Примерные формулировки заполнения речевых карт
материал по логопедии на тему

Ключ к заполнению речевых карт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyuch.docx58.47 КБ

Предварительный просмотр:

Примерные формулировки заполнения речевых карт

ВВОДНАЯ БЕСЕДА

(коммуникативная функция)

ВЫВОД: 1. На все вопросы отвечает самостоятельно, правильно. Запас знаний о себе и семье в пределах возрастной нормы. Имеются временные представления        относительно своего возраста: чётко отвечает сколько лет было и сколько будет. Знает точно домашний адрес.

2. Отвечает по наводящим вопросам. Затрудняется ответить на ряд вопросов (не знает). Сведения о семье неполные. Не имеет представления о понятии «родственные связи». Не знает отчество родителей. Неполные представления о месте их работы. На вопрос «Кто в семье старший?» отвечает, но дать осознанного обоснованного ответа не может. Имеет неполные сведения о себе (не знает точной даты своего рождения).

3. На все вопросы отвечает неверно (фантазирует, не отвечает). Знания о себе и семье не сформированы.

Старшая группа

1.Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.

2. Ребенок не сразу,   а  избирательно вступает в контакт, но его эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.

3. Ребенок не сразу вступает в контакт или отказывается вступать в контакт. Эмоциональные реакции не адекватны и не устойчивы. Ребенок эмоционально лабилен.

Подготовительная группа

1. Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.

Ребёнок многословен, охотно вступают в речевое общение, активен в диалоге, строит общения с учётом ситуации, пользуется формами речевого этикета.

Ребенок вступает в контакт практически сразу. Эмоциональные реакции достаточно адекватны и устойчивы. Ребенок эмоционально стабилен.

2. Ребёнок активен в общении, умет слушать и понимать речь, не всегда пользуется формами речевого этикета.

Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт избирательно. Эмоциональные реакции не адекватны и не устойчивы. Ребенок эмоционально не стабилен.

Ребёнок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета - неустойчивое.

3. Ребёнок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета.

Экспрессивная речь ребёнка не выполняет коммуникативной функции, крайне ограничена. Он не пользуется формами речевого этикета.

СОСТОЯНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Общая моторика (сила, точность, темп, координация движений, переключение от одного движения к другому, точность воспроизведение пространственно-временных параметров, удерживание в памяти элементов действий, наличие самоконтроля при выполнении действий).

ВЫВОД: 1.Нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет, достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок, ОВД по программе возрастной группы владеет.

Общая и ручная моторика   ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе. Координация движений не нарушена. Ребенок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

Ребенок моторно ловкий, хорошо координированный, все движения выполняет в полном объеме и нормальном темпе.

Ребенок может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; может бросить мяч от груди, из-за головы; может подбросить и поймать мяч; может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее.

2. Грубых нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет, координация удовлетворительная. ОВД по программе возрастной группы владеет. При выполнении заданий отмечается некоторая неуклюжесть, неловкость.

Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движении (нарушения моторики в виде недостаточной координации движений), ОВД по программе возрастной группы владеет недостаточно, неуверенность в движениях, сниженная скорость и ловкость выполнения упражнений, не умеет выполнять прыжки (дизартрики не прыгают на левой ноге!), нарушена координация движений ног во время ходьбы.

Общая и ручная моторика ребенка развиты несколько ниже возрастной нормы, все движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе. Координация движений несколько нарушена.  

Ребенок недостаточно   ловок и координирован, но все движения выполняет практически в полном объеме и нормальном темпе.

Ребенок может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; может бросить мяч от груди, из-за головы; может подбросить и поймать мяч; может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее, но при этом проявляется его некоторая раскоординированность и моторная неловкость, присущая детям с ОНР.

3. Серьёзное отставание в усвоении программного материала. Плохая координация движений, нарушение согласованности,   точности,   одновременности, нет синхронности в движения, общая вялость, замедленность, моторная неловкость, "застревание" на одной позе, насильственные движения,

Программный материал не усвоен. Ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

Общая   моторика   ребенка развита ниже возрастной нормы, все движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе. Координация движений грубо нарушена. Ребенок моторно неловкий.

Ребенок моторно неловок, плохо координирован, все движения выполняет не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе.

Ребенок не может прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте; не может прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно, согласовывая эти действия; не может бросить мяч от груди, из-за головы; не может подбросить и поймать мяч; не может самостоятельно залезть на гимнастическую стенку и слезть с нее или делает это крайне неуверенно и только с помощью взрослого.

РУЧНАЯ МОТОРИКА.

Мелкая моторика (сила, точность, темп движений, синхронность движений правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому)

Ведущая рука (левша, амбидекстр (хорошо владеет обеими руками)

ВЫВОД: 1. Мелкая моторика развита хорошо. Уверенно владеет карандашом, ножницами. Отмечается сохранность функции. Объём движений полный. Координация нормальная. Темп нормальный (быстрый, медленный). Переключаемость точная.

Ребенок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

Ручная моторика развита соответственно возрасту, все движения выполняются в полном объеме; ребенок хорошо переключается с одного движения на другое. У ребенка не отмечаются леворокость и амбидекстрия. Ребенок умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека. Ребенок умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.

