Игровые приемы, используемые для автоматизации звуков
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Сообщение из опыта работы на РМО учителей-логопедов об использовании игровых приемов при автоматизации звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_priemy_ispolzuemye_pri_avtomatizatsii_zvukov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение на тему:

«Игровые приёмы,

используемые при автоматизации звуков»

Составила:

Учитель-логопед МБДОУ №9

Львова Инна Владимировна

Игровые приёмы, используемые при автоматизации звуков

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков. (По Л.С. Волковой)

Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности есть введение вновь созданной и закреплённой относительно простой связи – речевого звука в более сложные последовательные речевые структуры – слова и фразы, в которых данный звук или опускается совсем, или произносится неправильно. Процесс автоматизации вновь поставленного или исправленного звука, который вводится в слог и в слово, представляет нередко трудную задачу, так как при выработке нового динамического стереотипа приходится преодолевать сопротивление прежнего неправильного навыка. Как известно, эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности. Осторожность и постепенность достигается в работе систематичностью преподнесения фонетического материала, изменением и усложнением видов речевой деятельности и постепенным переключением со зрительного контроля на контроль речедвигательных кинестезий. С фонетической точки зрения, автоматизация произносительных навыков выражается, прежде всего, в последовательном переходе от менее сложных речедвигательных динамических стереотипов – слогов – к более сложным стереотипам – словам и их сочетаниям. Отрабатываемый звук берётся в различных комбинаторных и позиционных условиях и с чередованием ударения и ритма. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приёмы отражённого повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам.

При тяжёлых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удаётся правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Мы все сталкиваемся с тем, что многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. А если ребёнок испытывает трудности при автоматизации изолированного звука, то у него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать логопедические занятия. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Как же сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка? Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто проговаривать материал. В своей работе логопеда я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают. А логопедические игры помогают нам сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. Вам известно, что очень важен эмоциональный контакт ребёнка и логопеда. Учитывая, что в благоприятном состоянии хорошо воспринимается материал, я стараюсь каждому занятию придать эмоциональную окраску, воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка. Для этого при автоматизации звуков мы заучиваем много стихов со смешным, понятным ребёнку сюжетом. Он слышит выразительную речь, заражаясь эмоциями, старается сказать также. Использую дразнилки, переговорки, элементы театрализации. Так в переговорках на подгрупповом занятии побеждает тот, кто больше вспомнит и расскажет стихов, потешек на автоматизируемый звук. Мы с вами убедились в том, что этап автоматизации доступнее всего проходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности дошкольников.

Игровые методы также позволяют решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объём коррекционного воздействия, включить игровые упражнения в различные режимные моменты.

Нам всем известно и понятно, что наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (ззз – комарик звенит, ссс – песенка водички, ррр – рёв мотора, жжж – песня жука), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие.

Использование следующих игровых приёмов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах. Я применяю универсальные игровые приёмы, которые могут всегда находиться у педагога, и не требуют особой подготовки и оборудования. Детям очень нравятся такие игры, как «Лесенка» – дети закрепляют изолированное произношение звука, развивают мелкую моторику, работая со счётными палочками (выкладывая лесенку), повторяют основные цвета. Также воспитатели, используя данную игру для автоматизации звука, закрепляют прямой и обратный счёт. Игра «Пальчики здороваются» позволяют параллельно с автоматизацией звука развивать мелкую моторику рук, вырабатывать силу и тембр голоса. Игра «Ромашка» может использоваться для автоматизации звука в слогах и при обучении грамоте. Также можно посчитать количество лепестков у цветка. При автоматизации звуков в словах можно объединить несколько игр. Например: «Поедем на машине» и «Засели домик». Ребёнок закрепляет правильное произношение изолированного звука, проговаривает большое количество слов с автоматизируемым звуком и развивает звуковой анализ слова. Детям нравится «заселять» картинки в домик. Игра «Полетим за комариком» поможет эмоционально настроить ребёнка на дальнейшее проговаривание слов; развивает внимание и быстроту реакции. Используя игру «Веер», мы автоматизируем звук в словах, закрепляем основные и оттеночные цвета, определяем позицию звука в слове, закрепляем прямой счёт.

