Консультация для родителей «Как помочь леворукому ребенку»
презентация к уроку (старшая группа) по теме

Гладышко Наталья Викторовна

Консультация для родителей «Как помочь леворукому ребенку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_kak_pomoch_levorukomu_rebenku.pptx317.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад №24 с. Крутой Лог Белгородского района Белгородской области» Консультация для родителей : «Как помочь леворукому ребенку» Подготовил: учитель-логопед Гладышко Н.В.

Слайд 2

13 августа- День левши У Вовки меткая рука, у Вовки верный глаз. Метнул снежок издалека и по макушке-раз! А Петя, увалень такой, нагнулся не спеша. Швырнул снежок не той рукой, смеются все левша. У Пети левая рука желает быть главней, Он с ней не справится никак, никак не сладит с ней. И вот- насмешки да смешки, хоть не ходи играть в снежки. А что, страна такая есть, город есть такой. Где спокойно можно есть левою рукой? Где за обедом не твердят: «Смирнов, какой рукой едят?» Летят снежки, летят снежки…- Левша!- хохочут пареньки. (отрывок из стихотворения А.Л. Барто «Кошка-невидимка»)

Слайд 3

Как определить левшу? У всех народов, во все века рождались необычные люди. Их было немного, но появлялись они неизменно. От большинства отличались эти люди тем, что главной их рукой была не правая, а левая. Одни народы их боялись и даже сжигали на костре, другие –обожествляли, третьи- стали наблюдать. И выяснились любопытные вещи. Оказалось, что левши отличаются от других людей не только предпочтением левой руки, но и целым рядом других особенностей развития и жизни. Поворот в ту или иную сторону начинается в утробе. С помощью особой ультразвуковой камеры ученые сфотографировали не родившихся еще младенцев. И если они тянули в рот левую руку, то обязательно рождались левшами. Примерно на 3-4 месяце правое полушарие начинает преобладать над левым и брать на себя развитие областей, которые впоследствии будут отвечать за речь и письмо. Далее преобладание закрепляется, а мозг перестраивается настолько, что левая рука становится доминирующей. Но при частичной перестройке он может переключиться и в обратную сторону. Иногда не полностью, и тогда человек будет сочетать в себе признаки как левши, так и правши. Удивительно, но факт: среди детей больше левшей, и число правшей возрастает постепенно. В возрасте до года правшей и левшей примерно одинаково, а к 2-м годам правшей уже 7 из 10, а к 7-ми годам-8из10.

Слайд 4

Как определить левшу? Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия предлагал определить ведущую руку по целому ряду тестов. 1. «Аплодисменты»- предложить ребенку похлопать в ладоши и понаблюдать, какая ладонь окажется сверху. 2. «Замок»-сложить руки в замок переплетя пальцы, сверху оказывается палец той руки, которой легче выполнять мелкие движения. Есть специальные тесты для детей с 4-х лет, их предложила французская исследовательница М.Озьяс . 1. Завинтить крышки на бутылках. 2. Намотать нитку на катушку. 3. Отвинтить гайку. (рукой, ключом) 4. Продеть нитку в иголку. 5. Достать бусинку ложкой из стакана. 6. Открыть, закрыть молнию на сумке. 7.Взять стакан и сделать несколько глотков воды. 8. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.

Слайд 5

Если большинство тестов ребенок выполняет левой рукой- она у него ведущая. Есть и другие интересные наблюдения. Например, что у ведущей руки луночки ногтей большого пальца и мизинца шире, а вены на ней –толще. Или что пальцы ведущей руки на 1-2мм длиннее, чем у неведущей . Бывает и так, что у человека результаты тестов абсолютно одинаковые для обеих рук плюс оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковые. Это довольно редкое явление, таких людей называют амбидекстрами . Это интересно! Неведущая рука лучше осязает. Её показания более надежны, она точнее определяет температуру, а в весе лучше разбирается ведущая рука. Асимметрия тактильных способностей формируется уже в дошкольном возрасте. Замечено, что ведущая половина лица выразительнее неведущей . У большинства людей на левой половине языка больше вкусовых сосочков, и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая. По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также является левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это в слух. Родители не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, ругают.

Слайд 6

Какие бывают левши? Генетические левши Первая группа левшей- так называемые генетические левши- это те, кто получил свою леворукость по наследству. У них ведущее полушарие –правое. Именно это полушарие отвечает у генетических левшей за речь, чтение, логику. И количество таких левшей на планете не зависит от климата, от расы, не меняется от века к веку. Генетически леворукий ребенок может писать левой рукой безупречно красиво, это может быть тот самый человек, который «блоху подкует», у таких левшей бывает очень тонкая и совершенная координация движений. Генетических левшей переучивать нельзя! Этот человек потому и левша, что у него мозг так устроен. Переучивая таких детей, навязывая несвойственный его биологической природе тип деятельности, мы вторгаемся в очень сложные механизмы и нарушаем естественный ход развития, то есть намеренно создаем условия для трудностей, неуверенности, неудач, неловкости. Ребенок при этом становится неуверенным в своих силах, тревожным, беспокойным и нерешительным. Это интересно! Левшей отличает образная память, обостренная интуиция и тяга к парадоксам, поэтому они часто выдают нестандартные решения. Левшей много среди художников, музыкантов.

Слайд 7

Компенсаторные левши Вторая группа- компенсаторные левши. Такое левшество наступает, если во время родов или тяжелой беременности матери у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой руки. Так бывает и когда у двойняшек в утробе матери головка одного из них находится рядом с ножками другого. Двигаясь более сильный ребенок может повредить более слабого, что приведет к развитию травматической леворукости. Тогда ведущую функцию берет на себя правое полушарие и ведущей рукой становится левая. Компенсаторных левшей среди нас 12-13%. Среди левшей их почти половина. Но компенсаторных левшей становится все больше в развитых странах, так как там рождается все больше поздних детей. Надо ли переучивать компенсаторного левшу? Нет, нет и нет. Его организм нашел выход , приспособился, здоровое полушарие взяло на себя работу поврежденного, а мы, перекладывая такому ребенку карандаш из левой руки в правую, хотим заставить работать поврежденную часть мозга. Если таких левшей начинают переучивать, у них, как и у генетических левшей, возникает масса невротических проблем. Переучивание может привести к нарушению сна, жалобам на усталость, энурезу , плаксивости, тикам, навязчивым движениям. Именно поэтому нередко взрослые левши, которых в раннем детстве переучивали, не умеют ориентироваться на местности, танцевать. Переученные дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, либо чрезмерно возбуждены, упрямы, невнимательны.

Слайд 8

Вынужденно леворукие Третья группа –вынужденно леворукие , получившие в раннем детстве травму руки. Если ребенок правую руку сломал, обжег, прищемил палец, он начинает эту руку беречь и старается все делать левой. Левая становится более тренированной. Но когда ребенок приходит в школу, выясняется, что левой рукой он пишет плохо, так как ведущее полушарие –то у него левое. Вынужденно леворуких-2-3%. Это интересно! Большинство малышей выбирают ведущую руку около 3-4лет. В это время переключение с одной руки на другую является правилом. Однако есть дети, которые «тянут» с выбором до 6 лет. И приблизительно 20% детей так и вырастают, одинаково хорошо владея обеими руками. В мире насчитывается примерно 10% леворуких детей, но в нашей стране почти -25%. Объясняется этот факт одним прискорбным обстоятельством: редко российская мама рожает без проблем. Патология в родах достигает 70%.

Слайд 9

Как помочь детям-левшам Главное, что мы должны понять : левшество - это не патология, это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма (однако предполагающий особые условия развития) и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга. Ловкость, точность и меткость движений- залог многих дальнейших достижений ребенка. Не забудем и про общие условия развития мозга ребенка. Мозг требует около 20% кислорода, и любой недостаток этого газа лишает его энергии для развития, следовательно ребенок нуждается в регулярных прогулках. Регулярная двигательная активность. Совместные действия рук и ног требуют и взаимодействия полушарий. А теперь рассмотрим конкретные рекомендации. Для левшей предпочтительней не шариковая, а капиллярная ручка. Леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от соседа. Настольную лампу располагаем справа от ребенка. А стол устанавливаем так, чтобы окно было справа. Чтобы научить ребенка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застегивать пуговицы возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача- буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию. Дайте левше время, чтобы включиться в работу, не торопит е его, если он не может делать сразу несколько дел.

Слайд 10

Биоэнергопластика - артикуляционная гимнастика в сочетании с движениями рук По данным А.В Ястребовой и О.И. Лазаренко, движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, оказывают чрезмерно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику. Сильный ветер налетел, загудел и зашумел. (руки, согнутые в локте, расположить перед собой, кулаки сжаты, большие пальцы отставлены в сторону) И качаются в бору все деревья на ветру . (кулаки с отставленными большими пальцами ритмично двигаются вправо-влево, глаза двигаются в ту же сторону) В небе скрыли тучи солнце , (руки, согнутые в локтях,-перед грудью, указательные пальцы и глаза подняты кверху.) Эй, внизу, открой оконце (указательные пальцы и глаза опущены.) С неба дождичек польет и в окошко попадет . (повторение движений вверх-вниз.) После бури солнца круг (описать указательными пальцами и глазами круг.) Нас порадует, мой друг. ( повторить то же самое в другую сторону)

Слайд 11

Массаж подушечек пальцев Подушечка большого пальца взрослого становится на ноготь массируемого пальца ребенка. Ногтевая фаланга ребенка разминается между большим и остальными пальцами взрослого. Можно обучить детей и самомассажу. Для правой руки: Это- пальчик наш большой, он с широкою душой. Это- указательный умный и внимательный. Это- пальчик средний, вовсе не последний. Это- безымянный, он немножко странный. И мизинчик маленький, смелый да удаленький. Для левой руки: Это пальчик первый, он на ручке левой. Это пальчик наш второй- он вторым вступает в строй. Это третий палец, он у нас красавец. А за ним четвертый- он калачик тертый. Пятый пальчик меньше всех и его обидеть грех!

