Конспект индивидуальное занятия тема: Осень. Подготовка к постановке звука Р.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Попова Павлина  Григорьевна

Тема:  Осень.  Подготовка к постановке звука «Р»

ЦЕЛИ

•  

1. Развитие слухового внимания,  слуховой памяти и  фонематического восприятия.

2.   Формировать длительную направленную воздушную струю.

 3.Устранение недостаточности развития речевой моторики. Продолжать учить выполнять артикуляционные упражне­ния для звука [Р] в полном объеме.

-    Укреплять мышцы языка посредством речевой гимнастики, выработать полноценные движения и определенное положение органов речи (губ, языка) для правильного произношения звука «Р».

-    Статические подготовительные упражнения направить на удержание артикуляционной позы в течение - 6 секунд.

 -    Динамическими упражнениями способствовать ритмическому повторению: 6 - 8 движений коррекции   и хорошей переключаемости.

- Соблюдать последователь упражнений идти от простых к сложным. Проводить эмоционально в игровой форме.

- Выполнять упражнения, сидя перед зеркалом, видеть лицо логопеда и свое.

- Следить за качеством  выполняемых движений:  точностью,

правильностью, плавностью, достаточным объемом  движений, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

4.   Учить определять наличие звука [Р] в ряду звуков, в слогах, словах, стихах.

5.   Закрепить названия слов об осени:  ветер, куртка, фрукты,  урожай,  фрукты дождь и соответствующие обобщающие понятия.

6.   Продолжать учить образовывать относительные прилагатель­ные.

7.   Развивать мимическую выразительность, память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pod._k_post_r_shchenok_osen_word.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №4

               

Тема:  Осень.  Подготовка к постановке звука «Р»

ЦЕЛИ

•  

1. Развитие слухового внимания,  слуховой памяти и  фонематического восприятия.

2.   Формировать длительную направленную воздушную струю.

 3.Устранение недостаточности развития речевой моторики. Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [Р] в полном объеме. 

-    Укреплять мышцы языка посредством речевой гимнастики, выработать полноценные движения и определенное положение органов речи (губ, языка) для правильного произношения звука «Р».

-    Статические подготовительные упражнения направить на удержание артикуляционной позы в течение - 6 секунд.

 -    Динамическими упражнениями способствовать ритмическому повторению: 6 - 8 движений коррекции   и хорошей переключаемости.

- Соблюдать последователь упражнений идти от простых к сложным. Проводить эмоционально в игровой форме.

- Выполнять упражнения, сидя перед зеркалом, видеть лицо логопеда и свое.

- Следить за качеством  выполняемых движений:  точностью,

правильностью, плавностью, достаточным объемом  движений, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

4.   Учить определять наличие звука [Р] в ряду звуков, в слогах, словах, стихах.

5.   Закрепить названия слов об осени:  ветер, куртка, фрукты,  урожай,  фрукты дождь и соответствующие обобщающие понятия.

6.   Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.

7.   Развивать мимическую выразительность, память, внимание, целостное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование: Зеркало, картинки, щенок  игрушка.

Ход занятия.

1.Ребёнок входит в кабинет, здоровается.

Учитель – логопед

 – Здравствуй Гриша.  Давай  улыбнёмся и друг  другу, подарим улыбку.

-Молодец!

- Послушай стихотворение.

2. Осень

У избы помоет крышу,

Отведёт в берлогу мишу,

Труд крестьянский завершит,

А потом листвой шуршит.

Мы её тихонько спросим

- Кто ты?

- И услышим:

Ребёнок: Осень!

О каком времени года, говориться в стихотворении?

Правильно об осени.

3. А сейчас поиграем. На столе лежат разные картинки по временам года (солнце, проталинки, куртка, овощи,  ручейки, подснежник, медведь, заяц, птицы, деревья).

-Подойдите к столу,  выберите  только  осенние  картинки.

 Расскажи,  почему ты их выбрал?

Ребёнок: Я  выбрал осеннее солнышко,  потому  что оно светит ярко  но  не пёчет, а пригревает. Я выбрал осеннюю куртку. Потому, что осенью становится прохладно. (Фрукты, урожай,  дождь).

