Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика
консультация по логопедии на тему

Житкова Лариса Анатольевна

Консультация для родителей по выполнению артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_palchikovaya_i_dyhatelnaya_gimnastika.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика для детей.

Упражнения для губ.

Улыбка.

 Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Хоботок (Трубочка).

 Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Заборчик.

 Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Бублик (Окошко).

 Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

 Чередование положений губ.

Кролик.

 Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Поцелуй маму.

 Попросите ребенка поцеловать вас в щечку.

Упражнения для развития подвижности губ.

Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

 Улыбка - Трубочка.

 Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Пятачок.

 Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Рыбки разговаривают.

 Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

Уточка.

 Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

Недовольная лошадка.

 Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

 Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

 - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

 - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

 - удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек.

Покусывание, похлопывание и растирание щек.

Сытый хомячок.

 Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Голодный хомячок.

 Втянуть щеки.

Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для  языка.

 Птенчики.

 Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

Лопаточка (Блинчик).

 Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Чашечка.

 Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Иголочка (. Жало).

 Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Горка (Киска сердится).

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

Трубочка.

 Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Грибок.

 Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

Часики (Маятник).

 Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Змейка.

 Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Качели.

 Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Футбол (Орешки).

 Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Чистим зубки.

 Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Катушка.

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

Лошадка.

 Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Гармошка.

 Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Маляр.

 Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Вкусное варенье.

 Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ПРАВИЛЬНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

  • Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его сами перед зеркалом. Только после того, как вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребёнку.
  • Гимнастика проводится ежедневно по 10 – 15 минут.
  • Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.) в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  • Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка.
  • Одно упражнение для развития речевого дыхания и пальчиковую гимнастику. Каждое упражнение выполнять по 5 раз.
  • Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике применяются стихи.
  • После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  • Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнения. 

Очень важно с детьми проводить дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы. 

  1. «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики». Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
  2. «Ветерок» Дети очень любят играть с игрушками – вертушками. Делается глубокий вдох через нос, а затем медленно выдыхаем через рот.
  3. «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
  4.  «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
  5. «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
  6. «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
  7. «Футбол» Кусочек ватки или мячик от пин-понга кладется на середину стола. С одной стороны на него дует ребенок, а с другой взрослый. Кто быстрее «забьет гол» в ворота соперника.
  8.  «Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.
  9. «Мыльные пузыри» Дети самостоятельно надувают мыльные пузыри.
  10. «Как вкусно пахнет» Представим, что мы вдыхаем аромат новогодней сосны или ели. Делаем вдох, а затем выдох, и на выдохе произносим: «Ах!»

Техника выполнения дыхательных упражнений.

Помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания.

Занятия рекомендуется проводить в облегченной одежде, при температуре воздуха не выше 17-20  градусов. Продолжительность занятий  от 5 до 15 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий. Следить, чтобы у ребенка не закружилась голова.

Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика для детей – это пассивные или активные движения пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов движениями).

Пассивная гимнастика применяется в работе с детьми младенческого возраста, а также с более старшими малышами, у которых отмечается низкий уровень развития движений пальцев рук. В процессе пассивной гимнастики взрослый и ребенок выполняют все движения совместно.

Активная пальчиковая гимнастика предполагает самостоятельное совершение ребенком движений на основе подражания действиям взрослого.

Во-первых, пальчиковая гимнастика позволяет развить чувственную сферу (осязание), что благоприятно сказывается на ознакомлении детей с такими свойствами окружающих объектов, как величина, форма, фактура.

 Во-вторых, развитие свободных, согласованных, точных, дифференцированных и скоординированных движений пальцев рук позволяет эффективно овладеть рисуночными, лепными, аппликационными умениями, письмом и самообслуживанием (застёгивание пуговиц и т.д.).

В-третьих, высокий уровень развития мелкой моторики пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие речи детей, овладение способами коммуникации, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей.

Примеры пальчиковых упражнений для детей с предметами и материалами:

  • нанизывание разноцветных прищепок;
  • собирание и разбирание пирамидки и матрешки;
  • нанизывание бусинок на шнурок;
  • «Золушка», родители смешивают, например, фасоль и горох, а ребенок разбирает их по отдельным кучкам;
  • Перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую;
  • складывание узоров из мозаики;
  • застегивание и расстегивание замков, пуговиц, липучек и кнопок,
  • составление узоров из счетных палочек и спичек;
  • завязывание шнурков;
  • ощупывание и захватывание предметов разной величины, формы и фактуры: гимнастической палки и нитки, ваты и бумаги, шара и куба, меха и шелка и т.д.;
  •  надавливание всеми пальцами одновременно или по очереди на воздушный шар, резиновые игрушки, пульверизатор;
  • продвижение указательным пальцем мелких предметов по столу с последующим сбрасыванием их в коробочку (пуговицы, скрепки, бусинки, крупяные изделия);
  • рисование пальчиками по влажному песку, манке;
  •  разминание, отщипывание, раскатывание, прищипывание, размазывание теста и пластилина.

Правила, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения пальчиковой гимнастики:

1. нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной;

2. каждое игровое задание и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями;

 3. пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.

 Проводя гимнастику и пальчиковый массаж, вы также можете использовать очень эффективные массажёры - шарик-ёжик и колечки-пружинки, позволяющие проработать каждый пальчик ребенка, тем самым воздействуя на речевые зоны.

И помните, ежедневные занятия с детьми – залог успеха в развитии вашего ребенка. Артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Обитатели водоёмов"

Данный комплекс упражнений может использоваться в работе логопедами и воспитателями при изучении лексической темы недели "Рыбы"...

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Профессии"

Комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик к лексической теме "Профессии"...

Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "Игрушки"

Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "Игрушки"...

комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик по теме "Весна"

комплекс артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик по теме "Весна"...

Проведение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика  позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво....

Проведение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевогоразвития....