Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Буйвол Лидия Михайловна

«Коррекционно-развивающая работа

с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта»

 

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

учитель-логопедБуйвол Л. М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_mbdou_2.docx138.61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2"

г.Алексин Тульской области

Принят                                                                    

на педагогическом совете                                              

Протокол №4   от30.08.2016г.

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №2»

______________Л.В.Лексикова

приказ от 31.08.2016г.№42-ос

Рабочая программа

«Коррекционно-развивающая работа

с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта»

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

учитель-логопедБуйвол Л. М.

2016г.

Содержание программы:

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2.Характеристика контингента воспитанников

1.3. Планируемые результаты

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание программы

2.2. Основные    технологии

2.3.Организация предметно-пространственной среды

2.4. Способы поддержки детской инициативы

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

2.6.Способы проверки усвоения программы

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Организация образовательного процесса и организационно-педагогических условий

3.1.1. Организация образовательного процесса

3.2. Взаимодействие с педагогами ДОУ

3.3.Материально-техническое обеспечение программы

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

5. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

        В настоящее время в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2»реализуется Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.Данная  программа  рассчитана  на дошкольников без речевой патологии. В связи с появлением большого количества детей с нарушениями речи, стала необходима разработка рабочей программы «Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях логопункта».

При разработке рабочей Программы использованы:

  • Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).
  • ПриказМинобрнаукиРФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Приказ департамента образования Тульской области №583 от 21.04.03, № 832 от 25.07.2005 г., № 813 от 21.08.2006г. «О введении в содержание дошкольного образования регионального компонента»                                                            
  • Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2
  • Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина 2016г.
  • Положение о логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2» 2015г.;

         Цель Программы –построение коррекционно-развивающей работы на логопункте для формированияполноценнойфонетическойсистемы языка у детей в возрасте 5-7 летс ФФНР, ФНРв соответствии с ФГОС, предусматривающегоинтеграцию действий всех специалистов МБДОУ и родителей.

        

        ЗадачиПрограммы:

 1)охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ФФНР, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо психофизиологических и речевых особенностей;

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных дошкольного и начального общего образования);

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

 5)языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие детей-логопатов и овладение детьми связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты;

6)реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с ФФНР, ФНР.

 7)обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

        Программа имеет в своей основе следующие принципы:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

                1.2.Характеристика контингента воспитанников

Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

- фонетическое недоразвитие речи.

При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание) логопед обязан рекомендовать родителям посещение консультации районного логопеда в детской поликлинике, психоневролога и последующим выполнением рекомендаций специалистов. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является неразвитие процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

- искаженное произношение звука;

- отсутствие звука в речи;

- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

                        

        Актуальность, педагогическая ценность программы,новизна

         Развитие звуковой стороны речи рассматривается, как необходимое средство подготовки к успешному овладению письменной формой речи.                Данная коррекционно-развивающая Программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи,что позволит предупредить затруднения детей при обучении в школе, иобеспечит позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

                В основе создания этой программы используется опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациямиГ. А. Волковой, Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В. Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т.Б. Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, инструктивными письмами.

        Программа разработана с учетомособой организации коррекционно-логопедической помощи:

– принципов обучения

–содержанием, формами и методами коррекционно-развивающей деятельности

– методами контроля и управления образовательным процессом

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

• ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;

• ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

• ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками:

• педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем - логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

        Инновационная направленность заключается,в содержании интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса, в использованиитехнологий: педагогических, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающихв работе с детьми.        

        Рабочая программа рассчитана на

- Фонетическое недоразвитие речи (нарушение произношения отдельных звуков) – от 1,5 мес. до 6 мес.;

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – от 6 мес. до 1 года; со сложными нарушениями до 2 лет

1.3.Ожидаемыерезультаты реализации программы:

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
  • Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.         

        Адресат программы: 

педагоги, работающие с дошкольниками 5-7 лет с нарушением

- звукопроизношения;

- фонематического слуха.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

        Комплектование группы лопунктадетьми 5-7-летнего возрастаосуществляется Психолого-медико-педагогической комиссией г. Алексин (ПМПК).

        Наполняемость группы — от 15 до 18 человек ежемесячно. Количество детей, занимающихся на логопункте в течение года, составляет 25 детей (логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими).

        Содержание коррекционной работы включает в себя те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения – это:

- фонетическое недоразвитие речи;

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Расписание занятий составлено в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.

Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий проводимых в МДОУ.

        Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа проводится 2 - 3 раза в неделю с каждымребёнком, продолжительностью 15 минут (подгрупповое-20 минут).

2.1.Расписаниеиндивидуальной, подгрупповой деятельности учителя-логопеда по коррекции речи у детей на логопункте МБДОУ «ДС к/в №2»

понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Время

Ф. И.

р-ка

Время

Ф. И.

р-ка

Время

Ф.И р-ка.

Время

Ф. И.

р-ка

Время

Ф. И.

р-ка

8.00

8.20

8.40

14.00

15.10

15.30

8.00

8.20

8.40

8.00

8.20

8.40

8.00

8.20

8.40

9.00

9.15

9.30

9.45

16.00

16.20

16.40

9.00

9.15

9.30

9.45

9.00

9.15

9.30

9.45

9.00

9.15

9.30

9.45

10.00

10.20

10.40

17.00

17.20

17.40

10.00

10.20

10.40

10.00

10.20

10.40

10.00

10.20

10.40

11.00

11.20

11.40

11.0011.20

11.40

11.00

11.20

11.40

11.00

11.20

11.40

        

        

        

                

2.2. В коррекционно-развивающей работе педагог использует основные    технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. 

Название

Автор

Где используются

Технология логопедического обследования.

- Кабанова Т.В., Домнина О.В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. Раздел: М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 104 с.

Логопедическое обследование речи

• Технологии развития артикуляционной моторики:

В.Н.Костыгиной «ТРУ-ЛЯ-ЛЯ», Артикуляционная гимнастика. М.:2000

В индивидуаль-ной коррекционной работе

• Технология коррекции звукопроизноше-ния.

*В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко - Коноваленко В. «Автоматизация звуков у детей» Москва, Гном и Д 2006г.

*Т.А. Ткаченко «Логопедическая энциклопедия» Москва ООО ТД «Издательство Мир книги» 2008 г.

*Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду»

*В.И. Селиверстов «Речевые игры  детьми»

*Н.С. Четверушкина «Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет»

*Е.А. Пожиленко.  Волшебный мир звуков и слов. - М, 1999.

*Л.А.Комарова  К63 Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбомы дошкольника /  - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 32 с.

В

-  уточнении произношения звуков;-  постановке и закреплении отсутствующих звуков;

-  развитии фонематического восприятия;

Технология формирования речевого дыхания

*Дуем, дуем задуваем – звуки улучшаем»

*Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Дефектология 1998 №5 стр. 66-70.Владос,1994.

*Методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой.                                                  

При различных нарушениях произноситель-ной стороны речи в индивидуальной коррекционной работе

• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи

Н. Ю. Кoстылевa, M. Ю. Кapтyшинa, A. Я. Мyxинa Ритмическая гимнастика; М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 32 с.

На индивидуаль-ных занятиях

Технологии развития мелкой моторики:

Игровые упражнения О.В.Узорова, О.В.Нефедова, Е.С.Анищенко

Л. Трушина: Игры на развитие мелкой моторики, И: Речь, 2012.

О. Зажигина: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, И: Детство-Пресс, 2014.

На индивидуаль-ных занятиях и НОД

2.3.Организацияпредметно-пространственной среды

Образователь-ные области

Функциональность помеще-ний (центры)

Материал

●познава-тельное развитие;

«Мы познаем мир»

Картотека словесных игр, картотека тематических игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи. Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам,

Сюжетные картинки

●социаль-но-комму-никативное развитие;

 Центр безопасности.

Уголок «Мои Эмоции» 

 Плакаты, настольно-печатные игры «Лото».Игры на эмоциональное развитие (картинки)

●речевое развитие

Зона индивидуальной коррекции речи;

«Будем говорить правильно

Картотека материалов, альбомы для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих

звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания,

предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные, дидактические игры).