 

2. Мелкая моторика развита недостаточно хорошо  Владеет карандашом, ножницами с напряжением, затрудняется в штриховке. Объём движений неполный. Переключаемость неточная. Незначительные нарушения координации.

Ребенок правильно держит карандаш, рисует прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, но делает это не достаточно легко и ловко.

Ручная моторика развита достаточно хорошо, практически все движения выполняются в полном объеме; но ребенок испытывает небольшие затруднения при переключении с одного движения на другое. У ребенка может отмечаться леворукость или амбидекстрия.

Ребенок умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека, но делает это не вполне уверенно.

Ребенок умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата, но делает это недостаточно ловко и уверенно.

3. Мелкая моторика развита слабо. Нарушение пальцевой моторики. Недостаточная (неполная) координация пальцев кисти рук. Моторная ограниченность. Объём движений ограничен.

Плохо работает карандашом, ножницами. Координация нарушенная. Движения неточные неуверенные. Объём движений строго ограничен.

Ребенок не умеет правильно держать карандаш, не может без помощи рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека; не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

Ручная моторика развита плохо, все движения выполняются в не полном объеме; ребенок плохо переключается с одного движения на другое. У ребенка отмечаются леворукость или амбидекстрия.

Ребенок не умеет рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека.

Ребенок не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата.

МИМИЧЕСКАЯ МУСКУЛАТУРА

 

 ВЫВОД: 1.Насильственных движений мимической мускулатуры нет.

В мимической мускулатуре движения выполняются в полном объеме и точно, синкинезии отсутствуют.

Мышечный тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе, синкинезий нет.

2. Отставание развития лицевой моторики. Бедность мимики. Слабость и недостаточная
дифференцированностъ эмоций.

В мимической мускулатуре движения выполняются не всегда в полном объеме и не всегда точно, присутствуют синкинезии.

Мышечный тонус мимической мускулатуры несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в несколько замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии.

3. Нарушения мимики. Ярко выраженная ассиметрия лица. Отмечаются судорожные движения мышц внеречевой мускулатуры лица (тики), туловища, конечностей:    зажмуривание глаз, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, сжимание пальцев, притопы ногами, т.д.

В мимической мускулатуре движения выполняются не в полном объеме и не достаточно точно, присутствуют синкинезии.

Мышечный тонус мимической мускулатуры значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе, отмечаются синкинезии.

СОСТОЯНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

 ГУБЫ нормальные (без особенностей, без отклонения в строении), массивные, толстые, мясистые, короткие, тонкие, малоподвижные, достаточно подвижные, смыкаются плотно (неплотно), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней), обвисает нижняя губа, взаиморасположение ( в норме), парез, оскал, хейлоскиз - расщепление верхней губы (расщелина), укорочение верхней губы, послеоперационные рубцы, шрамы.
Выполнение упражнений:   «Трубочка»        «Улыбка»        попеременно        

Тонус нормальный, повышенный (гипертонус - напряжение мышечного тонуса), чрезмерно напряжённый, пониженный, вялый (гипотонус)        

Объём движений полный, неполный, ограничен, строго ограничен        

Подвижность: достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, движения неточные, вялые, медленные        

Переключаемость, точность быстрая, достаточная, недостаточная, испытывает затруднения в переключении с  одного вида движений на другое, в удержании заданной позы, двигательные функции сохранены        

ЗУБЫ: нормальные, крупные, мелкие, ровные, неровные, кривые, вне челюстной дуги, поставлены плотно, поставлены редко ( вверху, внизу), с большими промежутками (наличие диастемы, диастемы между передними зубами), отсутствуют (недостающие) резцы (верхние, нижние/передние, коренные), неправильное положение (аномалии) верхних или нижних резцов (внизу растут вперёд), нарушение зубного ряда, двойной ряд зубов        

ПРИКУС: нормальный (верхние резцы слегка заходят за нижние), ортогнатитический,   открытый передний (коренные зубы смыкаются, а передние нет), боковой (передние зубы смыкаются, а боковые нет): двусторонний, односторонний, глубокий, дисталъный,   метальный, прямой, перекрёстный закрытый передний (верхние зубы ровно ложатся на нижние)

ЧЕЛЮСТИ: соответствуют норме, прогения (выдвинута нижняя челюсть), прогнатия (выдвинута верхняя челюсть, рот не закрывается)        

Подвижность нижней челюсти: из стороны в сторону, вперёд - назад, умеет держать рот открытым (10-15 сек.на 2 пальца, на 1 палец), умеет держать рот закрытым, легко постукивать зубами при разомкнутых губах        

ТВЕРДОЕ НЕБО: нормальное, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), имеется плёночка в виде треугольника, плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов, увуля, субмбукозная щель/расщелина («волчья пасть»)        

МЯГКОЕ НЁБО:, длинное, короткое, подвижное, малоподвижное, неподвижное, парез (списание всего язычка), односторонний парез(свисание одной половины языка),, раздвоенное (расщелина мягкого нёба), отсутствие маленького языка, ограничение движений мягкого нёба, ярко выраженная асссиметрия        

Энергично произнести звук «А» при широко открытом рте: поднимание нёбной занавески, наличие или отсутствие утечки воздуха через нос, равномерность утечки при произношении гласного звука, наличие или отсутствие глоточного рефлекса        

ЯЗЫК (форма и размер): нормальный, обычный, макроглоссия (массивный, большой, мясистый), микроглоссия (маленький), длинный, короткий, широкий, узкий, прямой, гипертрофия корня языка, «географический», ярко выраженная ассиметрия языка.

Выполнение упражнений:   «Широкий - узкий»        «Маятник»        «Качели»        «Цоканье»        

Кончик языка: истонченный, широкий, раздвоенный (впереди небольшая расщелина)        

Позиция в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении, ассиметричное положение вытянутого вперёд языка        

Тонус: тонус нормальный, гипертонус - повышенный, напряжённый, чрезмерно напряжённый, гипотонус -пониженный, вялый        

Подвижность: достаточная (подвижен),   недостаточная (малоподвижен), тремор вытянутого вперёд языка (непроизвольные колебания и беспокойство), гиперкинезы, изменение конфигурации, отклонение (девиация)   в сторону (вправо, влево), остаточные явления пареза, кинестетическая апраксия        

Движения (наличие или отсутствие движений вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево): все движения доступны,   правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движений, замедленное и несколько напряжённое выполнение, вялые, замедленные, ограниченная возможность проводимых движений из-за параличей, парезов, мышц      (ограничены вверх, недостаточное загибание кончика языка вверх), замены движений, невыполнение.

Объём движений: полный, неполный        

Точность выполнения: движения неточные, выполняются нечётко, с ошибками, длительный поиск позы, синкинезии, гиперкинезы        

Добавочные и лишние движения (синкинезии): движение нижней челюсти при движении языка вверх, движение пальцев рук при движении языка, насильственные непроизвольные движения, наличие тремора  отклонение кончика языка, неправильные, уклады        

Длительность удерживания заданного положения: при высовывании трудно удерживает заданную позу        

Кинестетическая апраксия (невозможность произвести произвольно артикуляционное движение), ослабление произвольных движений вследствие нарушений иннервации мышц или группы мышц        

Переключаемость: быстрая (переход от одного движения к другому осуществляет быстро, свободно, легко), достаточная, недостаточная (нарушена скорость образования смычки), в переключении с одного движения на другое испытывает большие трудности, темп выполнения и переключаемость несколько замедленны.

ПОДЪЯЗЫЧНАЯ СВЯЗКА («УЗДЕЧКА»): нормальная, укороченная, короткая, толстая, массивная, спайка с тканями подъязычной области        

САЛИВАЦИЯ: соответствует норме, повышенная (усиленное слюнотечение)        

ЩЁКИ: тонус нормальный, повышенный (напряжение мышечного тонуса), чрезмерно напряжённый, пониженный, вялый        

Выполнение упражнений:    надуть        втянуть        надуть попеременно

СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.

1. Артикуляционная моторика в норме, движения выполняются в полном объеме и точно; переключаемость в норме; синкинезии и тремор отсутствуют; саливация в норме.

Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата в норме, движения выполняются в полном объеме и нормальном темпе; переключаемость хорошая; синкинезий, тремора, обильной саливации нет.

2. Артикуляционная моторика несколько нарушена, движения выполняются не в полном объеме и не всегда точно; переключаемость снижена; присутствуют синкинезии и тремор; саливация повышенная.

Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата несколько понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме и замедленном или ускоренном темпе; переключаемость несколько затруднена; отмечаются синкинезии, тремор, повышенная саливация.

3. Артикуляционная моторика нарушена. Движения выполняются не в полном объеме и не достаточно точно; переключаемость снижена; присутствуют синкинезии и тремор; саливация значительно повышена.

Мышечный тонус органов артикуляционного аппарата значительно понижен или повышен, движения выполняются не в полном объеме, в замедленном или ускоренном темпе; переключаемость плохая; отмечаются синкинезии, тремор, обильная саливация.

СОСТОЯНИЕ ПРОСОДИКИ

ДЫХАНИЕ: поверхностное, верхнеключичное (в норме: до З – х раз за 16-20 сек), ключичное, ключично-грудное, грудное (диафрагмальное), костно-абдоминальное, диафрагмально-речевое не сформировано        

Носовое дыхание: соответствует норме, затруднено, отсутствует, неровное, прерывистое, вдох и выдох короткие, поверхностное, шумное, нет пауз, с подниманием плеч, наличие носового оттенка.

Ротовой выдох: сформирован (норма: на 1 выдох 3-4 слова), не сформирован        

Выдох при фонации: ротовой, смешанный        

ГОЛОС: нормальной силы, громкий, чрезмерно громкий, крикливый, не громкий, тихий, слабый, глухой с носовым оттенком (назализованный, гнусавый), затухающий, сдавленный (тусклый, сиплый), прерывистый, не полётный, гортанный (форсированный, напряжённый), с отсутствием голосовых модуляций (наличие, отсутствие) монотонности, не может менять высоту тона, спонтанный, не умеет говорить шёпотом.
РЕЧЬ: выразительная, употребляет основные виды интонации (повествовательную, вопросительную, побудительную), разборчивая, разборчивость снижена, неразборчивая, малопонятная, интонационно-невыразительная, монотонная, назализованная, с незначительной назализацией, смазанная        

Темп речи: нормальный, медленный, замедленный, несколько замедленный (брадилалия), ускоренный (скороговорка), быстрый (тахилалия), скачкообразный, захлебываясь на вдохе, с запинками, неправильные паузы в потоке речи, заикание        

Ритм речи: нормальный, растянутый, скандированный, с определёнными паузами (правильность употребления пауз)        

1. Объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации.   Дыхание диафрагмальное.  

