями, магнитофон.

1.        «Мир похож на цветной луг» (минус) вход детей

2.        «Колыбельная для малыша.  Грусть» (Игра «Эмоции»)

3.        «Наша служба и опасна и трудна» (минус) из к/ф «Следствие ведут знатоки» (Игра «Разрезные картинки»)

4.        «Паровоз - Букашка» (Игра «Паровоз»)

5.        «Баю - баюшки.- баю» (Игра «Колыбельная для малыша»)

6.        «Про следы» (А. Кукушкина) (Работа с перфокартой «Чьи следы?»)

7.        «Музыкальная заставка» (Игра «Оставь на полянке только домашних животных»)

8.        «Звуки леса»

9.         «Песенка мамонтенка» (встреча детенышей и мам)

10.        «Гудок паровоза»

11.         «Паровозик» (Игра «Паровоз»)

12.         «Полька» Штрауса» (Игра «Эмоции»)

13.         Песня о дружбе» (Рефлексия «Шарики»)

14.         «Музыкальная заставка»

  • Презентация по теме.

  • Объёмные игрушки домашних животных и их детёнышей, продуктов питания (сено, овёс (натуральные); косточка, сосиски (резиновые игрушки)).
  • Картинки с изображением домашних животных и других объектов окружающего мира.
  • Разрезные картинки из дерева с изображением домашних и диких животных разной конфигурации.
  • Перфокарты
  • Игра «Следы домашних животных».
  • Пиктограммы эмоций, прищепки.
  • Чудо-дерево, ель.

Дидактические пособия фирмы «Альма»:

  • Настенный модуль "Сравнение цветов"
  • Настенный модуль с объемными телами и зеркалами
  • Настенный модуль с 6-ю замочками и задвижками
  • Настенный модуль "Зубчатые колеса"
  • Модули «Кочки»
  • Настольный лабиринт с трубкой, вертикальный

Проектирование:

  • Чтение произведений о домашних животных. Русские народные сказки: «Кот – серый лоб, козёл да баран», « Лиса и козёл», « Волк и семеро козлят».  

С. Михалков «Как старик корову продавал»,

К. Ушинский «Спор животных», «Слепая лошадь»,

Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса», Л. Толстой «Пожарные собаки», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».

Пословицы: «Кошке игрушки, а мышке слёзки», «Корова на дворе, еда на столе», «Собака человеку неизменный друг»

  • Слушание аудиозаписи « Звуки животных», «Звуки леса».
  • Сюжетно – ролевые игры: « В деревне», «Ферма».
  • Просмотр обучающих видео презентаций собственного производства «Домашние животные. Первое знакомство», «Голоса на скотном дворе»
  • Просмотр фильма «Лето в деревне»
  • Подвижные игры : « Кот и мыши », Лазанье в мягкой трубе « Котята »
  • Дидактические игры: «Кто где живёт?», пазлы «Домашние животные», разрезные картинки,  «Назови ласково», «Дополни предложение», игра «Следы», игра «Эмоции»
  • Работа с родителями: чтение  литературы о домашних животных совместно с родителями; изготовление макета  «В деревне», просмотр передач о домашних животных, мультфильма «Простоквашино», рассказы о своих домашних питомцах. Рисование картин «Жилища домашних животных», обновление пиктограмм «Эмоции», видеосъемка детей, подбор фотографий

Ход деятельности

1. Орг. момент

Под аудиозапись «Мир похож на цветной луг», дети входят в зал, представляются (игра «Назови ласково»)

Логопед: - Здравствуйте, ребята. Посмотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и представимся.

- Здравствуйте,  меня зовут Андрей, ласково -  Андрюшенька (здороваются дети, затем дефектолог и логопед)

2. Сюрпризный момент

Дефектолог: – Я Вас всех вижу, а где же ваш друг Илья?

Дети: болеет, дома, другие варианты.

- Илья поехал к бабушке в деревню. Бабушка Ильи прислала нам письмо. У них случилась беда, убежали домашние животные. Илья прислал вам обращение (включение видеозаписи с просьбой о помощи).

