Консультация " Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками " Уразбаева Г.З. учитель-логопед МДОБУ ЦРР - детский сад " Аленушка"
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Уразбаева Гузель Закировна

Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка.Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.Родной язык - это средство общения,выражения и формирования мыслей "активное могучее средство всесстороннего развития личности ребенка" (А.И.Сорокина) Чем богаче и правильнее речь ребенка,тем легче ему высказывать свои мысли,тем содержательнее его общение со сверстниками,взрослыми.

В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий.Учителя-логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии,так и нетрадиционные. К одной из таких технологий относится дидактический синквейн.Эта технология органично вписывается в работу по совершенствованию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников. Ведь,как известно,речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи ограничена,она характеризуется бедностью словаря,нарушением лексико-грамматических категорий,низким уровнем сформированности связной речи. Исходя из опыта работы с такими детьми,можно сказать,что детям требуются больше усердий на то,чтобы изложить правильно свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА                  В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

                                                                                                   Уразбаева Г.З.,

                        Учитель-логопед МДОБУ ЦРР – детский сад «Аленушка»

Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.

Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей  «активное могучее средство всестороннего развития личности ребенка» (А.И. Сорокина). Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем содержательнее его общение со сверстниками, взрослыми.

В настоящее время наблюдается огромный рост детской речевой патологии, поэтому  устранение  нарушений  речи необходимо начинать как можно раньше. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные.

К одной из таких новых технологий относится дидактический синквейн. Эта технология органично вписывается в работу по совершенствованию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников. Ведь, как известно, речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи ограничена, она характеризуется бедностью словаря, нарушением лексико – грамматических категорий, низким  уровнем  сформированности  связной речи. Исходя из  опыта работы с такими детьми, можно сказать, что им требуется больше усердий на то, чтобы изложить правильно свои мысли.

Актуальность и целесообразность использования синквейн-технологии в коррекционной работе объясняется тем, что:

- новая технология открывает новые возможности;

- не нарушается общепринятая система воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность;

- данная технология благоприятно влияет на развитие высших психических функций;

- синквейн можно использовать при диагностическом исследовании дошкольников.

Что такое синквейн?

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», т.е. пятистрочная строфа стихотворения. Форма синквейна была разработана амереканской  поэтессой  Аделаидой  Крепси. Синквейн – это необычный текст, он написан в соответствии с определенными правилами.

 Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии и в работе учителей – логопедов. Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.Синквейны часто используются  современными педагогами для занятий в детском саду.Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале  главные  элементы,  делать  выводы  и  заключения,  высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать.Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале существенные элементы, делать выводы  и  кратко их  формулировать.

Правила написания  синквейна. Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает елочку. Что пишется в каждой строке ?

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет,о котором идет речь.Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания,которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления,отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта, отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке – ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме.Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четерех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание, отражающее  суть предмета или явления, о котором говориться в дидактическом синквейне и отвечает на вопрос: Кто? Что?

Дети очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы.А темы могут быть самыми  разнообразными. Это зависит от того,на каком занятии предложено задание, какая тема изучается.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же эффективтивность и значимость? Во-первых,его простата.Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные вожможности. В –третьих ,синквейн является игровым приемом. В- четвертых, составление синквейна используются как заключительное задание по пройденному материалу. В- пятых составление синквейна используются для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной  информации.

Примеры синквейнов:

Детский сад.

Родной,шумный

Учит,воспитывает,удивляет.

Я люблю свой детский сад.

Друзья.

Сказка.

Мудрая,полезная.

Читаем,узнаем,размышляем.

Сказка – мой лучший друг.

Учитель.

Из приведенного примера видно следующее: для того чтобы правильно составить синквейн, ребенку  необходимо  иметь  достаточный словарный запас, знать  обобщающие  слова , как  слово-предмет ( живой не живой ) , слово-действие, слово-признак.  Дошкольники  должны уметь слышать вопросы и давать правильные на них ответы. Отсюда следует, что перед составлением синквейна учителем-логопедом должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы.

Работа  начинается  с  уточнения, расширения  и совершенствования словаря. При знакомстве детей с понятиями «слово,обозначающее предмет», «слово,обозначающее действие предмета», «слово , обозначающее признак предмета», готовится  основа  накапливается материал для последующей работы над предложением.Дети овладевают понятиями «живой» и «неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. В этой работе используются различные  картинки, предметы. Детям предлагается назвать слова, которые обозначают  живые  предметы, затем – неживые, называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос. Затем предлагается назвать несколько действий, которые могут производить изображенные предметы . Дети называют  несколько признаков  к одному предмету.После того как у детей сформировалось представление о словах,обозначающих предмет и его действия,их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. В первую очередь дети учатся составлять простое  нераспространенное предложение разной структуры. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, дополнения. Дается понятие о коротких словах (предлогах ), их употреблении в речи.

Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения  разных  структур. Предварительная  работа  по созданию речевой базы для создания синквейна не противоречит программе Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. и той ее части, которая касается развития лексико- грамматических категорий у  детей с ОНР 3 уровня и служит средством оптимизации процесса.

Синквейн может использоваться индивидуально и в подгруппах. Целесообразно использовать  синквейн  для закрепления изученной лексической темы; для развития связной речи; используя  слова из синквейна, придумать рассказ; для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке  к  обучению  грамоте. При  творческом использовании в совместной  деятельности  синквейн  воспринимается  детьми как увлекательная игра ,как возможность выразить свое мнение.Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его. Составление  синквейнов  облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации  словарного запаса. Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной,  деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно  актуально в  условиях  работы  с детьми с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, технология «Дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической практике.

Список литературы

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
  2. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы учителя – логопеда в условиях специализированного детского сада для детей с нарушением зрения

Представлен опыт взаимодействия специалистов, использования игр в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду для детей с ОВЗ (нарушения зрения и речи)....

Консультация "Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"

Консультация "Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"...

Сообщение из опыта работы «Оптимизация коррекционно-развивающего процесса учителя-логопеда через использование инновационных технологий»

Инновационные  технологии в логопедической практике являются эффективным  средством, при помощи которых можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, повысить эффективность с...

Использование нетрадиционных форм работы с родителями в практике учителя-логопеда

нетрадиционных форм работы с родителями в практике учителя-логопеда...

Презентация к подгрупповому логопедическому занятию на тему: «Хлеб». Подготовила: учитель-логопед ГБ ДОУ детский сад «Кудесница» г. Санкт-Петербурга Храповицкая Н. М.

Лексическая тема: Хлеб. Цель: обогащение знаний дошкольников по формированию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Хлеб».Задачи: -обогащать, уточнять и активизировать ...

Использование интерактивного комплекса «Умное зеркало ArtikMe» в коррекционной работе с детьми с ОВЗ учителем-логопедом

Умное зеркало ArticMe - это профессиональный инструмент учителя-логопеда для коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом, когнетивном и эмоциональном развитии. Занятия разработаны с цел...