2. Объем    дыхания    и продолжительность выдоха недостаточные, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации.

3. Объем дыхания недостаточный, выдох короткий, голос  слабый, сиплый, хриплый, модуляция нарушена. Темп и ритм речи нарушены, паузация нарушена. Ребенок не употребляет основные виды интонации. Речь не интонирована.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Характер произношения звуков (отсутствие, искажение, замены, вариативные замены, смешения)
ВЫВОД: 1. Звукопроизношение соответствует норме (в пределах возрастной нормы)

Ребёнок правильно, отчётливо произносит все звуки родного языка.

Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме.

Звукопроизношение   соответствует   возрастной   норме.   Нарушено   произношение сонорных звуков (звуки [р],[л],[р'],[л'] отсутствуют либо заменяются на звук [j], либо звуки [р], [л] заменяются на звуки [р'], [л']).

2. Фонетический строй речи сформирован недостаточно, изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи, фонетические дефекты звукопроизношения (пропуски, отсутствие, искажения), фонологические дефекты (замены, вариативные замены, простой звук заменяется сложным, смешения).

У ребёнка отмечается недостаточная чёткость произношения или искажение, смешение, замена некоторых звуков родного языка.

Нарушено    произношение    4—6    звуков.    

Звукопроизношение не соответствует возрастной норме. Нарушено произношение двух групп звуков.

3. Ребёнок дефектно произносит большинство звуков родного языка.

Состояние   звукопроизношения   не   соответствует   возрастной   норме,   нарушено

произношение 10 и более звуков.

Звукопроизношение не соответствует возрастной норме. Нарушено произношение

трех-четырех групп звуков.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

 ВЫВОД: 1. Фонематический слух соответствует норме (сохранный).

Ребёнок точно дифференцирует все звуки родного языка.

Ребёнок допускает небольшие неточности при дифференцировании звуков родного языка.

Ребенок без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

2. Фонематический слух развит недостаточно. Не всегда различает и правильно употребляет сходные звуки, слоги, слова.

У ребёнка отмечается неустойчивость дифференциации звуков родного языка.

У ребёнка отмечается неустойчивость и недостаточная чёткость дифференциации звуков родного языка. Трудности повторения серии слогов, слов с фонетически близкими звуками.

Ребенок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении, но при этом допускает единичные ошибки.

3. Фонематический слух неразвит. Путает сходные звуки, слоги, слова.

Ребёнок не дифференцирует звуки родного языка.

Ребенок не дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении или допускает при дифференциации множественные ошибки.

Ребенок плохо дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ.

ВЫВОД:  1. Языковый анализ и синтез соответствуют номе (сформированы на достаточном уровне).

Ребёнок точно выделяет начальный и конечный звуки в словах.

Ребёнок допускает небольшие неточности при выделении начального или конечного звуков в словах.

Выделяет начальный ударный гласный из слов.

Умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове.

2. Языковый анализ и синтез сформированы недостаточно (развит в недостаточной степени). Трудность представляет определение места звука в слове.

У ребёнка отмечается неустойчивость навыка выделения начального и конечного звуков в словах.

Выделяет начальный ударный гласный из слов, допуская отдельные ошибки.

Умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове, но иногда допускает отдельные ошибки.

3. Языковый анализ и синтез не сформированы (не развит).

У ребёнка отмечается неустойчивость навыка выделения начального и конечного звуков в словах. Трудности проведения звукового анализа слов.

Ребёнок не выделяет начальный и конечный звуки в словах.

Не выделяет начальный ударный гласный из слов.

Не умеет определять количество и последовательность звуков в слове.

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ

 

Слова каких слоговых структур ребенок освоил.

Если  освоил, указывается тип слоговой структуры (многосложные, со стеченьями согласных, малознакомые, количество слогов и из каких слогов состоит, например трехсложные со стечением согласных на границе слогов).

Характер ошибок: пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог; переставляет согласные; очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова; при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец.

Элизии ( пропуски звуков, слогов, слов),   итерации (не судорожные запинки, повторы и добавления в речи), контаминация ( «склеивание», соединение слоговых частей двух слов), смешение элементов двух или более слов, (усечение) выпадение конечного звука или звуков, сокращение слова, пропуск (отсутствие звука в слове), персеверации (циклическое повторение, отсроченное повторение или настойчивое воспроизведение), перестановка (перемещение звуков или букв), антиципации (замена предшествующего звука последующим), «парафазии» (замены). Повторение слов:   без ошибок, с 2 -мя, 3 - мя ошибками, с множеством ошибок.