Все выбрал картинки правильно .

А что происходит  осенью,   становится прохладно, прячутся насекомые, птицы собираются в стаи,  идут дожди, собирают последний урожай, листья меняют окраску?

Правильно  - солнышко и  ветерок.

4. Через поле и лесок                              

Прибежал  к нам  Бим -щенок             (Показать  игрушку  щенка).

Он скулит, визжит,   клокочет.            Шум , гул,  визг.

Зарычать он очень хочет.

Чтобы взрослым  Биму  стать,

Песню  (рыка ) нужно знать.

Как он ни старается

Рычать  не получается.

Вот он  рядышком  сейчас.

Просит помощи у нас.

Так какой дадим ответ,

Сможем мы помочь, иль нет.

(Ответ ребёнка)

А как рычит  взрослый пёс послушай ?           Взрослый произносит звук «Р»

Что ты сейчас услышал?

«Песенку пса».                      

5. Кто хочет разговаривать.

Тот должен выговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

А чтобы красиво говорить,

Ротик нужно научить.

А чтобы научиться,  

Нужно потрудиться.

Мышцы губ и языка должны укрепиться

И так сначала по порядку

Будем делать мы зарядку.

6. Пальчиковая гимнастика.

Пальчики сильно сжимаем в кулак,

И выпрямляя,  делаем так.                

Сильные пальчики,                    Повторить       2 раза

Сильные кулачки.

Хорошо выполняем   мы  молодцы!

Пальчики – Зайчики             Картинки Зайчики

Ручки – домики.                        домики

Сами похожи                             гномики

7. На маленьких гномиков.

Дуем играем,

Мы в трубочки,                 (Дуть)             трубочки

В дудки                              (Дуть)                           дудка

Терять мы не можем даже минутки.

И чтобы хороший вышел толк,

Укрепляем мышцы щёк.

8. Толстый Петя, худенький Петя.          Показ мальчиков

9. Ты осенний ветерок

Поиграй с флажками,               показать флажки

Дуть на кончик язычка            выполнять упражнение.

Пробуй вместе с нами.                          

Посмотри  вы ребятки             Схему звука «Р»

«Р »играет снами в прятки.

Мы тебя везде найдём

Среди звуков и в словах

В предложениях и в стихах.

Сейчас

10.У всех ушки на макушки

             Поиграем мы в «Хлопушки»

( Игровое упражнение по выделению звука  «Р» в звуковом ряду, в слогах, словах в  стихах,  стихотворение Карлик -Марлик )

Звуки «Р» мы ловили дружно,

А сейчас отдать их нужно.

Много ты поймал ли –Да.

Это песенка  щенка.

(Дети поднимают руки вверх и раскрывают ладошки в руки)                                                                (Показ картинки рот)

Внимание!

11. Начинаем с ротиком играть          

Губки будем укреплять

Губки тянем  словно нитку.                                      Показ картинки с  одной стороны

Получаем мы «Улыбку»                                        нитка, с другой стороны упр. «Улыбка»

Крепко все мы зубы сжали,               (Показ картинки  с одной стороны зубы

А теперь их показали                        с другой стороны  картинка заборчик.

Кто старался,  не ленился

И Вот« Заборчик» получился.

Рот открыли широко                         (Показ картинки  с одной стороны Упр. «Клоун»

И захохотали                                       с другой стороны  картинка клоун.

И посмотрим друг на друга

Клоунами стали!

 (Показ картинки  с одной стороны Упр. «Слоник»

с другой стороны  картинка слон.

Губы вперёд

Завязать узелок

Вот и готов  у слона хоботок

Слоник хобот показал,

За заборчик убежал

Клоун выскочил,  хохочет,

Рассмешить он всех нас  хочет.

Снова будем повторять.

Ловко с губками играть.

Поиграли   губки в прятки

Сделав ротику зарядку.

А сейчас  мы  язычком

Полакаем молочко.

Упр. «Кошка лакает молоко»

И как щенок молочко

Мы лакаем язычком.

Язык к низу опускаем

Вверх за зубы убираем.

