Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР. Тема: «Транспорт».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Лебедева Татьяна Викторовна

конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР по теме "Транспорт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechatnaya_rabota.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Лебедева Татьяна Викторовна,

Учитель-логопед, ГБОУ «Школа №1460» (дошкольное отделение),

Г. Москва

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР.

Тема: «Транспорт».

Цель: Формирование лексико-грамматических представлений по теме «транспорт».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже.
  • Учить образовывать обобщающие понятия: «наземный транспорт», «подземный», «водный», «воздушный», «грузовой», «пассажирский».
  • Продолжить учить образовывать множественное число существительных.
  • Учить образовывать притяжательные прилагательные.
  • Учить образовывать родительный падеж существительных.
  • Подбирать существительные к глаголу и глагол к существительному.
  • Уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов.
  • Развитие фонематического восприятия и артикуляционных движений.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать умение понимать обращенную речь и речевое внимание.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  • Развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • Повышать самооценку детей, способствовать развитию благоприятного эмоционального настроя на занятия.
  • Развивать чувство эмпатии.
  • Учить умению слушать ответы товарищей.

Оборудование:

 Предметные картинки с изображением транспорта, индивидуальные картинки – транспорт; зеленые и красные фонарики на каждого ребенка; игрушки – самолет, грузовик; игрушки – гараж, мост, машинка, мотоцикл (которые смогут заехать на мост); мяч; игрушки – шина и насос; карточки – самолет нарисовать след, карточки – нарисовать путь для машины, индивидуальные зеркала, бумажные самолетики.  

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

К нам сегодня пришли гости посмотреть, как мы с вами занимаемся, чему научились за этот год. Сядет тот, кто назовет мне правила поведения на занятиях.

  1. Введение в тему:

Назовите мне картинки, которые лежат у вас на столе полным предложением.

Ребенок: «У меня на картинке нарисован грузовик»……..и т.д.

(Логопед  прикрепляет картинки на доску).

Логопед: Как одним словом  мы можем назвать эти картинки?

Дети: Транспорт.

Логопед: Сегодня мы поговорим с вами о транспорте.

  1. Игра «Какой транспорт» .

Учить образовывать обобщающие понятия: «наземный транспорт», «подземный», «водный», «воздушный», «грузовой», «пассажирский».

Логопед: Ребята посмотрите сколько много у нас получилось картинок с изображением транспорта (картинки на доске). Подумайте и скажите, как будет называться транспорт, который движется по земле?

Ребенок: Наземный.

Логопед: Транспорт, который движется под землей?...По воздуху?...По воде?...Транспорт, который перевозит грузы?....Перевозит пассажиров?....

(….ответы детей…).

Логопед: назовите картинки, на которых нарисован воздушный транспорт…, водный, …., наземный…, подземный…, грузовой…, пассажирский….

(….ответы детей…).

  1. Упражнение  «Шоферы».

Уточнить знание профессий. Согласование речи с движением.

Логопед: Ребята, мы отправляемся с вами в путешествие, чтобы узнать все о транспорте!

Как называется профессия человека, который управляет самолетом?...Поездом?......Кораблем?.....Машиной?....

(…..ответы детей….)

Логопед: Мы превращаемся с вами в шоферов! Встаньте, пожалуйста, со своих стульчиков и выполняйте движения вместе со мной!!!!

Едем, едем на машине – движения руками, как будто в руках руль.

Нажимаем на педаль – ногой нажимаем на «педаль».

Скорости переключаем  – движения рукой «переключаем скорости»,

Смотрим пристально мы в даль – рука ко лбу и поворачиваем голову в разные стороны «смотрим»

Дворники счищают капли

Вправо-влево – чистота – руки согнуты в локтях, имитируем движения дворников.

Волосы ерошит ветер –  движения руками по волосам,

Мы шоферы хоть куда – руки вытягиваем и показываем «класс»!

Молодцы!

  1. Развитие фонематического восприятия и артикуляционных движений.

Логопед: Ой, ребята, пока мы ехали, у нас с вами случилась неприятность…- мы прокололи шину! (логопед показывает детям игрушечную шину) . Как выходит воздух из шины???

