Исправление нарушений звукопроизношения.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

Легкоступ Ольга Афанасьевна

Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravlenie_narusheniy_zvukoproiznosheniya.odt23.45 КБ

Предварительный просмотр:

 Исправление нарушений звукопроизношения.

  Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, - этап дифференциации.

Подготовительный этап.

  Цель этого этапа речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идёт одновременно по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата,

направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фо-

нематического слуха, отработка опорных звуков.

  Формирование движений органов артикуляционного аппарата осу-ществляется посредством артикуляционной гимнастики. Упражнения перед зеркалом логопед выполняет вместе с ребёнком. Для этого он должен показывать правильную артикуляцию и ощущать положения и   движения своих органов артикуляционного аппарата без зрительного контроля. Логопед приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно её выполнять, запоминать последовательность действий и правильно называть их. Одним из видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе является воспитание у ребёнка улавливать разницу между правильным и иска-

жённым звуками. При замене ребёнком одного звука другим проводят

дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя. Дидакти-

ческим материалом служат картинки-символы.

  Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции.

 Для звука с опорными будут звуки и, ф. Для ш опорными являются т, с. Для л-т, ы, для р-д и с.

  К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, ког-

да ребёнок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппара-

та, необходимые для данного звука, чётко различать правильное звучание от искажённого.

Постановка звука.

  Цель этого этапа — добиться правильного звучания изолированного звука.

  Различают три основных способа постановки звука.

Первый способ — по подражанию, когда используется зрительный и слуховой контроль.

  Второй способ — с механической помощью, когда приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. При

этом способе так же часто пользуются опорными звуками.

  Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели.

  Таким образом, при постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный, слуховой, двигательный, тактильный.

  К следующему этапу — автоматизации звука переходят только тогда,  когда ребёнок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук.

Автоматизация звука.

  Цель данного этапа — добиться правильного произношения во фразовой речи. Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, пред-

ложения и в самостоятельную речь ребёнка.

Дифференциация звуков.

Цель данного этапа — учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

  Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложе-

ниях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

  Для осуществления зрительного контроля перед ребёнком должно стоять зеркало, с помощью которого он может наблюдать разницу в

артикуляции звуков. Дифференциация изолированных звуков прово-

дится с использованием картинок-символов. Постепенно зрительный контроль исключается. Одновременно ведётся и словарная работа.

  Литература М.Ф Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.

в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...

Консультация для родителей детей логопедической группы "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье"

Данная методическая разработка предназначена для учителей -логопедов для консультирования родителей....

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего необходимо ее выполнять, правила выполнения гимнастики, как помогает артикуляционная гимнастика детям разного возраста....

Консультация из опыта работы для родителей на тему: "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста в семье".

Консультация из опыта работы для родителей на тему: "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста в семье"....