Повторение предложений:  без ошибок, с 2 -мя,  3 - мя    ошибками, с множеством ошибок.

ВЫВОД:  1. Произнесение слов сложной звуко-слоговой структуры не нарушено.

Ребёнок полностью усвоил слоговую структуру слов.

Ребенок не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.

Ребенок не нарушает звуко - слоговую структуру сложных слов.

2. Произнесение слов сложной звуко-слоговой структуры нарушено незначительно (сохраняется ритмический контур, ударение, число слогов).

Ребёнок иногда допускает ошибки в малознакомых словах.

Ребёнок допускает небольшое количество ошибок при произнесении предложений, содержащих слова сложной слоговой структуры и при изолированном произнесении многосложных слов.

Ребенок не грубо нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.
Ребенок незначительно и только на фоне предложения нарушает звукослоговую структуру сложных слов.

3. Произнесение слов сложной звуко-слоговой структуры грубо нарушено.

Ребёнок допускает более 3 - х ошибок. Сохраняет количество слов в предложении и слогов в многосложных словах.

Ребёнок пропускает слова в предложении, в многосложных словах опускает предударный слог, приставки.

Ребенок грубо нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.

Ребенок значительно нарушает звуко -слоговую структуру сложных слов.

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

(понимание обращенной речи)

ВЫВОД: Нулевой уровень: не воспринимает речь окружающих, иногда реагирует на своё имя, реже - на интонации, запрещения, поощрения.

Ситуативный уровень: понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром, знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.

Номинативный уровень: ориентируется в названиях предметов, изображённых на отдельных картинках (идёт, сидит, читает, т.п.), но совершенно не понимает косвенных падежей (чем? кому?  с кем? т.п.).

Предикативный: понимает много названии, действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображённых на сюжетных картинках. Различает значение нескольких первообразных предлогов (положи в коробку, на коробку, около коробки).

Расчленённый уровень: различает изменение значений, выносимых отдельными частями слова (морфами, флексиями, приставками, суффиксами (стол - столы, улетел - прилетел).

Пассивный словарь достаточен.

Объём активного словаря достаточный, точно понимает значение слов, словосочетаний и предложений.

1. Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме. Ребенок может показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные логопедом действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами.

Объем пассивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно показывает по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов.

Ребенок безошибочно показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт.

Ребенок безошибочно показывает по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками.

2. Пассивный словарь ребенка несколько ниже возрастной нормы.  Ребенок может показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию, но при этом может допустить единичные ошибки. Ребенок может показать на предложенных картинках названные логопедом действия, но при этом допускает единичные ошибки. Ребенок может показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами, но при этом допускает отдельные ошибки.

Объем пассивного словаря практически соответствует возрасту. Ребенок показывает по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов, допуская единичные ошибки.

Ребенок показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт, допуская единичные ошибки.

Ребенок показывает по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками, допуская отдельные ошибки.

3. Пассивный словарь ребенка не соответствует возрастной норме. Ребенок не может показать по просьбе логопеда по несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; не может показать на предложенных картинках названные логопедом действия; не может показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами, или делает это с множественными ошибками.

Объем пассивного словаря не соответствует возрасту. Ребенок не всегда может показать по просьбе логопеда отельные предметы, объекты, части предметов и объектов.

Ребенок не всегда может показать по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт.

Ребенок не всегда может показать по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками.

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

(активное устное высказывание)

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС: объем соответствует  озрастной норме,

ниже возрастной нормы, ограничен лепетными словами,

ограничен бытовой лексикой;

представленность в словарном запасе различных морфологических категорий — существительных, глаголов, прилагательных, наречий (преимущественно представлена конкретная бытовая лексика, преимущественно использует глагольную лексику, незначительный объем прилагательных, наречий и др.);

соотношение активного и пассивного словаря;

трудности актуализации словаря — с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принцип (какому?);

особенности семантического наполнения: использование слова в ситуативно -  связанном значении, использование слова в расширенном значении;

уровень сформированности  обобщающей функции слова -наличие бытовых обобщающих понятий, использование слова в переносном значении; использование многозначных слов; усвоение терминологической лексики в соответствии с программой.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Предметный словарь.  Владеет обобщающими понятиями, самостоятельно их называет. Правильно объясняет лексические значения слов. Знает многозначность слов, абстрактные понятия, синонимы, антонимы, знает и называет детёнышей животных, распространённые профессии;

Обобщающими понятиями владеет плохо, при толковании лексических значений слов допускает ошибки. Синонимами не владеет, антонимы понимает. Не знает малоупотребительных слов. Называет только некоторые распространённые профессии.

Словарь признаков правильно называет предметы по описанию, недостаточно прилагательных, умеет называть эпитеты.

Глагольный словарь. Владеет глагольной лексикой, Преобладают глаголы. Наречия употребляет редко, недостаточно наречий.

ВЫВОД: 1. Словарный запас сформирован, соответствует возрастной норме (достаточный).

Ребёнок правильно, точно классифицирует все понятия, выделяет лишний предмет, детально объясняет значение и назначение предмета, называет и показывает части предмета, подбирает синонимы и антонимы, подбирает по несколько имён прилагательных к каждому имени существительному и имена существительные, подбирает по несколько глаголов и имён к каждому слову.

Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов,  обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке. Ребенок не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках. Ребенок называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов.

Объем активного словаря ребенка соответствует возрастной норме.

Ребенок может назвать по 4—5 существительных по всем предложенным логопедом темам; может назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи антонимы.

Объем глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по указанным картинкам.

Объем словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать признаки предметов по указанным картинкам.

2. Словарный запас недостаточен, ограничен (в пределах обихода)

Ребёнок иногда допускает неточности в подборе обобщающего слова, выделении лишнего предмета и при формулировании выводов, при объяснении значения предмета, назывании и показе части предмета, подборе синонимов и антонима, подборе глагола и имени существительного к слову.

Ребёнок допускает небольшое количество ошибок при подборе обобщающих слов, при выделении лишних предметов, при объяснении значения и назначения предмета, при назывании и показе частей предметов, при подборе синонимов, антонимов и имён прилагательных, при подборе глаголов и имён существительных.

Уровень развития экспрессивного словаря несколько ниже нормы. Ребенок называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов, но при этом допускает единичные ошибки. Ребенок обобщает предметы и объекты, изображенные на картинках, но допускает при этом единичные ошибки. Ребенок допускает единичные ошибки при назывании действий, изображенных на картинках. При назывании основных и оттеночных цветов ребенок допускает отдельные ошибки. При названии формы указанных предметов ребенок допускает единичные ошибки.

Объем активного словаря ребенка практически соответствует возрастной норме.

Ребенок может назвать по 3—4 существительных по всем предложенным логопедом темам; может назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи некоторые антонимы.

Объем глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по указанным картинкам, допуская единичные ошибки.

Объем словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать признаки предметов по указанным картинкам, допуская единичные ошибки.

3. Словарный запас значительно ограничен, не соответствует биологическому возрасту ребёнка, беден.

Ребёнок допускает более З - х ошибок при классификации понятий, при выделении лишних предметов и не может сформулировать выводы. Затрудняется в объяснении значения слова, в назывании и показе частей предметов и при подборе синонимов и антонимов слов. Отвечает односложно. Допускает 3 и более ошибок при подборе глаголов и имён существительных.

Ребёнок не выполняет задания.

Уровень развития экспрессивного словаря не соответствует возрасту. Ребенок не называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов или допускает множественные ошибки при выполнении этого задания. Ребенок не обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке, или допускает множественные ошибки при выполнении задания. Ребенок допускает множественные ошибки при назывании действий, изображенных на картинках. Ребенок не называет основные и оттеночные цвета, не называет форму указанных предметов или допускает множественные ошибки при выполнении задания.

Объем активного словаря ребенка не соответствует возрастной норме и гораздо ниже его.

Ребенок не может назвать даже по 2—3 существительных по всем предложенным логопедом темам; не может назвать части тела и части указанных предметов; не может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; не использует в речи антонимы.

Объем глагольного словаря не достаточный. Ребенок не может назвать действия по указанным картинкам или делает это с множественными ошибками.

Объем словаря прилагательных не достаточный. Ребенок не может назвать признаки предметов по указанным картинкам или делает это с множественными ошибками.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

 

Тип предложения: отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое, распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, ослож ненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватно замыслу;

развернутость предложения (длина в среднем);

степень выраженности аграмматизма при его наличии: отсутствие грамматических форм, начатки грамматической оформления, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмматизм, отдельные аграмматизмы (какие?), неустойчивые ошибки;

уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;

характер аграмматизма: отсутствие грамматических средств, смешение моделей, гипергенерализация, нарушение порядка слов в предложении, пропуски (замены, смешения) предлогов, др.

Навыки составления предложений

Имя существительное

Навыки словообразования

Навыки словоизменения по падежам, по родам, по числам

Имя прилагательное

Навыки согласования с существительным

Навыки образования прилагательных

ВЫВОД: 1.  Грамматический строй речи соответствует норме (сформирован). Грамматическая форма хорошо усвоена, т.к. употребляется в разных по назначению словах. Отвечает без аграмматизмов. Имеются случаи словообразования по аналогии.

Ребёнок правильно, точно, преобразует имена прилагательные от имён существительных, образует имена существительные с уменьшительно - ласкательным значением, понимает все предлоги, число, род и падеж, подбирает названия детёнышей животных Правильно, точно образует притяжательные прилагательные, согласовывает имена числительные с именами существительными, согласовывает имена прилагательные с именами существительными, образует имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах.

Уровень развития грамматического  строя речи  соответствует возрастной  норме.

Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными. Ребенок образовывает существительные.

Уровень развития грамматического  строя речи  соответствует возрастной норме.

Ребенок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах: существительные множественного числа в родительном падеже.

Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; правильно употребляет предложно-падежные конструкции.

Ребенок умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами —онок-, -енок-, -ат-, -ят-; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.

2. Грамматический строй речи сформирован недостаточно. Отвечает с аграмматизмами. Наблюдается нарушение порядка слов, использование аморфных частей слов, взаимозамены грамматических категорий.

