Методические рекомендации по развитию функции словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Малышева Ксения Андреевна

Как показывает практика, дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в словоизменении. В данных методических рекомендациях предлагаются различные виды заданий и упражнений для развития этой функции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию функции словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Для разработки методических рекомендаций по формированию словоизменения  были использованы методические разработки следующих  авторов:  Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Селиверстов В.И.

Логопедическую работу по формированию словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи следует проводить в следующей последовательности:

  1. формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;
  2. закрепление системы словоизменения на уровне предложения;
  3. закрепление системы словоизменения в связной речи.

Работа над каждой грамматической формой начинается с уточнения ее значения в импрессивной речи. После усвоения отрабатываемой формы осуществляется ее закрепление в экспрессивной речи.

Каждая грамматическая форма отрабатывается по следующему плану:

а)        выделение общего грамматического значения ряда словоформ;

б)        соотнесение выделенного значения с флексией, обозначающее данное грамматическое значение;

в)        звуковой анализ флексии;

г)        закрепление связи грамматического значения и флексии в специально подобранных упражнениях;

д)        образование аналогичных словоформ в спонтанной речи.

Задания, направленные на формирование словоизменения  существительных.

1.        Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа).

У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») — несколько предметов.

Логопед: У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок: А в магазине — яблоки.

Логопед: У меня огурец, а в магазине?

Ребенок: А в магазине — огурцы.

И т. д.

Вариант игры:

Логопед: У меня яблоко, а в магазине много ...(?)

Ребенок: А в магазине много яблок.

  1. Игра «Что без чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда»).

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Логопед задает вопрос: «Что без чего?»

Стул без ножки.        Машина без колеса.

Стул без спинки.        Шуба без воротника.

Кастрюля без ручки.      Чайник без носика.

Расческа без зубчиков. Грузовик без фары.

Платье без рукава.

Кофта без пуговиц.

Ботинки без шнурков.

3.   Игра «Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные»).

На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.).     '

На столе — игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).

В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»

Сено дадим корове, лошади.

4.  Закрепление форм творительного падежа:

- Незнайка  решил построить дом для своих друзей .

Помогите ему узнать, чем  он будет выполнять  работу (демонстрация  предметных картинок).

Пилить (пилой), стучать…., строгать…., сверлить….., резать….., копать…., подметать….;

-а когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть и придумал для вас загадки:

-дополните предложение и повторите его полностью.

-Знайка рисует (что? чем?);

-Пончик намазывает( что? чем?);

-Винтик грозит (кому? чем?);

-доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем?);

-поэт Цветик пишет(кому? что? чем?).

5.  Закрепление форм дательного  падежа.
Незнайка приглашает нас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна
(демонстрация двух видов картинок:  1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных)?
Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки. Логопед обращает внимание детей на изменения в окончаниях слов (зебре – траву или трава- зебре).

6.  В зоопарке  мы встретили иностранца, который захотел поговорить с Незнайкой, но Незнайка его не понимает. Ребята, помогите иностранцу правильно составить предложения, изменяя слова по смыслу.
Дай ……(морковка, кролик);
отнеси …(трава, зебра);
принеси…(медведь, мёд);
отдай …. (собака, кость);
нарисуй …. (картинка, ребята).

7.  Игра «Где что растет?» (закрепление формы предложного падежа).

На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы.

Логопед: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи?

Дети: Овощи растут на огороде.

Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

8.  Игра в лото «Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа).

Детям раздают карточки лото с изображением двух и пяти предметов. Например, два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т. д. Логопед называет предмет. Дети находят на карточке изображение предмета и определяют количество, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто правильно называл количество предметов и раньше других закрыл все карточки лото.

Задания, направленные на формирование словоизменения  глаголов.