Пособия для формирования слоговой структуры слова, предметные картинки на звуки, комплексы артикуляционной гимнастики, профили звуков.

Мягкая кукла «бегемотик Мотя», зеркала

Ноутбук, компьютерные игры

●физичес-кое развитие

(мелкой и крупной моторики)

Зона моторного и конструктивного развития.

«Смелые и сильные»

«Талантливые

пальчики»

юла, мозаика, кубики, конструкторы, свистульки, мыльные пузыри, «Веселая шнуровка», трафареты, карандаши, фломастеры, прищепки, скрепки, песок, пластилин.

мячи, скакалки, обручи, шнуровки

д.игра «Золушка»

●художе-ственно- эс-тетическое развитие

Музыка и театр

Музыкальные инструменты, Набор «Кукольный театр»

2.4. Способы поддержки детской инициативы:

Организация специальных педагогических ситуаций, в которых ребенок приобретает опыт диалогической речи.

Поддержка спонтанной речи детей, ее обогащение в процессе общения.

В процессе совместной деятельности (взрослый - ребенок) избегать прямых указаний, "жестких" образцов.

Создание доверительных отношений между педагогом и детьми: принятие личности ребенка, умение учитывать его индивидуальность, его точку зрения, его чувства, эмоции.

Создание развивающей предметно- пространственной среды для свободного выбора;

Организация проектной деятельности, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества детей;

        

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Цель и задача работы с родителями - включение родителей в совместную коррекционную работу для осознания проблем ребенка и усиления коррекционного воздействия на него. Формировать у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга педагогических знаний и представлений.

Формы эффективного индивидуального взаимодействия:

- информировать родителей с результатами диагностики и динамикой обучения иразвития на индивидуальных встречах;

-знакомить с динамикой коррекционной работы, анализ причин незначительного продвижения в развитии ребенка;

- давать рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка через индивидуальные и подгрупповые консультации по обучению родителей совместным формам деятельности (продуктивной, развитию мелкой моторики, артикуляционной гимнастики, автоматизации звукопроизношения и др.).

Важным условием работы с родителями является формирование у них адекватной оценки речевого,  психомоторного состояния своих детей, в том числе и по отношению готовности к школьному обучению.

Работа по взаимосвязи происходит в консультативно-рекомендательной форме через тетрадь упражнений, заданий и рекомендаций учителя-логопеда. Во взаимодействии учитель-логопед-родитель, она становиться инструментарием родителя, т.к. он не нуждается в самостоятельном поиске системы упражнений и заданий коррекционной направленности, связанной с текущим учебным материалом. В процессе выполнения заданий со своим ребенком, родитель сам отслеживает его уровень развития, не допускает наиболее распространенных педагогических ошибок, имеющих неблагоприятные последствия для ребенка, например, сосредоточение всех усилий на обучении чтению и письму в ущерб игровой деятельности.

Использование такой формы работы способствует выявлению родителей с низкой социальной мотивацией и активностью в оказании помощи своему ребенку. На этом этапе работы подключается воспитатель и психолог. Гибкость, оперативность, открытость и доверительность в общении  позволяет им опережать негативные реакции родителей.

        

Модель взаимодействия учителя – логопеда с родителями

        2.6. Способы проверки усвоения программы

        В итоге логопедической работы воспитанники логопункта должны научиться:

-Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

-Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

-Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

-Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

-Владеть элементарными навыками пересказа;

-Владеть навыками диалогической речи;

-Владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;

-Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, рода-видовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

-Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

-Владеть элементами грамоты: навыками звукового анализа слогов, слов в пределах программы.

Подведения итогов реализации программы проводится в виде диагностических заданий. Педагогическая диагностика проводится два раза в год: в сентябре и в мае. Она составлена на основе«Психолого-логопедического обследования речи» Г.А.Волковой и «Тестовой диагностики: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями» Т.В.Кабановой, О.В.Доминой.

        Диагностическое занятие проводится индивидуально с каждым ребёнком. помогает выделить как наиболее несформированный, так и благополучный компонент речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу. 