Действует методом проб и ошибок. Допускает аграмматичные предложения, пользуется  словами с правильным и неправильным оформлением их окончаний. Владеет конструкциями типа: И.П. + согласованный глагол, но в его речи отсутствуют оформленные предложные конструкции.

Ребёнок подбирает по одному имени прилагательному к каждому имени существительному. Правильно преобразует имена прилагательные от имён существительных. Иногда допускает неточности при подборе имён прилагательных, при подборе названий детёнышей животных. Иногда допускает неточности в образовании имен существительные с уменьшительно -ласкательным значением, в подборе имён существительных и притяжательных прилагательных, в понимании предлогов и числа, рода, падежа. Иногда допускает неточности при согласовании имён числительных с именами существительными, при согласовании имён прилагательных с именами существительными, при образовании числа имён существительных.

Ребёнок допускает небольшое количество неточностей при подборе названий детёнышей животных. Ошибки при преобразовании имён прилагательных от имён существительных, при образовании имён существительных с уменьшительно - ласкательным значением, при понимании предлогов и рода, числа, падежа. А так же при образовании притяжательных прилагательных, при согласовании имён числительных с именами существительными, при согласовании имён прилагательных с именами существительными, ошибок при образовании имён существительных единственного и множественного числа в косвенных падежах.

Уровень развития грамматического строя речи ребенка несколько ниже возрастной нормы. При употреблении имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, имен существительных в косвенных падежах, имен существительных множественного числа в родительном падеже ребенок допускает единичные ошибки. При согласовании прилагательных: с существительными единственного числа ребенок допускает единичные ошибки. При употреблении предложно-падежных конструкций, согласовании числительных 2 и 5 с существительными ребенок допускает отдельные ошибки. При образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и .названия детенышей животных ребенок допускает отдельные ошибки.

Уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме. Ребенок образует формы существительных в именительном падеже единственного в множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже, допуская единичные ошибки.

Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; правильно употребляет предложно-падежные конструкции, иногда допуская отдельные ошибки.

Ребенок умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами —онок-, -енок-, -ат-, -ят-; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида, но иногда допускает отдельные ошибки.

3. Грамматический строй речи не сформирован.

Допускает более 3 х ошибок при подборе названий детёнышей животных, при преобразовании имён прилагательных от имён существительных, при образовании имён существительных с уменьшительно - ласкательным значением, при понимании предлогов и рода, числа, падежа. А так же при образовании притяжательных прилагательных, при согласовании имён числительные с именами существительными, при согласовании имён прилагательные с именами существительными, при образовании имён существительных единственного и множественного числа в косвенных падежах.

Невыполнение задания.

Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме. Ребенок допускает множественные ошибки при употреблении имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Ребенок допускает множественные ошибки при употреблении имен существительных в косвенных падежах; имен существительных множественного числа в родительном падеже; при согласовании прилагательных с существительными единственного числа. Ребенок допускает множественные ошибки при употреблении предложно-падежных конструкций; согласовании числительных 2 и 5 с существительными. Ребенок допускает множественные ошибки при образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названий детенышей животных.

Уровень развития грамматического строя речи не соответствует возрастной норме.

Ребенок допускает множественные ошибки при образовании формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительных множественного числа в родительном падеже.

Ребенок допускает множественные ошибки при согласовании прилагательных с существительными единственного числа; при употреблении предложно-падежных конструкций.

Ребенок не умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами —онок-, -енок-, -ат-, -ят-; не умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; не умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида или делает это с множественными ошибками.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

 

 ПЕРЕСКАЗ

ВЫВОД: 1.Развёрнутая фразовая речь. Пересказ полный, близкий к тексту. Пересказывает самостоятельно. Связно, последовательно отражает содержание рассказа, но составляет рассказ лаконичный, может предложить свою интерпретацию рассказа.

Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки. При пересказе ребёнок последовательно и точно воспроизводит текст, правильно строит предложения.

2. Пересказывает текст кратко, недостаточно полно. На вопросы отвечает. Короткая фраза. Пересказывает при помощи взрослого.

Уровень развития связной речи несколько ниже возрастной нормы. Ребенок без помощи взрослого не может пересказать небольшой текст с опорой на картинки.

Уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме.

При пересказе ребёнок допускает незначительное отклонение от текста. Отсутствуют грамматические ошибки, длительные паузы. Отмечается незначительное количество подсказок.

Ребёнок не сохраняет основной сюжетной линии при пересказе, соскальзывает на второстепенные детали, нуждается в подсказках по ходу пересказа.

3. Прослушанный текст понимает, запоминает, пересказывает неточно, не полно, нарушает смысловые части рассказа. Отвечает на вопросы односложно. Принимает помощь взрослого, вносит поправки в рассказ.

Уровень развития связной речи ребенка не соответствует возрастной норме и гораздо ниже ее. Ребенок не может пересказать небольшой текст с опорой на картинки и с помощью взрослого.

Уровень развития связной речи не соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи взрослого не может составить рассказ по серии картинок.

Ребёнок неверно воспроизводит текст при пересказе. У него отмечается примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы, многочисленные паузы, необходимость подсказок.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

ВЫВОД: 1.Составляет только простые нераспространённые предложения, рассказы по картине бедны.

