Консультация для педагогов " Активизация словаря детей через родственные слова".
консультация по логопедии на тему

Захаркина Марина Васильевна

Цель консультации: Обратить внимание педагогов на специфику словарной работы с детьми;-

Задачи:

- развитие представлений о смысловой стороне словаработа над правильным пониманием значений многозначности слова; раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий);

- формирование отбора слов и точность словоупотребления;

- развивать представление о словообразовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, глаголов с приставками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи»

Цель консультации: Обратить внимание педагогов на специфику словарной работы с детьми;-

Задачи:

- развитие представлений о смысловой стороне словаработа над правильным пониманием значений многозначности слова; раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий);

- формирование отбора слов и точность словоупотребления;

- развивать представление о словообразовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, глаголов с приставками.

Дети с нарушениями речи испытывают большие трудности в речевом развитии, в недостаточной степени постигают речевые закономерности. Такие дети имеют бедный словарный запас, не правильно понимают значение слов, то есть их уровень речевого развития сильно отличается от нормы. Для них родственными могут быть слова газ-газета, лес-лиса,дом-домино и др.

Работа над родственными словами развивает у детей языковое чутье.

Эффективным методом при работе является метод наглядного моделирования, он очень важен, потому что у детей преобладает наглядно-образное мышление.

Важно формировать умение анализировать слова, формировать умение устанавливать существенные связи, а так же чуткости, интереса к слову, стремления говорить правильно. При работе с родственными словами педагог опирается на:

1)-наблюдения, которые приводят детей к осознанию родственных слов в тексте;

2)-упражнения на определение родственных слов в тексте;

3)-задания на группировку и собственный подбор;

Обучению образовывать родственные слова помогают приемы:

-дидактических игр с иллюстрациями;

-заданий, наполненных аналитической деятельностью ("исключи лишнее", "скажи наоборот")

-анализ значения слов в стихотворениях;

-объяснение производного слова с помощью развернутого описания;

-уточнение слова, путем введения его в предложение или словосочетание;

-объяснение значения слов с обыгрыванием движениями;

-наглядно-графическое моделирование;

Используются следующие приемы и упражнения:

1-Игра в мяч "Назови родственное слово"

2-"Закончи правильно"(строитель-это. рыбак-это.)

3-"Назови родственное слово по объяснению"(хлеб хранят-в хлебнице, соль-в солонке)

Подбери слова похожие по смыслу (летел, улетел,слетел, влетел, перелетел)

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями -обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Детей учат устанавливать родственные связи между однокоренными словами, используя на занятиях занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие раскрыть тему в доступной форме.

  • На первом этапе объясняется сущность слов – родственников, их похожесть друг на друга общей частью. На доске картинка с изображением яблока, у детей на столах предметные картинки.  Педагог читает стихотворение, дети слушают. После повторного чтения стихотворения дети   выделяют родственные слова. На доске выставляются новые предметные картинки. Например, стихотворение «Яблоко».

На пригорке яблонька стояла,

Яблочко на яблоне поспевало.

Солнышко пригрело – яблоко созрело.

Ветерок подул – яблоко спугнул…

По тропинке яблоко покатилось,

На варенье яблоко пригодилось.

Получилось яблочное варенье,

А пирог с ним яблочный –

Просто объеденье!

Яблоко

                      Яблочко                                                    Яблоня

                      Яблочный                                                Яблонька

Затем с помощью картинок нужно вспомнить и самостоятельно назвать слова – родственники к слову яблоко. Задание усложняется, если предметные картинки детям не раздаются. В этом случае педагог показывает предметную картинку после того, как ребенок назовет родственное слово, тем самым подкрепляя правильный ответ.

                   

Солнечное

Солнышко утром проснулось,

Солнечно всем улыбнулось.

Будет солнечный день,

Подсолнух не прячется в тень.

Солнце по небу гуляет,

Подсолнух за ним наблюдает.

Подсолнух свой наряд

Солнцу показывать рад.

За грибами

Наступила грибная пора,

Отправляемся в лес мы с утра…

На опушке – грибы волнушки,

А вот пеньки, и на них грибки.

Под дубом гриб боровик,

Под березой – грибок подберезовик.

Грибникам про грибы все известно,

И грибам в их корзинках тесно.

А красавец-мухомор

Пусть стоит, как светофор!

Снежное

Снег, снежинки, снегопад!

Назвать слова я эти рад…

Веселой снежною зимой

Играем мы в снежки с тобой.

Из снега будет снеговик –

Ведь к снегопадам он привык.

А Дед Мороз на Новый год

С собой Снегурочку ведет.

