ИГРОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Овчинникова Светлана Владимировна

 Игротека речевых игр, направленных на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков в свободной речи дошкольника, на развитие фонематического слуха, звукового анализа, памяти, внимания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_igroteka_rechevyh_igr.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская игротека речевых игр, направленных на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков в свободной речи дошкольника, на развитие фонематического слуха, звукового анализа, памяти, внимания

Своевременное овладение правильной речью имеет  огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.

     Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью.

    Внятность и чистота произношения зависит от многих факторов и в  первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата.

Большое значение имеет правильное дыхание, так как оно является основой  звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо и звукообразование, сохраняет плавность речи. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длительности воздушной струи зависит правильность произношения  многих звуков, плавность речевого потока

     Не менее важным фактором в формировании чистого  звукопроизношения является сформированность фонематических  процессов, хорошая память и внимание.

  У детей с проблемами имеются комплексные нарушения в развитии речи, которые связаны с недостаточной подвижностью артикуляционного аппарата, с проблемами в фонематическом восприятии, с недостатками памяти и внимания, с несформированностью воздушной струи и дыхания в целом.

     Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего поколения.

С целью коррекции имеющихся недостатков в развитии дошкольников, препятствующих в формировании чистого произношения мною  была создана авторская игротека речевых игр, направленных на выработку воздушной струи, на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков в свободной речи, на развитие фонематического слуха, звукового анализа, памяти и внимания.

  • Игра "Встреча Незнайки и Знайки"

Цель : Автоматизация звука З в свободной речи; совершенствование звукового анализа, активизация памяти и внимания.

  • Игра "Воздушный шарик"

Цель : Развитие плавного длительного направленного выдоха

  • Игра "Божья коровка"

Цель : Развитие плавного длительного направленного выдоха

  • Игра "Занимательное путешествие"

Цель :  Дифференциация звуков Ш - С в свободной речи детей; развитие памяти и внимания.

  • Игра "Покорми медведя"

Цель : Развитие плавного длительного направленного выдоха

  • Игра "Зимняя прогулка"

  Цель : Автоматизация звука С в свободной речи; совершенствование звукового анализа, активизация памяти и внимания.

  • Игра "Козленок хочет кушать"

Цель : Развитие плавного длительного направленного выдоха.

  • Игра "Милые пони"

  Цель : Автоматизация звука Ж в свободной речи; совершенствование звукового анализа, активизация памяти и внимания.   

  • Игра "Остуди чай"

Цель : Развитие плавного длительного направленного выдоха.

  • Игра "Полет бабочки"

Цель : Развитие плавного длительного направленного выдоха.

  •  Игра "Приключения Винни -  Пуха"

  Цель : Автоматизация звука З в свободной речи.

  • Игра "Путешествие кузнечика"

Цель : Развитие плавного длительного направленного выдоха.

  • Игра "Пчелка"

Цель : Развитие плавного длительного направленного выдоха.

  • Игра "Смешарики спешат на помощь"

Цель :  Дифференциация звуков Ш - С в свободной речи детей; развитие памяти и внимания.

Данные авторские игры помогут педагогу  разнообразить коррекционную работу по формированию чистого произношения.

СТРАНА КУБИКОНИЯ

Для преодоления неустойчивости внимания, плохой переключаемости с одного вида деятельности на другой, быстрой утомляемости и более эффективной коррекции речевого развития было необходимо создать методическое пособие, вызывающее интерес у детей, служить решению многих образовательных задач

       Игровое пособие «Страна Кубикония»  представляет собой серию кубов разной величины, на гранях которых даны символы дидактических игр или упражнений. Каждый может быть использован как самостоятельно, так и в сочетаниях, по усмотрению педагога.

    Куб может использоваться на протяжении всего занятия или в качестве сюрпризного момента. На отдельном занятии дети узнают название куба, выполняют задания на гранях. Порядок педагог выбирает произвольно в соответствии с задачами конкретного занятия. Когда дети познакомятся со всеми кубами в отдельности, можно использовать от 2 до 8 предметов на одном занятии.

    Использование данного дидактического пособия поможет педагогу поддерживать интерес детей, развивать память, мыслительные процессы.

Примерные варианты игр с кубами

Вариант 1

Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами с кубом в руке. Дети идут по кругу со словами :

Раз, два, три, четыре, пять

Будем кубик мы вращать!

Ребенок в центре закрывает ладонью грань куба. Дети выполняют задание.

