Рекомендации по развитию навыков связной монологической речи старших дошкольников с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Першина Юлия Вячеславовна

В данной разработке представлены интересные виды работ по развитию навыков связной монологической речи для детей с нарушением языкового/ семантического компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_razvitiyu_navykov_svyaznoy_rechi.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Рекомендации по развитию навыков связной монологической речи старших дошкольников с ОНР 

     Значение нормального развития связной речи очень велико. Для полноценного общения, для того, чтобы ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в обществе, необходимо, чтобы речь ребенка была правильной, логичной, чтобы он четко произносил все звуки родного языка, грамматически правильно строил предложения, обладал связной речью.

     Однако развитие связной речи у детей с ОНР и до настоящего времени представляет собой актуально проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников и социальной адаптации детей с ОНР.

     В ходе исследования и анализа последних данных можно сделать вывод о том, что процесс развития связных высказываний у дошкольников с ОНР характеризуется общими и специфическими особенностями как внутреннего программирования, так и внешнего оформления связных высказываний. [1]

     Проанализировав высказывания детей c ОНР III уровня речевого развития с точки зрения семантического программирования и полноты языкового оформления, можно прийти к выводу, что характер ошибок не является однородным. Наблюдаются ошибки смыслового (семантического) программирования и языкового оформления высказывания. Наличие таких ошибок является основанием для выявления межгрупповых различий и распределения испытуемых на две группы:

  • дети с нарушением семантического (у них преимущественно нарушена цельность и связность высказывания).
  • дети с нарушением языкового компонента (дети, в речевой продукции которых были отмечены многочисленные лексико-грамматические ошибки).

     На основании выделенных групп детей, предлагаются следующие направления  по данному виду работы  для каждой из групп детей.

Для первой категории детей, с нарушением семантического компонента предлагается уделять внимание коррекции:

  • цельности высказывания;
  • связности высказывания;

     В логопедической работе по формированию цельности текста можно предложить следующие виды заданий:

  • разложить картинки в правильной последовательности по прослушанному тексту;
  • исправить ошибку в серии картинок;
  • найти недостающую картинку среди ряда фоновых картинок;
  • восстановить нужный порядок серии картинок по памяти;
  • разложить две серии картинок (по двум сюжетам);
  • подобрать предметные картинки к картинкам из серии (по памяти, по зрительному восприятию);
  • изобразить то, что произошло (в театрализованной игре);
  • нарисовать рисунок (сделать аппликацию) по сюжету серии картинок;

    При отборе серий сюжетных картинок и последующего включения их в логопедическую работу над монологической речью нужно учитывать, что наиболее удачными являются те серии, в которых ярко выражена динамика сюжета, прослеживается завязка, кульминация и развязка. Сложности в работе могут вызвать серии картинок, в которых рассказ может быть начат с любого фрагмента сюжета.

     При отработке связности текстов и обучении умению создавать повествовательный текст по серии картинок, можно использовать следующие упражнения:

  • Называние предметов указанного цвета, назначения, сделанных из того или иного материала;
  • Называние действий, выполняемых различными персонажами серии картин;
  • Поочередное заканчивание предложений, начатых логопедом;
  • Узнавание предмета или объекта, изображенного на картинке по его описанию;
  • Показ нужной картинки из серии по «опорному слову» (выраженному существительным, прилагательным, глаголом);
  • Рассказ по серии картинок в случае, когда открыты первая и четвертая картинка (по заданному началу и итогу), когда открыты первая и вторая картинка;
  • Придумывание названия для серии картинок;[ 2]

     Для категории детей с нарушением языкового компонента предлагается развивать лексико-грамматический строй речи по следующим основным направлениям:

  • коррекция лексики;
  • коррекция грамматического строя речи;

     Для первого направления предлагаются такие задания, как:

  • «Назови по-другому»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т.д.).

  • "Слова мячики".

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "дождливый". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "солнечный". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

  • "Подбери слово".

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, осень какая? (теплая, дождливая, пасмурная). Листья какие? (желтые, красные. кленовые, осиновые).

  • "Кто что умеет делать".

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать щенок? (лаять, сторожить, прыгать, бегать, спать, играть, и т.д.).

  • "Волшебная цепочка".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "щенок", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то отвечает, например, "кость". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "миска" и т.д.

     Работа по развитию грамматического строя речи может осуществляться в таких видах заданий как:

  • Ответы на вопросы взрослого. Например, в какое время года щенок оказался на улице? Кто пришел на помощь щенку?
  • «Он-она-оно-они» Взрослый просит ребенка найти на картинках такое изображение, которому подходит слово «он»/ «она» / «оно» / «они»
  • «Один-много» Назвать на картинках предметы, про которые можно сказать один/много
  • «Закончи предложения» Взрослый начинает предложение по серии картинок, а ребенок его заканчивает. (Щенок заблудился на…)

Литература:

1.Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - изд. 2-е. / В. П. Глухов. - М.: Просвещение, 2004. - 345 с.

2.Лебедева, И.Н. Серия сюжетных картинок в логопедической работе с дошкольниками с системным нарушением речи / И.Н. Лебедева // РГПУ им. Герцена. 2014. – 258 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал по развитию связной монологической речи старших дошкольников

Вашему вниманию предлагается подборка лексических, грамматических игр и упражнений, а также дидактические игры и упражнения с использованием разнообразных видов моделей, направленные на развитие монол...

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников.

Делюсь с коллегами своей идеальной дипломной работой.Думаю, там можно найти много полезного. Желаю успехов!!!!...

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников

Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать развитие сюжета. Сейчас необходимо научить детей выстраивать ...

Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на занятиях по обучению рассказыванию.

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку - развитие связной речи. Это необходимое условие успешного обучения ребенка в школе.Только обладая хорошо развитой связной речью ученик, ...

Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...