Язык снова иди в низ

И опять назад вернись.

 Упр. «Чистим зубы»

Чистим зубки мы сейчас

Вправо,   влево

Снизу,  вверх

Зубки  будут чище всех.

 Упр. «Коврик»

Коврик с  тобой делать  будем

Мышцы укрепляем

Спинку ловко языка  вниз мы опускаем

А вот кончик языка вверх мы поднимаем .

Язык  ковриком  держи

И тихонько посиди.

Конь задорный к нам бежит

И копытцами стучит                    Упражнение «Лошадка» 10 раз

Грибок в роще вырастай,

Ротик шире открывай

Маляр весёлый подошел

По нёбу кисточкой провёл

Ротик шире открывай

Маляру ты помогай

         Ну а песню молотка«Т,Т»

Можем петь мы  без труда                      

Вверх  за зубами язык удержи

И тихонько постучи «Т-Т-Т-Т»,

По бугоркам стучи сильней

Язычку так веселей

С  горла дует холодок

Это едет ветерок                            Упр. «Чашечка» вид сбоку.

Чашечку равняем

Язык укрепляем                           « Пособие  «Пиала»

Конь ретивый к нам вернулся

Рот  открыл и улыбнулся  

Подразнил он нас вот так              «Т-п-п»

Ну не сможете вы так !          

Мы за ним всё повторим

И его мы удивим!

Вот идёт индюк он важный    

Балаболит он отважно                           Упр. «Индюк»

           Приготовились смотрите

 Всё за мною повторите

(Предлагается детям повторить!)

Зубы заборчиком все показали,

И между ними,

Мы щель удержали

Язык поднимем вверх  за зубы

Сделаем ложбинку

А  холодный ветерок

Пустим вверх  по спинке

Пусть струится холодок

Поёт песню «Ветерок»

А сейчас еще раз расскажем все вместе.

Вот лежит, лопатка

Отдыхает сладко.

Зубы заборчиком мы не забудем

Щель меж зубами  удерживать будем

По середине языка ветер направляем

А пиалой язычок  вверх мы поднимаем.

          А теперь пиалой  подними  края

И держи подольше глядя  на меня.

Язычок как коврик за зубы зацепи

И спокойно, тихо в зеркало смотри.

Щелкаем   лошадкой,

Красим потолок,

Парус надуваем

Стучи как  молотком

Индюком отважным станем мы сейчас

Остановим мы коня в этот самый час.

         Хорошо  выполнял   ты все упражнения

А сейчас за это получи варенье                                                                                

Упр. «Вкусное варенье»

 Итог:

12.Язычок  твой не ленился, а старался и трудился

Чтоб  щенок  умел рычать

Упражнения эти дома  ему нужно выполнять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к постановке звуков.

Предварительная работв по подготовке к постановке звуков....

Подготовка к постановке звука «Ш» Лексическая тема: «Осень. Грибы»

Подготовка к постановке звука «Ш» Лексическая тема: «Осень. Грибы» Конспект организованной образовательной деятельностиучителя-логопедас детьми старшего дошкольного возрастас использованием ...

Конспект подготовки к постановке звука С

подготовка к постановке С...

Мастер-класс "Комплекс упражнений и игр для подготовки к постановке звуков и их автоматизации"

ЦЕЛЬ: Повышение профессиональной компетенции педагогов и родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение опыта по разновидностям форм работы с...

Артикуляционная гимнастика, комплексы упражнений для подготовки к постановке звуков.

Рекомендации по выполнению. Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики приподготовке к постановке звуков (шипящие, л, р)....

Конспект занятия на подготовительном этапе работы по коррекции звукопроизношения Тема: «Подготовка к постановке звука с»

Цель: закрепление умения выполнять арт.упражнения для звука с в полном объемеФормирование длительной и направленной воздушной струиРазвитие слухового вниманияОборудование:Ход занятияI....

Конспект индивидуального занятия «Подготовка к постановке звука «[С]» для старшего дошкольного возраста

Конспект индивидуального занятия «Подготовка к постановке звука «[С]» для старшего дошкольного возраста...