Сигматизмы свистящих звуков.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Легкоступ Ольга Афанасьевна

Постановка звуков с, с',з, з', ц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sigmatizmy_svistyashchih_zvukov.odt25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сигматизмы свистящих звуков.
Характеристика звуков с, с',з ,з', ц и их артикуляция.

  Для согласных звуков способ и место образования являются ведущими признаками, а у всех согласных данной группы эти призна-
ки следующие: по способу образования они — щелевые ( только
ц — смычно-щелевой), а по месту образования — переднеязычные. Но произношение звуков з и з' отличается от произношения с и c' нали-
чием голоса. Артикуляция звуков
с'и з' отличается от артикуляции с 
подъёмом средней части спинки языка. Артикуляция звука
ц  отлича-
ется от артикуляции
с добавлением смычки и щели.
 Таким образом, в группе свистящих звуков
с, с', з, з', ц основной является артикуляция звука с. Если звук с произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук з, добавив подъём средней части спинки языка, получим с' и з', добавив смычку перед щелью, получим      ц.

Исправление свистящих звуков при различных видах нарушений.

Отсутствие звуков с, с', з, з', ц.
Звук
с.

  П о д г о т о в и т е л ь н ы й  э т а п . Прежде чем начать обучение произношению звука с, нужно, чтобы ребёнок услышал и понял, что он пропускает этот звук. Ребёнок не анализирует звуковой состав слова, а воспринимает лишь его смысл и не замечает, что пропускает звук.
 Подобрав два слова, например
 Саня и Аня, логопед предлагает по-
слушать и показать, кого он назовёт. Берёт две куклы-девочку и мальчика, говорит: « Эту девочку зовут Аня, а этого мальчика — Саня». (Говоря слово
Саня, логопед выделяет звук с, произнося его более длительно.) Затем предлагает повторить. Ребёнок два раза произносит слово Аня. « Скажи ещё раз и послушай внимательно, как ты называешь мальчика. Слышишь? А теперь послушай, как я скажу: Сссаня. Будем учиться произносить звук с».
П о с т а н о в к а  з в у к а. Сначала надо выработать длительную воздушную струю, идущую посередине языка. Для этого логопед предлагает ребёнку подуть на слегка высунутый широкий язык. Следит, чтобы язык не был зажат зубами. После того как ребёнок усвоит умение дуть на высунутый язык, можно переводить язык за нижние зубы, чтобы получить нужную воздушную струю.

  Логопед говорит: « Посмотри, где у меня лежит язык, видны ли зубы. Сделай и ты так же. Открой рот. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Широкий язык прижми внизу к передним зубам. Прикрой рот. Теперь подуем... Видишь воздух идёт. А если на руку подуть, то почувствуешь холодную струю воздуха.
 Во время паузы нужно приготовить ватный фитилёк и научить ребёнка держать его, приложив к подбородку так, чтобы на него попадала воздушная струя. Если струя воздуха слабая, надо попросить ребёнка подуть на ватку сильнее, но чтобы при этом не надувались щёки. Полученную правильную артикуляцию нужно повторить 5-6 раз, делая паузы, чтобы у ребёнка не ослабевало внимание и чтобы он успевал контролировать свои действия.
 Если на следующем занятии ребёнок не сможет воспроизвести пра-
вильную артикуляцию, надо показать её ещё раз.
 Полученный звук
с ребёнок не должен сразу произносить в словах. Необходимо, чтобы артикуляция стала для него привычной. Этого можно достичь путём многократного произношения изолированного звука, но такое упражнение однообразно, скучно. Поэтому вводится элемент игры- логопед предлагает воспроизвести свист воздуха, выходящего из насоса, скрип новых сапог и т. д.
 Хорошо усвоенный звук ребёнок легко будет автоматизировать в словах, фразах, стихотворениях.
А в т о м а т и з ц и я  з в у к а. Логопед подбирает картинки, в которых звук
 с находится в определённой позиции: в начале слова, в середине, в конце, а так же картинки с двумя звуками с.
 
С отработанными словами логопед вместе с ребёнком придумывает предложения, проговаривает их, выделяя звук с.

 

Звук с'.

  После автоматизации звука с вызывают путём подражания звук с'. Эта работа проводится на материале слогов. При этом логопед просит ребёнка шире улыбнуться, так как оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперёд и смягчению звука. После того как будет усвоено произношение слогов, можно переходить к словам. Работа проводится так же, как и со звуком с.

 
Звук з.

  Постановка звука з не вызовет трудностей после того, как звук с будет хорошо автоматизирован. Поставить звук з помогает ощущение рукой вибрации голосовых связок в гортани.

Звук з'.

  После автоматизации звука з вызывают путём подражания звук з'. Работа строится так же, как и со звуком с'.

Звук ц.

П о с т а н о в к а  з в у к а  ц возможна после того, как звук ц будет исправлен и войдёт в речь ребёнка.
 Звук
 ц сложный, он состоит из звуков т и с,которые произносятся быстро один за другим. На этой его особенности и построена методи-
ка. Логопед предлагает произнести
т и с быстро, без перерыва.
 Иногда у ребёнка сразу звучит
 ц. Иногда получается сочетание звуков тэс или тыс.Лучше всего это исправить, показав ребёнку, что и т и с произносятся без перерыва, сразу. Логопед может поднести руку ребёнка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при тэс или тыс.
А в т о м а т и з а ц и я  з в у к а  ц начинается с произнесения слов, где он стоит на конце. Далее вводятся слова, в которых ц находится в начале слова и в середине. Затем вводятся предложения и стихотворе-

ния.

 

Литература: М. Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения».


  
    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ СИГМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ

Содержание Введение…………………………………………………………………………....3 - 5Глава 1.Теоритические основы коррекции нарушенного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста……………...............................

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Межзубный сигматизм свистящих звуков: причины и коррекция

Материал предназначен для учителей-логопедов и родителей....

Нарушения произношения свистящих звуков. Способы постановки свистящих (Мастер-класс для педагогов)

Актуальный методические разработки для начинающих логопедов: представлена и традиционная система и современные образовтаельные технологии коррекции звукопроизношения...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих)

Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих) включают помимо упражнений общей артикуляционной и дыхательной гимн...