Вариант 2

Дети стоят или сидят кругом. Куб передают по цепочке, произнося любую знакомую считалочку. Ребенок, на котором остановились, по желанию выбирает сторону куба. Дети выполняют задание.

Вариант 3

Водящий ребенок идет по кругу и говорит считалочку. Ребенок, на котором закончилась считалочка, берет куб, закрывает глаза, вращает его, останавливаясь на любой грани куба. Задание выполняет сам или все дети вместе.

Куб «Настроение»

Цель : Развивать артикуляционную моторику, мимические мышцы лица; различать настроение людей по выражению лица.; самостоятельно изображать на лице то или иное настроение или чувство.

Вариант 1

Ребенок рассматривает грани куба, определяет настроение человека по картинке, а затем сам, смотря в зеркало на грани куба, изображает такое же.

Вариант 2

Дети по считалочке выбирают того, кто будет вращать куб. Ребенок с закрытыми глазами вращает куб, останавливаясь на одной из граней, называет настроение.

    Все дети изображают его на лицах. В конце игры дети сами выбирают ребенка, который лучше всех изображал настроение.

Куб «Звуковой»

Цель : Развивать фонематический слух; выделять звук на фоне слова; придумывать слова на заданный звук; определять позицию звука в слове.

Куб «Похожие слова»

Цель : Развивать логическое мышление : анализ, синтез и сравнение; подбирать слова по смыслу, существенному признаку, назначению.

Педагог читает стихотворение :

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком – вагон,

Есть кислое слово – лимон.

А теперь и ты не зевай – слово к слову подбирай!

     Далее куб передается под считалку. Ребенок, на котором остановилась считалка, вращает куб и выбирает грань, читает слово. Если дети не умеют читать, догадываются по картинке, либо читает педагог. Затем дети подбирают к данному слову- прилагательному слова – существительные по ассоциации. Например : «быстрые» слова – ракета, самолет, тигр, орел; «веселые» слова – праздник, клоун, подарок.

Куб «Подбери словечко»

Цель : Подбирать к данному существительному прилагательные; согласовывать в роде, числе, лице; закрепить навыки времен года и их признаков.

Вариант1

Ребенок, выбранный по считалочке, вращает куб, называет выпавшие на грани куба время года. Дети подбирают к существительному прилагательные.

Вариант2

Детям предлагается придумать предложения про времена года.

Куб «Предлоги»

Цель : Использовать предлоги на, под, в, из, к, от; составлять с ними предложения.

Дети передают по цепочке куб, произнося считалочку :

Раз, два, три, четыре, пять

Будешь кубик ты вращать!

Ребенок, на котором остановилась считалка, вращает куб с закрытыми глазами, выбирает грань, называет ее. Дети по очереди или по желанию придумывают предложения с этим «маленьким словом» - предлогом. Педагог может задать тему, например : предложение про осень, в котором будет «маленькое слово» НА.

Куб «Выбери игру»

Цель :  Развивать фонематический слух, мелкую моторику, речевое дыхание, лексико-грамматический строй, связную речь.

По считалочке выбирается водящий. Ребенок закрывает глаза и вращает куб :

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду кубик я вращать

И игру выбирать!

Называет игру, символ которой изображен на выпавшей грани куба. Это может быть пальчиковая игра, игра на развитие фонематического слуха «Где спрятался звук», на формирование правильного выдоха, на совершенствование ЛГ категорий и т.д.

     Педагог может использовать куб и на индивидуальных занятиях, когда ребенок по своему желанию выбирает сторону и играет в ту игру, которую хочет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротека речевых игр

Речевые игры на образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения....

игротека речевых игр «Живые картинки»

Цель:              «Для развития плавного целенаправленного ротового выдоха у детей»Рекомендации : Для использования на инд...

Игротека речевых игр

Игротека речевых игр: Выпуск 1-12: Для детей 5-7 лет с речевыми нарушениямиБикина Н.В. Мельникова С.М., - М.: Гном и Д, 2006...

Игротека речевых игр .

Игры на согласование количественных числительных и существительных для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями....

Игротека речевых игр

Игротека речевых игр для детей...

Игротека "Речевые игры"

Речевые игры для детей дошкольного возраста можно применять педагогам в ходе детсадовских занятий, в свободной деятельности, родителям дома.Речевые игры полезны   для детей , обогащают слова...

В.В.и С.В.Коноваленко " Игротека речевых игр"

В данном пособии представлены игры и упражнения,направленные на предупреждение нарушений письменной речи детей 5-7 лет с речевыми нарушениями и без них....