Своеобразие работы воспитателя в логопедической группе ДОУ
статья по логопедии на тему

Фитиалова Елена Сергеевна

В статье кратко представлены определенные особенности работы воспитателя логопедической группы ДОУ и необходимость их учитывания для обеспечения целостности, последовательности и преемственности задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gotovaya_vospitatel_v_logogruppe.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Фитиалова Е.С.

Воспитатель логопедической группы № 12 «Умник»

МБДОУ д/с № 9 «Радуга» г. Белореченск

Своеобразие работы воспитателя
в логопедической группе ДОУ

Начать свою статью хочется пословицей: «ручьи сольются - реки, люди соединятся – сила». Только при условии слаженной работы педагогов в команде может быть достигнут результат, в команде, где каждый участник понимает свою задачу, оценивает возможности и нацелен на победу. На победу, от которой зависит вся только еще начинающаяся жизнь маленького человека с речевой патологией. В профессиональной команде, в ДОУ, по работе с детьми с речевой патологией  трудятся: учитель-логопед и воспитатель. Подробнее остановимся на своеобразии работы воспитателя в логопедической группе.

Федеральным государственным стандартом дошкольного учреждения установлены нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, призванной обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. В связи с этим, можно определить цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении - создание единой системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

Своеобразие работы воспитателя в логопедической группе определяется:

  • речевыми недостатками;
  • неполной зрелостью процессов, которые связанны с речевой деятельностью (памяти, внимания, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
  •  характерологическими особенностями.

Особенностью работы воспитателя в логогруппе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, направленные на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.

Воспитателю необходимо уделять внимание не только на коррекцию уже имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на расширении представлений об окружающем, но и дальнейшему развитию и совершенствованию работы сохранных анализаторов. Это благоприятно влияет на развитие компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге имеет положительное влияние на эффективное овладение речью. Как писал Л.С. Выготский: «Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненным дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой стороны – именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Всякий дефект создает стимул для выработки компенсации».

В своей работе воспитателю необходимо учитывать определенное отставание в созревании познавательной активности, которое образовывается у детей под влиянием речевых дефектов, ограничение контактов с окружающими, неверных приемов семейного воспитания и прочих причин.

Особенно серьезно воспитателю нужно подходить к проявлению различного негатива в поведении ребенка. Очень важно вовремя увидеть признаки повышенной нервозности, конфликтности, или, напротив, утомляемости, пассивности и вялости. Если воспитатель будет стараться правильно оказывать психолого-педагогическое влияние на детей, то в большинстве случаев будут пресечены проявление стойких нежелательных отклонений в их поведении, что будет способствовать формированию коллективных, социально оптимальных отношений в группе. В связи с этим, воспитателю необходимо создавать доброжелательную обстановку в детском коллективе, укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные эмоции, возникающие по причине речевой неполноценности, формировать познавательный интереса.

Воспитатель принимает активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе, руководствуясь рекомендациями логопеда. Также воспитателю необходимо выполнять рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений индивидуально с каждым ребенком.

Целью работы воспитателя по развитию речи может быть как создание необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений, в таком случае, она будет проходить перед образовательной деятельностью с логопедом, так и закрепление результатов, достигнутых на логопедических занятиях.

Необходимо понимать, что коррекционная работа является обязательной и вне образовательной деятельности: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, на прогулке, в играх и развлечениях. Эта работа предоставляет возможность широко практиковать свободное речевое общение детей, а также закреплять речевые навыки в будничной жизни и деятельности детей. Важным фактором для того, что бы эта работа была успешной является правильная речь самого воспитателя, она должна быть образцовой: внятной, четкой, хорошо интонированной. Воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка, если тот допускает ошибки в звуках, грамматических формах, а также побуждает детей к самостоятельному исправлению ошибок.

В связи со всем вышеперечисленным, можно сказать, что необходимость учета обозначенных особенностей работы воспитателя логопедической группы ДОУ очевидна, поскольку дает возможность обеспечения целостности, последовательности и преемственности задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.

Литература:

  1. Биглова О. В. Логопедическая работа детьми дошкольного возраста в условиях ФГОС [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014 г.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999г.
  3. Коноваленко, В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей: Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп / В. В. Коноваленко. – М. : ГНОМ и Д, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа воспитателя логопедической группы

.... о работе  воспитателей, работающих  в  группах для  детей  с нарушениями  речи......

игровые методы по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ

ТЕМА: “Игры по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ»....

Использование речевых игр в работе воспитателя логопедической группы для детей с ОНР

Данный материал поможет воспитателям в подборе дидактических речевых игр и упражнений для развития лексики, грамматического строя (словоизменения, словообразования) у детей старшего дошкольного ...

Работа воспитателя логопедической группы.

О разграничении функции педагогов, работающих на логопедической группе....

Аспекты коррекционной работы воспитателя логопедической группы.

Цели,задачи,содержание дятельности воспитателя...