Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нетрадиционные методы формирования и развития связной речи детей с речевыми нарушениями"
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Ловыгина Оксана Юрьевна

Семинар-практикум разрабатывался и проводился на заседании районного методического объединения логопедов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14

Шатурского муниципального района Московской области

Районное методическое объединение учителей-логопедов

Семинар-практикум:

«Развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями»

Доклад на тему:

«Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями»

        Подготовила учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №14»

Ловыгина О.Ю.

г. Шатура, 2015г.

Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи детей с речевыми нарушениями

Слайд 2. Развитие речи – одно из важных направлений коррекционной работы, призванное обеспечить психическое развитие ребенка.

Речевая деятельность характеризуется определенной структурой:

- побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивация общения),

- предмет деятельности (другой человек, партнер в совместной деятельности),

- соответствие предмета и мотива деятельности продукту или результату деятельности (действия или операции), т.е. достижение цели путем познания собственных новых качеств и свойств, проявившихся при взаимодействии с партнером, принятия их как инструкций и переноса новых умений в другие ситуации общения.

Разделы коррекционного обучения

Слайд 3. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова, коррекция дефектов произношения.

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:  уточнение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой структуры высказывания; установление логики (связности, последовательности) изложения; точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Слайд 4. Традиционная методика обучения рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ логопеда с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот" и т. д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Этот вид деятельности становится неинтересен.

Слайд 5. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников наряду с традиционными методами и приемами используются следующие технологии: здоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, кинезиологическая гимнастика, логопедическая ритмика; развивающие: технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, схем, мнемотехники с применением современных ИКТ.

Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи

  1. Прием наглядного моделирования.

Слайд 6. Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

• самостоятельного анализа ситуации или объекта;

• развития децентрации (умения менять точку отсчета);

• развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

• пересказ;

• составление рассказов по картине и серии картин;

• описательный рассказ;

• творческий рассказ.

  1. Приемы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (Общая теория сильного мышления, Теория решения изобретательских задач, развитие творческого воображения).

Слайд 7. Такие методы ТРИЗ – РТВ, как составление загадок, метафор, системных сравнений и др., как раз и становятся “пусковым” механизмом в становлении речи детей с речевым недоразвитием, который помогает на всем протяжении работы с детьми ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные понятия, образы.

  1. В работе по развитию связной речи могут быть использованы следующие      технологии,      разработанные     Т.А. Сидорчук,    А.Б. Кузнецовой, А. А. Нестеренко (слайд 8):
  1. технология обучения детей составлению сравнений;
  2. технология обучения детей составлению загадок;
  3. технология обучения детей составлению метафор;
  4. составление рифмованных текстов имеет последовательность работы:

"Складные картинки", "Придумай рифмованное слово", "Придумаем рифмованные строчки", "Стишок про нас", "Придумаем стишок про занятия";

  1. технология обучения детей творческому рассказыванию по картине:

"определение состава картины", "установление взаимосвязи между объектами на картине", "описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств", "составление загадок и метафор по картине", "преобразование объекта во времени", "описание местонахождения объекта на картине", "составление рассказа от лица разных объектов", «смысловая характеристика картины", "составление рассказов- фантазий", "составление сказок нравственно-этического характера", «составление рифмованных текстов по картине".

  1. Анализ картины, как целостной системы. Модель работы с картиной как целостной системой:
  • обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания;
  • составление сказок с помощью метода «каталога»;
  • составление сказок динамического типа;
  • составление сказок описательного типа;
  • составление сказок нравственно-этического типа;
  • составление сказок конфликтного типа.
  1. Системный   анализ   сказочных   сюжетов   по   методике И.Н. Мурашковской "Сказка, отворись". 

Слайд 9. Основной задачей в работе со сказочными произведениями ставится обучение осознанному пересказу. Однако в данной методике заложен и большой потенциал для формирования у ребёнка отношения к реальной жизни. Потому что характеры и поступки сказочных героев - это модель социальных отношений, участником которых ребёнок становится с момента рождения. Появляется необходимость полного системного анализа произведения.

  1. Другой вид работы, способствующий развитию связной речи - обучение детей составлению творческих рассказов по картине. 

Слайд 10. В данном  направлении  можно  опираться  на  технологию,  разработанную Т.А. Сидорчук. Данная технология позволяет обучать детей составлению двух типов рассказов по картине: «текст реалистического характера», «текст фантастического характера».

  1. В педагогических исследованиях, выполненных под руководством    Ф.А. Сохина    и   О.С. Ушаковой,   Е.А. Смирнова,   Н.Г. Смольникова, Е.В. Савушкина, Л.Г. Шадрина, использовались следующие методические приемы обучения и задания (слайд 11):

- анализ литературного текста с позиций связности (понимание темы, структуры, определение названия текста);

- задания на понимание нарушения целостности структуры текста при опускании начала (середины, концовки) рассказа и умения их придумывать;

- задание на построение рассказа на тему, предложенную педагогом (тема должна быть конкретна, реалистична);

- планирование будущего рассказа (сказки);

- упражнения на подбор слов с учетом их смысловой нагрузки в тексте, на правильное использование внутритекстовых связей.