Материалы для обследования представлены в виде таблицы и подсчета результатов

Показатели

Критерии оценки

Уровень

Звукопроизно-

шение

5- Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать звуки. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

4-Нарушение звукопроизношения одной группы звуков. Звуки дифференцирует. Способен регулировать темп речи и речевое дыхание.

3-Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность в определенных фонетических группах. Звуки не дифференцирует.

2-Возможно правильное произношение, но отмечается неразборчивость, страдают определенные группы звуков.

1- Нарушены все основные группы звуков. Не дифференцирует звуки (различает на слух и при произношении). Нарушена просодика речи.

5  баллов - высокий уровень

3 - 4 балла - средний уровень

2 и менее балла -  низкий уровень

Фонематическое слуховосприятие

5- Все фонетические процессы в норме.

4- Затрудняется в различении и анализе только нарушенных произношением звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.

3-Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.

2-Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и определять их последовательность.

  1. - Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных фонетических групп.

5  баллов - высокий уровень

3 - 4 балла - средний уровень

2 и менее балла -  низкий уровень

Слоговая структура

5- Слоговая структура в норме.

4-Незначительные ошибки произношения слов (смазанность) в виду сложной слоговой структуры.

3-Допускает ошибки (перестановки слогов) при передаче звуконаполняемости слов сложной слоговой структуры.

2-Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов любой слоговой структуры. А именно перестановки и замены звуков и слогов; повторение слогов; добавление лишних.

1-Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов.

5  баллов - высокий уровень

3 - 4 балла - средний уровень

2 и менее балла -  низкий уровень

Лексика

5- Лексика в норме.

4-Называет обобщающие понятия. Определяет и называет место положение предмета. Допускает ошибки при назывании профессии. Недостаточно полно называет признаки предметов. Использует в речи антонимы, допускает ошибки при употреблении синонимов.

3- Недостаточное развитие активного словаря. Владеет мало обобщающими понятиями. В речи нет антонимов, синонимов. Заменяет слова близкие по ситуациям и внешним признакам.

2- Кроме лепета и звукоподражания есть искаженные общеупотребительные слова. Называет предметы, действия, некоторые признаки. Пользуется простыми предложениями в элементарных значениях.

1-Для обобщения пользуется главным образом лепетными словами, звукоподражанием. Пассивный словарь значительно превышает активный. В речи преобладают односложные и двусложные слова.

5  баллов - высокий уровень

3 - 4 балла - средний уровень

2 и менее балла -  низкий уровень

Грамматический строй речи

5- Развитие грамматического строя речи в норме.

    4-Наблюдаются незначительные ошибки при согласовании в предложении существительных с числительными и при образовании форм мн. числа прилагательных. Составляет простые, сложные предложения.

   3-Затрудняется в образовании глаголов при помощи суффиксов. Много ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании существительных Р.п.; мн. числа. Характерные ошибки в употреблении предлогов.

  2-Смешивает падежные формы. Употребляет числа и рода глаголов при изменении по числам. Предлоги отсутствуют.

1-Не различает грамматические формы.

5  баллов - высокий уровень

3 - 4 балла - средний уровень

2 и менее балла -  низкий уровень

Связная речь

5- Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картинке, серии сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер.

4-Составляет небольшой рассказ по сюжетной картине или о предмете самостоятельно. Речь логична, последовательна. Допускает незначительные лексика - грамматические ошибки при построении предложений.

  3-Составляет небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины самостоятельно. Речь логична, но не последовательна, носит схематичный характер. Предложения односложные.

  2-Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и картин. Повторяет за взрослым рассказ из трёх предложений только при помощи наводящих вопросов.

  1-Ребенок не может составить рассказ. Затрудняется отвечать на вопросы. Если отвечает, то односложно.

5  баллов - высокий уровень

3 - 4 балла - средний уровень

2 и менее балла -  низкий уровень

26 – 30 баллов- высокий уровень;

15 – 25 баллов – средний уровень;

14 и ниже баллов – низкий уровень.

        Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) обследования  два раза в год (2 – я половина сентября, мая) с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение:

-в «Экране звукопроизношения группы» с отслеживанием динамики коррекции звукопроизношения каждого ребенка;

- в речевых картах воспитанников группы;

-в ежегодном отчете, годовом анализе коррекционной работы учителя-логопеда.

        Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.    Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы.

3. Организационный отдел

3.1. Организация образовательного процесса и организационно-педагогических условий

        3.1.1. Организация образовательного процесса

Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в микрогруппе (2-3 человека). Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Периодичность микрогрупповых (подгрупповых) и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития.

 Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с детьми, имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи. По мере формирования у детей произносительных навыков учитель-логопед может объединять детей в микрогруппы для автоматизации произношения. Продолжительность индивидуального занятия должна составлять не более 15 мин и микрогруппового (подгруппового) – не более 20 минут.

Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:

индивидуальные - основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  • развитие артикуляционного праксиса;
  • фонационные упражнения;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
  • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
  • первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

Микрогрупповые, (подгрупповые)- основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Для логопедической работы во время занятий 2-3 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в микрогруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав микрогрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.

Задачи и содержание занятий:

  • закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
  • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Планирование содержания индивидуальных логопедических занятий осуществляется ежедневно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений.Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

        Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса реализуется в коррекционной группе, ведущий к такому состоянию связанности и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающие единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом с учетом не допущения перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». От того, насколько продуманно, осуществлено планирование, зависит эффективность реализации образовательных областей в целом.         

          В комплексном - тематическом построении образовательного процесса мы выделяем лексическую ведущую тему недели; это в свою очередь помогает организовать представленную информацию оптимальным способом. Предварительный подбор педагогом лексических тем предает системность и культуросообразность образовательному процессу. Подборка тем, в рамках которых решаются образовательные задачи,  социально значимые для общества, семьи, государства, вызывают личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Планирование предусматривает в течение года изучение разнообразных лексических тем, это является наиболее эффективным способом преодоления общего недоразвития речи у детей.

Лексико-тематическая сетка ПД по  развитию речи на логопункте

 СентябрьОктябрь                                             Ноябрь

1.Осень. Деревья.                         3. Сад – фрукты.                                       7. Одежда. Обувь.

2.Овощи – огород                         4. Овощи – фрукты.                                 8.Игрушки

                                                        5. Грибы. Лес.                                           9.Семья

                                                        6. Перелетные птицы                            10. Посуда  

  Декабрь.                                   Январь                                               Февраль

11.Зима.                                         15. Дикие животные.                              17.Транспорт.

12.Зимующие птицы.                   16. Мебель.                                              18. Профессии (транспорт)                                                                  

13.Домашние животные.                                                                               19.Наша Армия.

14.Новый год                                                                                                    20. Ателье (профессии).

    Март                                        Апрель                                                   Май

21.Наши мамы.                            25. Весна.                                              29. Сад. Огород.

22.Стройка.                                  26. Космос.                                            30.Хлеб.

23.Наш город.                              27. Животные хол. стран.                 31. Насекомые.                                

24.Весна ранняя.                          28. Животные жар. стран.                 32. Природа родного                      

                                                                                                                                   края (полевые цветы).

Задачи

-Понимание речи

«Овощи-огород»

-Понятие «слово»

-/-

-Слова-антонимы»

-/-

-Понятие «предмет»

-/-

 -Понятие о действии

«Профессии ДОУ»

-Понятие о «предмете и действие»

-/-

-Одушевленные и неодушевленные предметы

«Сад-фрукты»

-Существительные с уменьшительно-ласкательным значением

«Домашниеживотные»

-Согласование существительного и глагола в числе

«Грибы. Лес»

-Именительный падеж множественного числа  существительных

-/-

-Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в ед. ч.        

«Перелетныептицы»                  

-Понятие «предложение»

«Семья»

-Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ; род имен существительных

-/-

-Падежные конструкции. Род. падеж существительных в ед. ч. без предлогов и с предлогом У

-/-

 -Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в ед. числе

«Игрушки»

-Понятие «предложение»

«Осень.Деревья»

-Числительные ОДИН, ОДНА с существительными

«Посуда»

-Составление 3- словных предложений

-/-

2-й период обучения

-Глаголы мужского и женского рода в насто-ящем и прошедшем времени

«Зима»

-Понятие признак. Признаки предметов, выраженные прилагательными

-/-

-Приставочные глаголы от слова катать, летать, (шить, ходить – ПО, ЗА, ДО, ПОД, ПЕРЕ, и т. д. поливать

Зимующие

птицы»

-Сложные прилагательные

-/-

-Количественные числительные два, две с существительными

-/-

-Согласование прилагательных с существительными в роде    

«Наш город»

-Предлоги НА,

Новый год»

- Существительные с суффиксом – ИЩ

-/-

-Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени    

-/-

-Относительные прилагательные: (какой по материалу?)

-/-

-Подбор определений к предметам и объектам (какой по цвету? По форме? По величине?)

«Одежда. Обувь»

-Притяжательные прилагательные

«Овощи.Фрукты»

-Слова-антонимы

-/-

-Образование прилагательных от существительных

«Зимниеигры»  

-Предлоги В, НА, С. «Прямая речь»

«Транспорт»

-Винительный падеж в мн. ч.

«Наша Армия»  

3-й период обучения

-Простое распространенное предложение

«Ателье»

-Родит. падеж множественного числа существительных

«Наша Армия»

-Падежные окончания. Дательный падеж существительных в мн. ч. с предлогом «по»  

«Наши мамы»  

-Падежные конструкции. Творительный падеж существ.-х  в ед. с предлогами «под, над, между»

«Ранняя весна»

-Распространение предложений путем введения однородных определений    

«Стройка»

-Предлоги К, ОТ

«Мебель»

-Слова-антонимы. Словообразование

«Животныехолодных стран»  

-Р.п. с предлогом «для»

«Весна»

-Предлоги В, НА, ПОД

«Космос»

-Сложные предложения с союзом «а»

«Животныежаркихстран»  

-Крылатые выражения

«Сад. Огород»

-Союз «потому что»

«Хлеб»

-Составление простых  и распространённых предложений предложений.

«Природа родногокрая»

-Пересказ сказки «Три медведя»

-/-

Обучение пересказу небольших рассказов

«Насекомые»

План организации логопедической работы по коррекции речи у детей с ФФНР

При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

Учебный план

Этапы

Кол-возан-ий

Задачи

Основные технологии

I. Подготовитель-ный

21

Выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

Развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи.

Развитие слухового восприятия, внимания

Развитие фонематического слуха

Здоровьесберегающие технологии:

Подготовительные упражненияартикуляционной гимнастики,

дыхательных упражнений

    Т-я «Развитие ф.-ф. стороны речи»

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

2)воспроизведение ритмического рисунка на слух.

1)упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.

2)упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

II.Этап формирования первичных произноситель-ных умений и навыков

60

Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова

1.Последовательность, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

Свистящие С, 3, Ц, С', 3'

шипящий Ш

сонорJI,Л'

шипящий Ж

сонорыР, Р'

шипящие Ч, Щ

(Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей)

Показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

     Т-я«Развитие л.-гр. компонентов речи»

2.Автоматизация поставленных звуков:

1)изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

1)последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры;

2)последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры;

3)обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.

4)составление условно-графических схем.

III.Этап формирования коммуникатив-ных умений и навыков

24

Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи.

Т-я     «Развитие связной речи»

1. пересказ;

2. рассказ по серии сюжетных картин;

3. рассказ по сюжетной

        Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению

ФНР и ФФНР у детей

Период

Звуковая сторона речи

Основное содержание работы

Произношение3

Фонематическое восприятие


Сентябрь, октябрь,

 ноябрь

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. 
Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], 
[ф] — [ф’], [д] — [д’], 
[в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией:
• изолированно;
• в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов);
• в словах;
• в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. 
Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).
Автоматизация поставленных звуков;
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [с], [с’], [з], [з’], [ц],
Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи).
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. 
Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.                                       Дифференциация речевых и неречевых звуков.                                                Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.
Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.
Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов.                                 Преобразование слогов за счет изменения одного звука. 
Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. 
Различение односложных и многосложных слов.                         Выделение звука из ряда других звуков. 
Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.                                         Выделение среднего звука в односложном слове.
Практическое усвоение понятий «гласный — согласный» звук.

II 
Вторая половина ноября — первая половина февраля

Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’].
Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи).
Автоматизация произношения вновь поставленных звуков:
• изолированно;
• в открытых слогах (звук в ударном слоге);
• в обратных слогах;
• в закрытых слогах;
• в стечении с согласными;
• в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге.
Дифференциация на слух (с проговариванием), различающихся:
- по твердости — мягкости [• в обратных слогах;

Определение наличия звука в слове.
Распределение предметных картинок, названия которых включают:
• дифференцируемые звуки;
• определенный заданный звук.
На этом же материале:
• определение места звука в слове;
• выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге;
• осуществление анализа и синтеза прямого слога;
• выделение согласного звука в начале слова;
• выделение гласного звука в конце слова.
Практическое знакомство с понятиями «твердый — мягкий звук» и «глухой — звонкий».
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.
Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.
Дифференциация на слух (без проговаривания):
• по твердости —
• в обратных слогах; 
• в слогах со стечением двух согласных; 
• в словах и фразах; 
• составление предложений с определенным словом; 
• анализ двусловного предложения;
• анализ предложения с постепенным увеличением количества слов.

III 
Вторая половина февраля — май

Автоматизация поставленных звуков в собственной речи.
Дифференциация звуков по месту образования:
• [с] — [ш], [з] — [ж];
• [р] — [л];
• в прямых и обратных слогах;
• в слогах со стечением трех согласных;
• в словах и фразах;
• в стихах и коротких текстах;
• закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

Составление схемы слова с выделением ударного слога.
Выбор слова к соответствующей графической схеме.
Выбор графической схемы к соответствующему слову.
Преобразование слов за счет замены одного звука или слога.
Подбор слова с заданным количеством звуков.
Определение последовательности звуков в слове (спеллинг).
Определениепорядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове.
Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука.
Составление слов из заданной последовательности звуков.

3.2. Взаимодействие с педагогами ДОУ

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, инструктор  по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельностив общеобразовательных группах, музыкальном и физкультурном зале, кабинете психолога

При организации индивидуальной и фронтальной образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:

*   Педагог-психолог:

  • психодиагностика;
  • выявление компенсаторных возможностей;
  • тренинговые упражнения.

* Учитель-логопед:

  • диагностика, постановка и автоматизация звуков;
  • развитие фонематического слуха;
  • речевое и языковое развитие.
  • *Музыкальный руководитель:
  • постановка диафрагмально-речевого дыхания;
  • развитие координации движений;
  • музыкотерапия;
  • развитие общей и мелкой моторики.

*Воспитатель:

  • автоматизация звуков;
  • развитие фонематического слуха;
  • расширение словаря;
  • развитие связной речи.

*Инструктор по физической культуре:

  • развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;

интеграция речевой и двигательной функции;

  • развитие основных видов движения.

3.3. Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы создана предметно-развивающая среда с необходимым оборудованием и материалами

Оборудование

Материалы, пособия, игры

Шкаф, логопедический уголок с зеркалом, столы, стулья.

1. Диагностический материал (материал для обследования речи и интеллекта):

- О.Б. Иншакова «Альбом логопеда».

- А.Н. Володина «Альбом по развитию речи дошкольников»

-  «Четвёртый лишний».

- Разрезные картинки.

- Зашумлённые картинки.

- Пирамидки, вкладыши деревянные.

- «История в картинках» (наборы).

2. Развитие слухового внимания:

- Звучащие игрушки: колокольчик, дудочка, свисток, погремушка, бубен, молоточек.

3. Развитие мышления, зрительного внимания, памяти:

- Разрезные картинки различной конфигурации  (2, 3, 4 и более частей).

- Сборные картинки  –  «Собери сказку».

- Разборные игрушки: пирамидки, вкладыши.

- Игра «Четвёртый лишний» (набор тематический)

- Парные картинки.

- Счетные палочки.

- Лото/ Домино.

- Зашумлённые картинки.

4. Развитие мелкой моторики:

- Шнуровки.

- Игры с прищепками.

- Трафареты для обводки и штриховки.