Но улетят вдруг снегири,

И стихнут лютые метели,

Подснежник – первенец весны –

Проснется в снежной колыбели.

Лесное

Шел я в лес, пришел в лесок.

Вот растет лесной цветок.

На лесной опушке –

Ягоды, волнушки.

Уже пора домой идти,

А дороги не найти…

Вдруг навстречу мне лесник,

С лесом он дружить привык.

Лесник дорогу указал,

И домой я побежал.

  • На следующем этапе – работа с загадками, которые имеют секрет – слова-родственники, спрятанные в ней и их надо услышать и назвать.

Если песню он поет,                                               Вот осиновая роща,

Если паром он чихает,                                            Под осинкой я расту.

Значит, чашки он зовет                                          В ярком красненьком берете…

И на чай нас приглашает.                                       Меня заметишь за версту.

                                  (ЧАЙНИК)                                                            (ПОДОСИНОВИК)

Из-под снега в лесочке                                           Длинные и теплые

Появились цветочки.                                              Сапожник сшил из кожи,

Снежок, растай!                                                      Зимой обуть их сможем.

Нам проталинку отдай!                                                                          (САПОГИ)

                                   (ПОДСНЕЖНИКИ)

Любит зверь малину, мед.                                    

Очень грозно он ревет.

Летом ходит без дороги,

А зимой он спит в берлоге.

                                   (МЕДВЕДЬ)

  • Следующий этап – упражнение на группировку родственных слов и их самостоятельный подбор. Называя лишнее слово, дети подбирают к нему настоящие родственные слова, тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова.

Баран, бараний, барабан, барашек, баранина.

Дом, домик, домашний, домино, домище.

Лес, лесок, лесник, лиса, лесной.

Собака, собачка, собачий, пес, собачонка.

Лис, лиса, лесок, лисий, лисенок.

Песок, пес, песочек, песочница, песчаный.

Баранка, бараночка, баран, бараночный.

Богатырь, богатый, богатырский.

Строитель – тот, кто …

Учитель – тот, кто …

Посуда, которая нужна для селедки, -…

Тот, кто очень добрый, - добряк.

Тот, кто очень сильный, - силач.

  • Далее пересказ текстов с установкой на то, что слова-родственники, которые дети должны найти сами, не должны «потеряться». Затем придумывание рассказов со словами-родственниками самими детьми, например,

Лес, лесной, лесник.

Снег, снежки, снеговик.

Снег, снежок, подснежник.

Рыба, рыбак, рыбка, рыбища, рыбный.

Гриб, грибок, грибник, грибной.

Малинник

Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины. Он сказал: «Скоро у нас будет малинник. Малинка – полезная  ягодка». Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо. Это была малиновка. Все лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила душистое малиновое варенье.

Веснянка

Пришла весна. Выглянули из-под снега подснежники и раскрыли свои нежные лепестки. Только один цветок не хотел раскрываться. Весенний солнечный лучик своей ладошкой погладил его. Тихо раскрылись лепестки, и все увидели, что там спит девочка Веснянка, а на носу у нее золотые веснушки. Улыбнулось ласковое солнышко и сказало: «Просыпайся, Веснянка, твоя пора наступила!»

Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Упражнения способствуют развитию их памяти, поскольку слова-родственники группируются детьми в словообразовательные цепочки языкового чутья и осуществляется пропедевтическая задача: закладывается основа для орфографически грамотного письма в школе.

Таким образом дети устанавливают родственные связи между словами, языковой материал становится источником знаний, средством развития речевых навыков, расширяется словарный запас и способы словообразования, а так же задумываться над значением слов. Упражнения способствуют развитию памяти, языкового чутья, осуществляется пропедевтическая задача-закладывается основа орфографически правильного письма в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие речи детей через игру"

Консультация для педагогов "Развитие речи детей через игру"...

Методическая разработка для педагогов: "Активизация словаря детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности детей"

Активизация словаря детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности детей...

Консультация для педагогов Как обучать детей звуковому анализу слов

Консультация для педагогов Как обучать детей звуковому анализу слов...

Консультация для педагогов " Активизация словаря младших дошкольников посредством дидактической игры"

Консультация для педагогов " Активизация словаря младших дошкольников посредством дидактической игры"...

Консультация для родителей «Активизация словаря детей младшей возрастной группы.»

Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенез...

Консультация для родителей «Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры»

Цель:  изучить способы, методы и приемы  активизации речи детей через дидактические игры. Усилить совместную работу воспитателей и родителей по развитию речи детей. Расширять и обогащать акт...

Консультация для воспитателей "Активизация словаря детей младшего возраста".

В данной статье раскрывается тема по работе по обогащению, закреплению и активизации словаря. Эта проблема занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарног...