«Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития дошкольника средствами ИКТ в соответствии с ФГОС ДО»
статья по логопедии на тему

Тихомирова Анна Сергеевна

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_roditkompetentnosti.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития дошкольника средствами ИКТ в соответствии с ФГОС ДО»

Образование детей старшего дошкольного возраста – одно из приоритетных направлений развития системы Российской Федерации.

С каждым годом российское образование претерпевает изменения. С 1 января 2014 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№1155г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

ФГОС ДО направлен на решение многих задач, одной из которых является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.   Обеспечивает взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Своевременное адекватное реагирование родителей на проблемы воспитания и обучения детей, сотрудничество со специалистами дошкольного образования — залог успешного развития детей.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Актуальность и востребованность данной темы определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между:

• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;

• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Таким образом повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей с помощью эффективных ИКТ является актуальной и значимой.

Компетентный родитель – это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимает усилия (знания, умения, опыт) чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое.

В Законе РК «Об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детстве.

Информационные и коммуникативные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, том числе дошкольного в работе с детьми и родителями. Современный ребенок живет в мире, отличном от того, в котором выросли его родители. С детства его окружают различные электронные средства: электронные бытовые предметы, электронные игрушки, сотовые телефоны, пульты, компьютеры. У него, в отличие от взрослого человека, нет еще барьера при освоении новых средств, и поэтому он быстро и с легкостью осваивает современные технические средства.

Сегодня  ребенок живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологичные информационные средства обучения и развития: аудио-, видео-, мульти-медиатехнологии и др. Грамотное включение родителями в педагогический процесс информационных и телекоммуникационных образовательных ресурсов позволяет успешнее решать дидактические и воспитательные задачи, повысить познавательную мотивацию детей, включить их в активную коммуникативно-познавательную деятельность.

Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, С.Т. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Они акцентировали внимание на роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.
        Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, A.C. Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.

         Нередко родители самопроизвольно отстраняются от работы по речевому развитию, исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не знают, как правильно помочь ребенку. Многие родители недооценивает важность оказания логопедической помощи в семье.

С целью повышения своей компетентности  родители широко пользуются мобильной связью, информационной средой Интернет. Будучи включенными в интернет-сообщество посредством форумов, социальных сетей, папы и мамы в первую очередь именно там ищут ответы на волнующие вопросы воспитания и развития детей. В отсутствии грамотного навигатора в недрах мировой сети можно дезориентироваться и получить сведения о пагубных для ребенка методах развития, в связи с чем проблема оказания высокопрофессиональных информационно-образовательных услуг родителям становится общественно значимой задачей учителя - логопеда.

В наше время современных технологий, инноваций очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители - грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия логопеда с семьей. Для решения этой проблемы в помощь учителю - логопеду приходят новые информационные технологии. Они помогают педагогу не только разнообразить формы поддержки образовательного процесса, но и наладить просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка. В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организаций доступа к этой информации.  Преимущества  использования ИКТ во взаимодействии с семьями дошкольников, для повышения их комптентности в вопросах речевого развития очевидны и заключаются в следующем:     

  • минимизация времени доступа родителей к информации;
  • возможность логопеда продемонстрировать любые документы, фотоматериалы, видеоматериалы;
  • обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
  • оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
  • оперативное получение информации родителями;
  • оптимизация взаимодействия педагога с семьей

      Использование компьютерных технологий позволяет проводить семинары-практикумы, интернет - конференции, мастер-классы и т.п.

       На базе интернет-сайта создаются консультативные центры, родительские клубы, интернет-библиотеки. На страницах  сайта возможно размещение  обучающих игр, упражнений для устранения дефектов речи.

Ещё одно средство виртуального контакта – электронная почта, при  помощи которой логопед без визуального контакта имеет возможность консультировать родителей, отвечать на вопросы, рассылать  индивидуальные задания (карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п.). При помощи электронной почты у  учителя-логопеда есть возможность дать  рекомендации, видео консультации. Электронная почта позволяет обмениваться  различными тематическими ссылками на сайты. Для овладения родителями теоретическими знаниями по развитию речи логопед  использует мультимедийные презентации по различным темам для  занятий в домашних условиях. Современным средством логопедического просвещения родителей  выступает блог (сетевой журнал событий, журнал развития речи).  

Таким образом, родители с помощью логопеда постепенно повышают свою компетентность и становятся активными участниками образовательного и воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"

Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...

Организация эффективного средства взаимодействия ДОО и семьи в вопросах речевого развития дошкольников

В докладе представлены наиболее эффективные, на мой взгляд, формы взаимодействия ДОО и семьи в вопросах речевого развития...

"Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС."

Современные аспекты повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей раннего возраста в условиях ФГОС....

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...

Выступление «Повышение профессиональной компетентности педагогов по речевому развитию дошкольников»

Выступление из опыта работы на  зональном семинаре-практикуме «Активизация речевой деятельности дошкольников через инновационные технологии»...

Мастер-класс : «Играем вместе с детьми (повышение родительской компетентности по вопросам развития коммуникативных навыков детей с РАС в домашних условиях)».

Предоставлен практический материал для родителей по развитию коммуникативных навыков у  воспитанников с РАС дошкольного возраста...