 - Игры, упражнения для развития тонких движений пальцев рук и кистей.

- Игра «Собери бусы».

5. Развитие речевого дыхания:

- Коктельные трубочки («Торт»)

- Ватные/ поролоновые  шарики.

- Вертушки, свисток, дудочка.

- Бабочки. Ленточки. Птички.

- Игра «Загоним мяч в ворота».

6. Развитие артикуляционного аппарата:

- Картотека упражнений

7.Развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте:

- Звуковые домики.

- Дидактическая игра «Рыбка» (определение позиции звука в словах).

- Дидактическая игра «Поезд»

- Карточки «Собери слово по картинкам».

- Индивидуальные карточки для чтения (слоговые).

8. Развитие лексико-грамматического строя и связной речи:

- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах.

- Систематизированный иллюстративный  материал, подобранный с учётом лексических тем – в книгах.

- Игры в картинках с  предлогами.

- Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений.  

- Наглядный материал для составления рассказов по картине, по серии картин «Что сначала,  что потом ».

- Схемы для составления описательных рассказов мнемотаблицы.

- Карточки на классификацию предметов.

9. Комплект зондов для постановки звуков.

10. Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

11.Спиртовые салфетки.

В рамках реализации рабочей программы используется следующий перечень программ, практических пособий.

Перечень программ и технологий

Основная образовательная программа МБДОУ, составленная на основе программ:

- Программа «Развитие» Л.А. Венгера, 2015г.

-Примерная основная общеразвивающая программа дошкольного образования "Развитие +" /Под редакцией А.И. Булычевой/ - М.: НОУ "УЦ им. Л.А. Венгера "Развитие", 2012г.

Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. М: Просвещение 2016г.

Перечень пособий

  1. Воробьёва Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. – СПб: Издательский Дом «Литера»,
  2. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  3. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  4. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  5. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  6. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  7. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2006.
  8. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2006.
  9. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
  10. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  11. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

12. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников М. Издательство ГНОМ и Д 2001г.

13. Ильякова Н.Е Серии сюжетных картин. М. Издательство ГНОМ и Д2007 г

4.Список  литературы:

        Инновационные технологии:

*В.В. Коноваленко,  С.В. Коноваленко - Коноваленко В. «Автоматизация  звуков у детей» Москва, Гном и Д 2016г.

*Т.А. Ткаченко « Логопедическая энциклопедия»  Москва ООО ТД «Издательство

Мир книги» 2008 г.

*Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду»

*В.И. Селиверстов «Речевые игры  детьми»

*Н.С. Четверушкина «Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет»

*Е.А. Пожиленко.  Волшебный мир звуков и слов. - М, 2014.

*Л.А.Комарова  К63        Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбомы дошкольника /  - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 32 с.

-Колесникова Е.В. «Раз словечко два словечка»  М.: «Гном – пресс»,2008

-«Методы обследования речи детей» под ред. Г.В.Чиркиной М.: АРКТИ, 2015

-Забродина Л.В., Ренизрук Е.С. «Тексты и упражнения для коррекции лексико-  -грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» М.: АСТ: Астрель,2012

-Визель Т.Г. «Как вернуть речь» М.: Изд-во Эксмо — Пресс 2001

-Тарабарина Т.И. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Ярославль: «Академия развития», 2008

-Лопухина И.С. «Упражнения для развития речи» СПб.: Дельта, 2007

-Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей» Ярославль: «Академия развития», 1998

-Лопухина И.С. «Логопедия — речь, ритм, движение» СПб.:Дельта, 2009

Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» М.: Просвещение,2009

-«Игры в логопедической работе с детьми» под ред. В.И. Селиверстого, М.: Просвещение,2009

-Новикова Е.В. «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения» М.: «Изд-во ГНОМ и Д»,2004

-«Настольная книга логопеда». Сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. ШевцоваМ.: АСТ: Астрель,2005

-Поваляева МЛ.  «Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2012.

- Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графо — моторных навыков у детей» Издательство : Владос, 2003

-Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. «Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком».— М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997

-Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» СПб.: «Детство- пресс» 2003

        

Примечание:

Программа имеет право на корректировку, внесение изменений и дополнений.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...