Также мы используем игры с песком, которые кроме основной задачи – автоматизации звука, регулируют эмоционально-волевую сферу ребёнка и развивают тактильные ощущения.

Регулярно мы используем игры «Змея ползёт», «Прокати мяч», «Солнышко», «Напои куклу чаем», «Разложи ёлочки», «Астры», «Подбери фигуры», которые мы представим вашему вниманию чуть позже.

Работая над автоматизацией звуков в предложениях, я часто использую эффективную и полезную игру «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (т.е. согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-либо знак: . ! ? дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса. Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложении, но и проводится работа по профилактике дисграфии. На этом этапе автоматизации «приходят» гости; чаще всего это Незнайка и Василиса Премудрая. Незнайка всё время ошибается – в его предложениях слова никогда не дружат (Рома рубить дрова. У шубы Маша.). Дети помогают Незнайке исправлять ошибки, объясняя, что они сделали: «подружили» слова в предложении. А Василиса Премудрая любит умных-разумных детей и поэтому загадывает им загадки и просит выполнить трудные задания: закончить предложение, подсказав последнее слово по картинке, самостоятельно придумать предложение по картинке или с заданным словом, собрать разрезную картинку и придумать предложение.

И вот, наконец, дети неплохо произносят звуки в словах и предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы я использую различные пересказы, составления рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работ утомительны для детей и поэтому, для того, чтобы вызвать интерес, я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе (дети очень любят манипулировать этими персонажами и с большим интересом вспоминают содержание рассказа), пересказы-драматизации, диалоги с пальчиковыми куклами.

А сейчас мы хотим представить вашему вниманию, как можно объединить несколько игр в небольшие сюжеты. (показ сюжетов «На пляже», «В лесу», «В гостях»)

Для наиболее полного устранения речевых нарушений, мы работаем в тесном контакте с воспитателями логопедической группы и специалистами: музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре.

Воспитатели автоматизируют звуки по заданию логопеда, используя разнообразные игровые приёмы в различные режимные моменты. Используя гимнастику «Листочки», закрепляется изолированное произношение звука [ш], развивается общая моторика, ориентировка в пространстве. Также воспитателями используются игры-лабиринты, кроссворды.

Музыкальный руководитель, используя игру «Проведи звук по звуковой дорожке», вырабатывает у детей звуковысотное восприятие и  тембр голоса. Для придания эмоциональной окраски, музыкальный руководитель после выполнения детьми заданий предлагает поиграть с персонажем, который «приходил» на занятие.

Инструктор по физкультуре использует для упражнений чистоговорки с автоматизируемым звуком, тем самым, развивая точность движений. (согласованность слова и действия) Также используются подвижные игры с игрушками. У детей развивается фонематическое восприятие – необходимо найти игрушку с нужным звуком, вырабатывается быстрота реакции. При проговаривании чистоговорок у детей формируется координация речи и движения.

Применять эти игровые приёмы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Известно, что многие из них способствуют развитию фонематического восприятия, коррекции внимания, памяти, развитию мелкой моторики; могут целенаправленно использоваться при дифференциации звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.

    Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы на стадиях автоматизации звуков

Пособия для интересных занятий по автоматизации звуков....

Презентация "Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков"

Предлагаемые игровые приемы и задания помогут поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контак...

Дидактические игры, используемые для автоматизации звуков и обучния приемам запоминания

Дидактические игры, используемые  для автоматизации звуков и обучния приемам запоминания...

Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»

Консультация для педагогов: «Использование наглядно – игровых приемов на этапе автоматизации звуков у дошкольников с нарушениями речи»...

«Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков речи у дошкольников».

laquo;Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков речи у дошкольников»....

Игровые приемы на этапе автоматизации звуков в словах и предложениях.

автоматизация звуков в словах и предложениях с детьми дошкольного возраста...