Анализ методик обследования интонационной выразительности речи у детей с нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии по теме

Соколикова Мария Анатольевна

         Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса.Следовательно, всего 7% информации передается устной речью. Причем невербальный канал передает отношение к собеседнику.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ методик обследования интонационной выразительности речи у детей с нарушениями речи

Слайд 2

Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса. Следовательно, всего 7% информации передается устной речью. Причем невербальный канал передает отношение к собеседнику.

Слайд 3

Интонация занимает важное место в структуре языка и выполняет различные функции : при помощи интонации производится членение речи на интонационно-смысловые отрезки (синтагмы) интонация оформляет различные синтаксические конструкции и типы предложений интонация участвует в выражении мысли, чувства и волеизъявления человека

Слайд 4

Наибольшее значение для теории интонации имеют работы: Л.В.Бондарко, Е.А. Брызгуновой , В.В.Виноградова, А.М. Гвоздева, Л.Р.Зиндера , Л.В.Златоусовой , Т.М.Николаевой, Н.Д.Светозаровой , И.Т.Торсуевой , Л.К.Цеплитиса , Н.В. Черемисиной, Л.В. Щербы.

Слайд 5

В.Н. Всеволодский-Гернгросс насчитывает в русской речи 16 интонаций: Вопросительная Восклицательная Интонация удивления Звательная Утвердительная Убедительная (поучительная) Положительная Просительная Пригласительная Увещевательная Повелительная Сопоставительная Интонация перерыва или связи Перечислительная Повествовательная Индифферентная

Слайд 6

Под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла (Л.В. Бондарко, 1977; И.Г. Торсуева , 1990). Само название «интонация» происходит от латинского « intonatio » (это слово образовано от глагола « intono , intonare » — «громко произносить»).

Слайд 7

мелодика ритм темп логическое ударение пауза тембр Компоненты интонации

Слайд 8

Исследованием интонационной стороны речи занимались Е.Э.Артемова , Е.Ф . Архипова, Е.Е . Шевцова, Л.Р.Забродина , О.И.Лазаренко , И.Ф. Павалаки , Л.В.Лопатина , Л.А.Позднякова

Слайд 9

- исследование восприятия и понимания основного тона высказывания; -исследование восприятия, оценки и воспроизведения темпа речи; -исследование восприятия и оценки темпа речи; -исследование темпа устных высказываний; -исследование восприятия и изменения громкости голоса; -исследование восприятия и оценки громкости голоса; -исследование воспроизведения и изменения громкости голоса Методика исследования

Слайд 10

Методика исследования -исследование восприятия и изменения тембра голоса; -исследование восприятия и оценки тембра голоса; -исследование возможности изменения тембра голоса (по подражанию и самостоятельно); -исследование восприятия и воспроизведения ударения; -исследование восприятия и воспроизведения ударения (интенсивности) в слоговых рядах; -исследование восприятия и воспроизведения словесного ударения; -исследование восприятия и воспроизведения логического ударения.

Слайд 11

Схема обследования интонационной стороны реч и обследование восприятия ритма; обследование воспроизведения ритма; обследование восприятия интонации; обследование воспроизведения интонации; обследование восприятия логического ударения; обследование воспроизведения логического уда­рения; обследование модуляций голоса по высоте; обследование модуляций голоса по силе. выявление назального тембра голоса; обследование восприятия тембра; обследование воспроизведения тембра; обследование речевого дыхания; обследование темпо-ритмической организации речи; обследование состояния слухового самоконт­роля.

Слайд 12

Исследуются: -умение регулировать темп речи; -умение регулировать ритм речи; -умение изменять высоту голоса; -умение изменять силу голоса; -умение выделять ударный слог в слове; -умение пользоваться логическим ударением; - сформированность и нтонационной выразительности речи.

Слайд 13

Схема обследования интонационной стороны речи обследование восприятия ритма; обследование воспроизведения ритма; обследование восприятия интонации; обследование воспроизведения интонации; обследование восприятия логического ударения; обследование воспроизведения логического уда­рения; обследование модуляций голоса по высоте; обследование модуляций голоса по силе. выявление назального тембра голоса; обследование восприятия тембра; обследование воспроизведения тембра; обследование речевого дыхания; обследование темпо-ритмической организации речи; обследование состояния слухового самоконт­роля.

Слайд 15

Приемы обследования Критерии оценки Ритм Восприятие ритмических структур 1. Прослушать ритмические удары (послушай, сколько было ударов : изолированные удары, серии простых ударов, серии акцентуированных ударов) 2. Произвести трансформацию звукового ритма в зрительно-пространственную схему // //; // // // ///; // Сохранность/нарушение способности восприятия ритмических структур: определение количества изолированных ударов , серии простых ударов, акцентуированных ударов .

Слайд 16

Приемы обследова ния Критерии оценки Ритм Воспроизведение ритмических структур 1. Прослушать ритмические удары и повторить их(послушай, сколько было ударов: изолированные удары, серии простых ударов, серии акцентуированных ударов, повтори): - по слуховому образцу; - по словесной инструкции (один короткий, два громких). 2. Произвести трансформацию зрительной схемы в звуковой ритм. Сохранность/нарушение способности воспроизведения ритмических структур : определение количества изолированных ударов, серии простых ударов, акцентуированных ударов.

Слайд 17

Приемы обследования Критерии оценки Интонация Восприятие интонации 1. Прослушать предложение различных интонационных типов и определить наличие повествовательного, вопросительного или восклицательного предложения (словесно, поднять карточку с обозначением интонационного типа предложения). 2. Дифференциация вариантов интонации (с обозначением их сигнальной карточкой): - в предложении; - в стихотворном тексте. Сохранность/нарушение восприятия мелодических рисунков фраз: интонация повествования, восклицания, вопросительная интонация Сохранность/нарушение дифференциации предложений различных интонационных типов (интонация повествования, восклицания , вопросительная) в предложении , в стихотворном тексте

Слайд 18

Приемы обследования Критерии оценки Интонация Воспроизведение интонации 1. Повторение предложений различных интонационных типов вслед за логопедом. 2. Воспроизведение предложений по заданному образцу, правильно проинтонировать фразу, учитывая смысловой и эмоциональный подтекст (сюжетная картинка), по направляющим вопросам логопеда. 3. Произвольное формулирование предложений различных интонационных типов по инструкции (задай вопрос, поинтересуйся, переспроси, порадуйся, похвали, расскажи, вспомни, отдай приказ и др.) Сохранность/нарушение способности употребления основных видов интонации ( интонированность ): - интонация повествования; - интонация восклицания; - вопросительная интонация .

Слайд 19

Приемы обследования Критерии оценки Логическое ударение Восприятие логического ударения определение слов, обозначенных логическим ударением, («главных») в предложении и объяснение зависимости от него смысла высказывания (возможно использование сюжетной картинки ) Катя любит сладкие ягоды. Катя любит сладкие ягоды. Катя любит сладкие ягоды. Сохранность/нарушение способности восприятия логического ударения

Слайд 20

Приемы обследова ния Критерии оценки Логическое ударение Воспроизведение логического ударения 1. Повторить за логопедом фразу, интонационно выделяя ее центр (повторить предложение и выделить в нем «важное» слово). 2. Повторить вслед за логопедом две фразы, отличающиеся местом акцентируемого слова (обозначенного логическим ударением). 3. Ответить на вопрос, самостоятельно выделяя голосом слово, обозначенное логическим ударением: Кто читает газету? – Дедушка читает газету. Что читает дедушка? – Дедушка читает газету. 3. Самостоятельный выбор слова, произносимого с логическим ударением, в зависимости от вкладываемого смысла. Правильность/нарушение постановки логического ударения во фразе. Сохранность/нарушение способности произвольно изменять место логического ударения

Слайд 21

Приемы обследова ния Критерии оценки Понимание изменения силы голоса восприятие изолированных звуков, звукоподражаний, произносимых различной силой голоса. Игровые приемы: «далеко-близко», кто-то сейчас говорит тихим голосом или громким? Понимание изменения высоты голоса восприятие изолированных звуков, звукоподражаний, произносимых различной высотой голоса. Игровые приемы: как подают голоса животные и их детеныши? «Три Медведя ». Сохранность/нарушение способности понимания изменения силы и высоты голоса

Слайд 22

Приемы обследования Критерии оценки Тембр Восприятие тембра 1. Различение тембра голоса на материале междометий (понимание различных эмоциональных состояний «послушай и покажи подходящую картинку»); 2. Различение тембра голоса на материале предложений; 3. Различение тембра голоса людей разного возраста и пола. Воспроизведение тембра 1. Передача эмоционального состояния междометиями с помощью разных оттенков голоса; 2. Изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок Эмоциональная окраска голоса (сохранность/нарушение способности передачи голосом эмоциональных переживаний и чувств). Сохранность/нарушение способности изменения окраски голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией

Слайд 23

Приемы обследова ния Критерии оценки Темп Восприятие темпа 1. выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слогов логопедом (Игра «Слушай внимательно») Воспроизведение темпа повторение фраз вслед за логопедом (в обычном для ребенка темпе); 2. произнесение хорошо знакомого стихотворения; 3. пересказ рассказа; 4. произнесение в указанном темпе доступного для правильного произношения речевого материала сопряжено, отраженно и самостоятельно (способность изменять темп речи) Сохранность/нарушение способности восприятия темпа. темп: ускорен значительно, ускорен незначительно, умеренный, замедлен незначительно, замедлен значительно, неровный.

Слайд 24

Афоризмы Желая кому-нибудь счастья или доброго здоровья, следи за интонацией, - а то ведь могут и побить... Канцелярский язык-это язык, исключающий интонацию. Умного занудой делает только интонация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников с нарушением интеллекта.

      Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, пра...

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями

Материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей дошкольников, имеющих речевые нарушения. Консультация познакомит Вас с особенностями формирования интонационной выразительности речи у детей с ...

Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредствам использования презентаций

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

Логопедическая работа  по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями....

Методика обследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (авторы Артемова Е.Э. и Архипова Е.Ф.)

Одна из наиболее известных методик для обследования уровня сформированности интонационной стороны речи, позволяющая оценить все компоненты интонации....

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями

Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничив...

Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Работа над интонационной выразительностью речи является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность включает в себ...