3. Игра с прищепками «Эмоции»

Дефектолог - Ребята, какое настроение было у Ильи и его бабушки, когда они потеряли животных?

Дети: грустное, печальное.

- Покажите грустное лицо.

На дереве настроений много разных эмоций.  Найдите эмоцию «грусть» на дереве настроений и повесьте на ёлку.

(Дети снимают с ёлки соответствующую эмоцию и вешают на чудо-дерево под аудиозапись «Колыбельная для малыша.  Грусть»).

 

Дефектолог: Поможем Илье найти домашних животных?

Дети: - Да!

(Дети садятся на стульчики)

4. Игры: «Разрезные картинки», «4-й лишний»

Дефектолог: – К сожалению, мы не узнали, какие домашние животные пропали. Если мы   составим фотороботы домашних животных, то узнаем, кто живет на ферме у Вашего друга (составление разрезных картинок разной конфигурации под аудиозапись «Наша служба и опасна и трудна» (минус) из к/ф «Следствие ведут знатоки»)

- Посмотрите, на ферме оказались вместе и дикие и домашние животные. Кто лишний?

(Дети называют лишнее, объясняют (картинки остаются на столах)).

5. Артикуляционная гимнастика

Логопед: - Давайте мы изобразим домашних животных язычком. Если вы подружитесь со своим язычком и будете каждый день с ним играть, то очень скоро вы научитесь правильно говорить.

Кошка лакает молоко -  кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим в глубь рта.

Собака грызет косточку – слегка покусываем кончик язык, края языка.

Лошадь цокает копытом – щелкать языком с широко открытым ртом.

Корова бодается – напряженный язык совершает толкательные движения в левую и правую щеку.

6. Игра «Паровоз»

Дефектолог: Друзья, мы составили фотороботы, сделали зарядку для язычка, пора собираться в интересное путешествие в  деревню, чтобы помочь Вашему другу найти животных.

Логопед: - А на чём можно отправиться путешествовать, как вы думаете? ( на машине, автобусе, самолёте, велосипеде …) А мы с вами поедем,….впрочем,  попробуйте угадать, на чём мы поедем.

Дефектолог: - Закройте глазки, слушайте подсказку

     Звучит гудок (аудиозапись «Гудок паровоза» (в презентации))

Дети: - на паровозе.

 Логопед: - Для того чтобы наш паровоз поехал, давайте его заведем.

Дефектолог:

 - Колесо, скорей крутите,

Паровозик заведите!

(имя ребенка), медленно крути,

Первым будешь, проходи.

Ну а ты – чуть - чуть быстрее,

Ну а ты, ещё быстрее!

А потом, когда поедем,

Будем воздух выдувать,

Паровозу пар давать.

Настенный модуль "Зубчатые колеса" (дети поочередно крутят колеса, сначала медленно, потом быстрее)  (аудиозапись «Паровоз - Букашка»)

Дыхательная гимнастика: во время проигрывания припева выполняем 4 коротких выдоха, затем 1 глубокий вдох и длинный выдох.

Куплет: дети едут на паровозе (имитация)

Припев: «Чух - чух - чух, «ту-ту-ту»

Белые барашки,  (хлопают в ладоши)

Выдувает на ходу (дуют отрывисто)

Паровоз – Букашка (дуют долго)

- Стоп. Остановка. Выходит начальник станции.

Нач. станции:  - Здравствуйте, вы прибыли в деревню, на ферму. Посмотрите, какой здесь красивый луг, свежий воздух!  Я Вам дам подсказку, и Вы узнаете, где спрятались домашние животные. (Начальник станции передаёт конверт с письмом и карточками)

Дефектолог (достает письмо, написанное на бересте)

- А письмо – то непростое, написано на бересте, пахнет лесом (дает детям понюхать). Письмо от старичка-Лесовичка. Он готов помочь нам найти домашних животных и приготовил нам испытания. Если мы их пройдем, то старичок-Лесовичок поможет нам.

7. Игра «Найди детеныша». (Настенный модуль с 6-ю замочками и задвижкам)

Дефектолог: - Животные спрятались в загадочных домиках. Откройте каждый свой домик. (Дети получают карточки с заданиями, достают животных)

   

- Давайте скажем, кого вы нашли?