2. Рассказы составленные по сюжетной картине характеризуются бедностью языкового оформления и нарушением логической связности.

3. Предложения и рассказ по картине не составляет, только перечисляет предметы (рассказ-перечисление).

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

ВЫВОД:  1. Смысл картинок понятен, картинки раскладывает верно, по порядку. Рассказы отличаются высокой творческой выдумкой, фантазией.

Правильно, точно передаёт основную мысль рассказа составленного по серии картинок и сюжетной картине. Рассказы лексически и грамматически правильные. Легко составляет

грамматически сложные предложения, использует прямую речь, вносит в рассказы элементы фантазии, разнообразные детали. Ясно, последовательно выражает свои мысли.

Строит рассказ, из личного опыта используя мимику, сложные предложения. В высказываниях проявляется умение показывать временные, причинно-следственные отношения.

Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи взрослого может составить рассказ по серии картинок.

2. Раскладывает картинки в нужной последовательности. При рассказе не использует творчество, а только констатирует факты. Причинно-следственные отношения установлены. Социально адаптирован.

Необходима небольшая помощь по ходу составления по серии картинок рассказа. При составлении рассказа из личного опыта затруднений не возникает. Использует распространённые предложения. Отмечается последовательность в изложении, смысловое соответствие реальности. Ребенок может составить рассказ по серии картинок с небольшой помощью взрослого.

3. По серии картин рассказ составить затрудняется. Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, преобладает наглядно-действенное.

Рассказ по серии картинок состоит из перечислений и одно-, двухсловных предложений. Рассказ по сюжетной картине не развёрнутый, состоит из перечислений.

Рассказ из личного опыта состоит из одно-, двухсловных предложений, нуждаются в подсказках по ходу составления рассказа. Не может последовательно излагать свои мысли, точно передать их содержание.

Не может составить рассказ по серии картинок и по сюжетной картине

Смысл рассказов не понятен. В словесном плане нет логики. Словесно-логическое мышление неразвито.  

Рассказ из личного опыта состоит из отдельных слов или их «осколков».

Последовательность в картинках не прослеживается. Картинки выложены не по порядку, не последовательно (серию сюжетных картинок не раскладывает в логической последовательности.)
Социально не адаптирован: не устанавливает причинно-следственные отношения Словесно-логическое мышление не развито, речь бедна. Рассказ не составляет, только перечисляет предметы.

Вид задания: составление связного рассказа по серии картинок, по картинке, с опорой на реальный предмет или ситуацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему;

по жанру: повествование, описание;

самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить;

степень развернутости (примерное количество предложений);

тематичность (рассказ соответствует избранной или предложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью);

связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи — союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями — присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);

последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; части рассказа или предложения расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отражает специфику речевого нарушения в соответствии с этиопатогенетической классификацией ( алалия, ринолалия и др.)

Уровень сформированности речи ребёнка определяется в соответствии с психолого - педагогической классификацией

(ОНР  III уровня, ОНР  II уровня)

ХАРАКТЕР ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

I уровень речевого развития: Связная речь не сформирована. Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания. Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний. Использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов).

II уровень речевого развития: Пользуется простой фразой. Аграмматичная, структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже — глаголов, прилагательных. Предлоги употребляются редко. (Предлоги понимает не все.) Слоговая структура слов нарушена.

III уровень речевого развития: Пользуется развернутой фразой. Связная речь логична, последовательна, но не выразительна, схематична. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.

Норма: Владеет развёрнутой фразовой речью. Умеет строить служебные конструкции с правильным усвоением флексий и предлогов. У произношения слов есть другие формы этого слова. Имеются случаи словообразования по аналогии.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ

ВЫВОД: Полисемантизм (слова или «осколки» слов обозначают различные предметы или явления), диффузность (потеря словом своего конкретного значения, чаще глагола). Вербальные парафазии: слова, трудные по семантике, заменяются более простыми; замена слов, трудных для произношения. Проявляет склонность к эхолалии. Наличие речевых штампов (речь «пустая», часто не соотносится с выполняемым действием, не отражает интеллектуальные возможности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заполнение речевых карт

Этот материал поможет учителям-логопедам при заполнении речевой карты ребенка логопата....

Заполнение речевых карт

Этот материал поможет учителям-логопедам при заполнении речевой карты ребенка логопата....

Заполнение речевых карт

Этот материал поможет учителям-логопедам при заполнении речевой карты ребенка логопата....

Памятка для логопеда по заполнению речевой карты

В связи со спецификой учреждения, в котором я работаю, мною была разработана памятка по заполнению речевой карты...

Рекомендации учителя-логопеда к заполнению речевых карт

Варианты пересечения двух классификаций  Примерные формулировки логопедического заключения...

комментарии к заполнению речевых карт

комментарии к заполнению речевых карт...

Памятка для учителя-логопеда по заполнению речевой карты.

Анамнестические данные. Особенности артикуляционного аппарата.Сенсомоторный уровень речи. Общее звучание речи. Артикуляционная  моторика. Звукопроизношение. Слоговая стру...