Слайд 12

Упражнения для шеи и плеч Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее. Данные упражнения снимают напряжение мышц шеи и плеч, вызывают прилив крови к речевым органам, являются подготовкой к артикуляционной гимнастике. Вверх и вниз, вверх и вниз- (движения головой вверх и вниз.) Это, мама не каприз! Вправо-влево, вправо-влево: (повороты головы направо и налево.) Посмотри, как королева. Покивать по сторонам ( наклоны головы к плечам.) Нужно нам, так нужно нам, головою покрутить. ( вращения головой.) Не забыть, не забыть, и незнайками побыть: ( пожимание плечами.) Плечи вверх и опустить, и плечами повращать- ( вращение плечами вперед и назад.) Нужно плечики размять, вперед-назад, вперед-назад- (плечи вперед и плечи назад.) И все дела пойдут на лад .

Слайд 13

Пальчиковая гимнастика На горе мы видим дом. (Кистями рук сложить «домик».) Много зелени кругом, ( Волнообразные движения кистями рук.) Вот деревья, вот кусты, ( Руками изобразить деревья, кусты.) Вот душистые цветы. (Пальцами показать бутон, распускающийся цветок.) Окружает все забор, (Показать пальцами забор.) За забором-чистый двор. (Погладить ладонями стол.) Мы ворота открываем, (Кистями рук показать ворота, как ворота открываются.) К дому быстро подбегаем. (Пальцами «пробежаться» по столу.) В дверь стучимся: «Тук! Тук! Тук! ( Постучать кулачками по столу.) Кто-то к нам идет на стук… (Ладонь приставить к правому уху, прислушаться.

Слайд 14

Пространство в речи – это работа с предлогами Дети-левши, как и дети с нарушениями речи, часто совершают ошибки в использовании предлогов и других слов, обозначающих положение предметов в пространстве относительно друг друга. Можно в веселой и непринужденной игре научить ребенка правильно употреблять предлоги, совмещая это занятие с упражнениями по мелкой моторики. «Фокусник» Ловко с мячиком играем и предлоги называем. За рукой и под рукой, из-под кисти- на покой. Над рукою мяч кружит, от нее теперь бежит. Между пальцев подержу и в ладошку положу. Из руки его достану, справа, слева ставить стану. Перед грудью пронесу, сзади спрячу, потрясу. Из-за спинки выну мячик, возле ног моих поскачет. Подержу вверху , внизу , мимо носа пронесу. Мяч снаружи , мяч внутри , по руке качу-смотри! Вдоль ладони, через палец и вокруг запястья танец. Мяч с одной рукой играет и к другой перебегает.

Слайд 15

«Фокусник» Стукну мячик о кулак, сквозь кольцо продену так. Сбоку подержу, пока без мяча моя рука. У ладони мяч играет, до нее не долетает. К носу мячик приложу и напротив подержу. Выше глаз и глаз пониже , дальше от меня и ближе. Тут в ладошке, тут вовне, брошу вдал ь, а он ко мне. Мячик около лежал, он вперед-назад бежал. И обратно возвращался, и до завтра попрощался. Дружит мяч с моей рукой- вот я фокусник какой! Проведите время с вашим левшой-весело и интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь медлительному ребенку"

Правила игры с медлительными детьми;Игры с использованием максимально быстрых движений;Игры со сменой темпа движений....

Консультация для родителей "Как помочь своему ребенку в овладении правильной речью"

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми....

Консультация для родителей «Как помочь аутичному ребенку»

Консультация для родителей«Как помочь аутичному ребенку»...

Консультация для родителей «Как помочь леворукому ребенку»

Консультация для родителей «Как помочь леворукому ребенку»...

Советы для родителей «Как помочь леворукому ребенку»

При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни....

Консультация для родителей «Как определить леворукость ребенка?»

Данный  материал предназначен для родителей дошкольников....

Консультация для родителей на тему: «Леворукий ребенок»

Цель: расширение знаний и представлений родителей о леворукости.Леворукость ребенка закладывается еще во время беременности. Всем известно, что головной мозг человека делится на левое и правое полушар...