VII. Методика   режиссерских и сюжетно-ролевых игр (слайд12), предложенная А.А. Максимовой, в которую входят:

  • Игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных умений («Разговор через стекло», «Диалог», «Продолжи сказку», «На балу у короля» и др.).
  • Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений («Неудобная ситуация», «Школа доверия», «Путешествие по железной дороге», «Пчелы»).
  • Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений («Встреча сказочных героев», «Игры с масками», «Материнская забота» и др.).

Таким образом, коррекционная работа по развитию связной монологической речи дошкольника сочетает традиционные и нетрадиционные методы и приемы, основывается на лингвистическом, коммуникативном и личностно-ориентированном подходах к речевому развитию.

Слайд 13. Спасибо за внимание!


Список литературы

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. М. 2009 г.
  2. Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией: Нарушения речи и голоса у детей. — М., 2005.
  3. Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 9.
  4. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. // Дефектология. 2009 г. №4 с. 68.
  5. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи. //Рус. яз., 2007 г. №3
  6. Жукова И. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Е. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2010.
  7. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи: фронтальные и логопедические занятия для детей с ОНР. — М.:2001 г.
  8. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М., 2006.
  9. Мещеряков В.Н. Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки: Методические приемы и образцы. - М.: Флинта: Наука, 2009 г.
  10. Нестеренко А. А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та., 1993.
  11. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
  12. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Технология составления творческих текстов по картине. – Челябинск, 2000.
  13. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. - Ульяновск, 2005.
  14. Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 2009.
  15. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста М.: 2009 г.
  16. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. РИЦ Владос. М., 2004.
  17. Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
  18. Филичева Т. Е., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с недоразвитием речи. — М., 1991.
  19. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 240 с.
  20. Шаховская С. Н., Худенко Е. Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 2008.
  21. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2007.
  22. Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. — М., 2009.
  23. Интернет-ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-netradicionyh-metodov-raboty-pri-formirovani-svjaznoi-rechi-u-doshkolnikov-s-onr.html 
  24. Интернет-ресурс: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10006615


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников Составитель: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №14» Ловыгина О.Ю.

Слайд 2

Структура речевой деятельности : побудительно-мотивационная часть; - предмет деятельности; - соответствие мотива и предмета деятельности ее результату.

Слайд 3

Разделы коррекционного обучения: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи; - восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя; - развитие навыков построения связного высказывания.

Слайд 4

Основа традиционной методики развития связной речи: копирование рассказа педагога. Как следствие: эмоциональная бедность, - отсутствие самостоятельности в построении рассказа, - отсутствие побудительно- мотивационной части.

Слайд 5

Включение технологий: здоровьесберегающих : дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика , кинезиологическая гимнастика; 2. развивающих: ТРИЗ; моделирование; мнемотехника; применение ИКТ.

Слайд 6

Возможности наглядного моделирования: самостоятельный анализ ситуации или объекта; развитие децентрации (умения менять точку отчета); - развитие замыслов-идей будущего продукта.

Слайд 7

Приемы технологий: О бщая Т еория Р азвитие Т еория Р ешения Т ворческого С ильного И зобретательских В оображения М ышления З адач «Пусковой» механизм в становлении речи

Слайд 8

Технологии развития речи Т.А. Сидорчук , А.Б. Кузнецовой , А.А. Нестеренко : технология обучения детей составлению сравнений; технология обучения детей составлению загадок; технология обучения детей составлению метафор; технология обучения детей составлению рифмованных текстов; технология обучения детей творческому рассказыванию по картине; * анализ картины как целостной системы.

Слайд 9

Технология развития речи И.Н. Мурашковской «Сказка, отворись!»: обучение осознанному пересказу; большой потенциал для формирования отношения к реальной жизни.

Слайд 10

Технология обучения творческому рассказыванию по картине Т.А. Сидорчук I тип: текст реалистического характера; II тип: текст фантастического характера.

Слайд 11

Методические приемы обучения Ф.А. Сохина , О.С. Ушаковой , Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова , Е.В. Савушкина , Л.Г. Шадрина: анализ литературного текста с позиций связности ; задания на понимание нарушения целостности структуры текста при опускании начала; задание на построение рассказа на тему , предложенную педагогом; планирование будущего рассказа (сказки); упражнения на подбор слов с учетом их смысловой нагрузки в тексте.

Слайд 12

Методика режиссерских и сюжетно-ролевых игр , предложенная А.А. Максимовой , в которую входят: Игры на развитие информационно-коммуникативных умений ; Игры на развитие регуляционно-коммуникативных умений ; Игры на развитие аффективно-коммуникативных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников".

Семинар – практикум для воспитателей "Инсценировка литературных произведений, как средство развития связной речи дошкольников"....

Актуальный педагогический опыт: Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования.

АПО - Развитие связной речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством метода наглядного моделирования....

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников,  в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

Статья «Развитее связной речи детей с речевыми нарушениями в процессе экспериментальной деятельности»

На современном этапе возникла  потребность в использовании более эффективных технологий работы с дошкольниками для их всестороннего развития. Данная статья адресована педагогам интересующихся...

Презентация "Формирование связной речи детей с речевыми нарушениями на логопедических занятиях"

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Проблемой развития связной речи занимались многие учёные и методисты, такие как М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, А.М. Б...

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...