  1. Давайте построим скворечник для скворцов. Какие инструменты нам понадобятся (ответы детей, демонстрация картинок: линейка, пила, молоток, верёвка)?
    -Что мы будем делать линейкой? (измерять)
    -Что делает мальчик (измеряет)
    -Что делают мальчики (измеряют)
    -Что мы будем делать пилой? (пилить)
    -Что делают мальчики (пилят) и т.д.
  2. Глаголы настоящего и прошедшего  времени + существительные.
    - Придумайте словосочетания, предложения о том, как дети заботятся о птицах зимой.
    Кормят; строят; вешают кормушки; насыпают корм.
    - Как дети заботились о птицах зимой?
  3. Дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.
    -На лесной полянке много разных птиц. Весь день они проводят в заботах (демонстрация картинок: дятел, кукушка, стайка птиц).
    -Я назову слово- действие, а вы скажите, кто из птиц  - дятел, кукушка, или целая стая могли это сделать. Назовите словосочетания, придумайте предложения.
  4. Игра «Умная стрелка» (закрепление согласования

глагола и существительного в числе).

Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, и подвижная стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, изображающие действия.

Логопед называет действие (копает, рисует, играют, стро¬ят, умывается, причесывается и т. д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают предложение по ней (Дети строят башни. Дети играют в футбол. Мальчик рисует дом. Девочка причесывается расческой. И т. д.).

Задания, направленные на формирование словоизменения  прилагательных.

1. В подводном царстве жил царь Осьминог с царицей Каракатицей. Они  любили, когда  их  хвалили. Я буду говорить об осьминоге, а вы измените слово и скажете о каракатице. Повторите  предложение, используя союз «и»:

- осьминог красивый  И  каракатица……

- осьминог умный И каракатица……

- осьминог добрый И каракатица……

2. Подбор прилагательных в предложениях.
-Вдруг  акулы решили напасть на подводное царство. Спастись от зубастых хищниц можно,  спрятавшись за кораллами. Тот, кто подберёт слово – «признак» и правильно повторит предложение, тот сможет спрятаться за кораллами (при ответе ребёнок получает картинку коралла):
- пилить (какой?) пилой — острой;
- умываться (какой?) водой;
- вытирать (каким?) полотенцем;
- рисовать (какими?) красками;
- писать(какой?)  ручкой;
- есть (какой?) ложкой;
- копать  (какой?) лопатой;
- рубить(каким?)  топором.
3. Подводное царство спасено. Все его жители рады. Но вот  к морским обитателям подплыла морская черепаха. Она хочет рассказать какая жизнь на суше. Помогите ей правильно составить предложения, подобрав слова –« признаки»:
- Где что растёт? Какие? (на поле, на земле, в лесу, в болоте, на дереве)
- Где живут люди, животные? Какие? (В городе, в деревне, в горах, в  лесу, в поле, в болоте)
-Что ГДЕ  покупают? Какое? (В магазине, в аптеке, в книжном   магазине, в мебельном магазине, на почте и т.д.).

4. Игра в лото «Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательного с существительным).

Игра может проводиться в двух вариантах.

1-й вариант. У детей карточки с изображением предметов разного цвета. Логопед называет цвет. Дети находят на карточках предмет этого цвета, затем называют предмет и его цвет (например, у меня красная шапка, у меня красный шар и т. д.).

2-й вариант. У детей карточки, на которых изображены предметы одного цвета. Логопед называет предмет. Дети находят изображение данного предмета у себя на карточках и называют его цвет (например, у меня красная машина, у меня зеленая машина и т. д.).

  1. Игра «Найти по цвету» (закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе).

Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Логопед называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного.

Красное — яблоко, платье, пальто, кашне. Желтая — репа, тыква, сумка, дыня.

Зеленый — огурец, кузнечик, лист, куст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Основной целью методических рекомендаций по развитию связной речи  детей старшего дошкольного возраста является привлечение родителей к развитию связной речи у детей старшего дошкольного во...

Методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной работе представлены методические рекомендации по формированию вербально-коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....

Комплекс игр и игровых упражнений для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией /авторская разработка/

Коррекционно-педагогический процесс строится с учетом закономерностей психического и речевого развития здоровых детей и направлен на формирование психических процессов (пространственного гнозиса) и на...

Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».

Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Мастер-класс "Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...

Особенности развития слоговой структуры слова старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В последние годы все чаще за рекомендациями обращаются родители неговорящих малышей. Хочется отметить, что действительно, таких детей стало намного больше, чем в начале 90-х. Инфантильность родителей ...

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий

Методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня через использование интерактивных технологий...