- Дима, кто у тебя?   И т.д.

8. Игра «Колыбельная для малыша»

Логопед: - Детеныши расстроились из-за того, что остались одни. Давайте их успокоим, покачаем и споем им песенку.

На экране –луг.

Дефектолог: - Может,  выйдем на лужок? Сядем дружно мы в кружок?

(Все садятся в круг)

 Логопед: Держим их аккуратно, песенку поем ласково, нежно. (Под аудиозапись «Баю - баюшки - баю» поем колыбельную А-А-А-А, укачиваем детенышей)                                                                    

 - Детеныши уснули, давайте положим их  и отправимся дальше, искать мам.                                  

9. Игра «Найди маму по следу»  (по презентации)

 Логопед: - Сколько следов вокруг. Они приведут нас к следующей подсказке. Давайте посмотрим, чьи это следы. Это след кошки. Значит, чей это след? (кошачий). Это след собаки. Значит, чей это след? (собачий) Это след лошади. Значит, чей это след? (лошадиный). Это след коровы. Значит, чей это след? (коровий).

 Работа с перфокартой «Чьи следы?»

Дефектолог: - Старичок-Лесовичок приготовил Вам картинки  с изображением животных и их следов. Все следы перепутались. Соедините линией след с домашним животным.

- В руку карандаш возьмите и дорожки проведите,

Первая дорожка – от следа до кошки

(под аудиозапись «Про следы» (А. Кукушкина), дети соединяют линиями следы с домашними животными)

На ковре следы  кошки

Логопед: - Чьи это следы? (кошачьи).

- Сейчас пойдем мы по следам, и узнаем, что же там

 (дети идут по следам под аудиозапись «Про следы»)

10. Игра «Оставь на полянке только домашних животных»

(Настенный модуль "Сравнение цветов")

Дефектолог: – Следы привели нас к следующей подсказке. Посмотрите как здесь много животных: и домашние и дикие, всех перемешал старичок - Лесовичок. Каких животных мы ищем?                                              

Дети: - Мы ищем домашних животных.

Дефектолог: - Что же сделать, чтобы на полянке остались только домашние животные?

Дети: (предлагают варианты)                                                                                              

Дефектолог: - Давайте отправим диких животных в лес, оставим на поляне только домашних.

 (под аудиозапись «Музыкальная заставка», дети переворачивают кубики с наклеенными изображениями животных, оставляя только домашних животных. 4 ряда квадратиков, каждому ребенку по одному ряду. На полянке остаются домашние животные и их детеныши)

Дефектолог: -

- Кто мама у котенка?

 - Дима: У котенка мама кошка. И т.д.

На ковре следы лошади.

Логопед: - Чьи это следы? (лошадиные). Давайте пройдем по ним. Они приведут нас к следующей подсказке. (дети идут по следам лошади (под аудиозапись «Про следы»), и находят фигуры: призму, цилиндр, куб и шар с наклеенными картинками домашних животных) пластмассовые и другие деревянные фигуры

11. Настенный модуль «Фигуры». Игра «Накорми животных»

Дефектолог: - Старичок-Лесовичок приготовил еще одно испытание. Найдите синий пластмассовый параллелепипед, желтую треугольную пластмассовую призму и т.д. Дети выбирают себе фигуру, дают название

Дефектолог: - Если вы проведете фигуры по правильным дорожкам, то узнаете, чем питаются домашние животные.

 (Дети берут фигуру с изображением животного и проводят ее по дорожкам. В нижнем окошке дети достают корм для животных)

Логопед: - Андрей, что ты дашь кошке? (Я дам кошке сосиску) Дима, что ты дашь собаке? (Я дам собаке косточку) и т.д.

(Дефектолог раскладывает кочки)

12. Физ. минутка. Игра «Пройди по кочкам до леса» (имитация движений).  Модули «Кочки»

Дефектолог: - А сейчас нам предстоит пройти через лес, а в лесу болото, сыро.  Идём по мягкому мху (плавно наступаем на ковер), наступили на шишку, перепрыгиваем через лужи, шагаем по кочкам (аудиозапись «Звуки леса» в презентации). 

- Давайте теперь отдохнем, присядем.

13. Игра «Звуки животных» (презентация «Звуки животных»)

Логопед: - Мы попали с вами в лес. Что вы слышите?  (аудиозапись «Звуки леса»)

(аудиозапись «Звуки животных» (презентация))

- Чей голос вы слышите?

Дети: - голос собаки (появляется собака на экране) и т.д. (звучат голоса кошки, коровы, лошади; домашние животные появляются на экране)

Дефектолог: - Молодцы, наши ребятки, отгадали все загадки! Наши животные где то рядом!

14. Сюрпризный момент. Появляется собака (заводная игрушка) и идет к дереву, где спрятались кошка, лошадь и корова (объёмные игрушки)

Логопед: - Вот и нашлись животные! Ура!!!!

Встреча детёнышей и мам (под аудиозапись «Песенка мамонтенка») Импровизация детей

14. Игра «Подбери жилище»

- Каждое животное живет в своем доме. Где живет собака (собака живет в конуре) и т.д.

- Давайте отнесем их в свои домики.  (Дети несут животных в их жилища)

15. Игра «Паровоз». Возвращение в детский сад

Дефектолог: - Пора нам возвращаться в детский сад. Садимся на паровоз (аудиозапись «Паровозик»)

16. Игра с прищепками «Эмоции»

Дефектолог:- Мы вернулись в детский сад.  Илья с бабушкой очень рады и детеныши порадовались.  Посмотрите на экран

(Обращение Ильи (видеозапись «Спасибо, друзья! До встречи). На экране остается радостный Илья, сидящий на лошади)

Как вы думаете, какое сейчас настроение у Ильи? (Дети: - веселое, радостное). Покажите настроение (дети изображают радость). Найдите на дереве настроений эмоцию «Радость» и повесьте на ёлку (под аудиозапись «Полька» Штрауса», дети снимают с дерева эмоцию «Радость» и вешают на ёлку).

17. Итог занятия. Рефлексия

Настольный лабиринт с трубкой, вертикальный

 Логопед: - Что мы сегодня с вами делали (помогали Илье найти домашних животных) Каких животных мы нашли? Какая игра вам понравилась больше всего? Какое настроение у вас сейчас? Вам понравилось помогать Илье? Если понравилось – бросьте красный шарик, если не понравилось – черный (под аудиозапись «Песня о дружбе»)

Дефектолог: - Бабушка Ильи прислала вам подарки (вручение подарков). Дети прощаются, уходят.

Достигнуты ли цели занятия?

Достаточным ли было оснащение?

Наблюдался ли интерес и активность детей в течение всего занятия?

Что не получилось в занятии?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по теме "Домашние животные" для детей 5-6 лет Подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края

Логопедическое занятие основано на программе Нищевой Н.В. "Программа коррекционно-развивающего обучения в логопедической группе"....

Методическая разработка учителя-логопеда по лексической теме: «Домашние животные и их детеныши».

Методическая разработка  учителя-логопеда  по лексической теме:«Домашние животные и их детеныши». Цель: Закрепление понятий по лексической теме «Домашние животные и их детеныши».Задачи:...

Интегрированное обобщающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе для детей с ОНР тема: «Домашние и дикие животные»

Интегрированное обобщающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием интерактивных, игровых технологий помогает не только обобщить знания детей по теме неделе, но и решать коррекц...

Дидактическое пособие учителя - логопеда по темам: «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты» созданное в компьютерной программе «Конструктор картинок»

Дидактическое пособие учителя - логопеда  по темам: «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Овощи», «Фрукты» созданное ...

Домашнее задание учителя-логопеда для старшей группы - Домашние животные

Домашнее задание учителя-логопеда для старшей группы - Домашние животные....

Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей на тему: "Домашние животные и их детеныши"

Консультация предназначается родителям детей, посещающих группу комбинированной направленности ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учитель-логопед знакомит родителей с предстоящей лексической т...