Дети: Ш-ш-ш-ш-ш (индивидуально и вместе).

(логопед выдает детям инд. зеркала).

Логопед: что у нас делает язычок и губы, когда мы произносим звук «Ш»? Посмотрите в зеркала внимательно и ответьте мне.

Дети дают характеристику звуку «Ш».

Логопед: А скажите мне пожалуйста, что нам нужно, чтоб накачать нашу шину?

Ребенок: насос.

Логопед: Правильно! Какой звук издает насос, когда качает шину?

Дети:  С-с-с-с-с-с. (индивидуально и вместе).

Логопед: Правильно! что у нас делает язычок и губы, когда мы произносим звук «С»? Посмотрите в зеркала внимательно и ответьте мне.

Дети дают характеристику звуку «С».

Логопед: Теперь все в прядке, мы можем продолжить наше путешествие!!!

  1. Игра «Один-много».

Продолжить учить образовывать множественное число существительных.

 Логопед раздает детям предметные картинки с пассажирским транспортом, у логопеда  картинки с такими  же видами транспорта, но во множественном числе. Далее игра проводится в форме диалога.

– У меня есть автобусы. – А у меня есть автобус.

–  У меня есть трамваи. – А у меня есть трамвай.

– У меня есть самолеты. – А у меня есть самолет.

– У меня есть троллейбусы. – А у меня есть троллейбус.

– У меня есть мотоциклы. – А у меня есть мотоцикл.

– У меня есть автомобили. – А у меня есть автомобиль.

Затем дети и логопед меняются карточками, игра повторяется снова. Теперь дети употребляют множественное число существительных.

  1. Упражнение на развитие силы голоса.

Логопед выдает карточки, на которых нарисованы- самолет большой и самолет маленький.

Логопед: Посмотрите на картинки, как вы думаете, какой самолет летит ближе к нам? А какой дальше?...Почему вы так решили???

(Ответы детей….)

Логопед: Гул какого самолета звучит : У-У-У-У? (громко). Давайте погудим как большой самолет….. Дети гудят громко!

Логопед: Гул какого самолета звучит: у-у-у-у-у? (тихо). Погудим как маленький самолет!

Дети гудят.

Логопед: А теперь каждый проведет след от большого самолета и громко погудит!

(дети выполняют задание).

Логопед: А теперь проведём след от маленького самолета и тихо погудим!

(Дети выполняют задание).

  1. Упражнение «У меня нет».

Учить образовывать родительный падеж существительных.

Логопед: Ребята, сейчас я вам буду показывать картинку с изображением транспорта и спрашивать: «А у вас есть такая игрушка?». Так и отвечайте : «У меня нет самолета»....

(Логопед по очереди каждому ребенку показывает картинки , а дети отвечают полным предложением).

  1. Физ. минутка.

Игра с мячом «Из чего - какой».  Учить образовывать притяжательные прилагательные.

Логопед: Ребята, у машины много деталей и все они сделаны из разных материалов. Давайте с вами назовем эти детали. Вставайте в круг и я, по очереди, каждому буду бросать мячик и тот, кому я брошу и будет отвечать на вопрос!

Колесо из резины - какое? – резиновое колесо.

Дверца из металла ? – металлическая дверца.

Сиденье из кожи? – кожаное сиденье.

Фары из стекла? – стеклянные фары.

Руль из пластмассы? – пластмассовый руль.

Капот из железа? – железный капот.

Кнопка из пластмассы? – пластмассовая кнопка.

Шина из резины? – резиновая шина.

Чехлы из кожи? – кожаные чехлы.

Болт из металла? – металлический болт.

Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

  1. Игра «Подбери предмет к действию».

Учить подбирать существительные к глаголу.

Логопед: Посмотрите внимательно на картинки на доске и скажите про что можно сказать: летит?

Ребенок: самолет летит, ракета летит, вертолёт летит.

Логопед: Отлично! А про что можно сказать: плывет?..... Едет?.... Взлетает?......Останавливается?....Разгоняется?....

(..ответы детей….)

Молодцы!!!

Игра «Подбери действие к предмету» .

Учить подбирать глагол к существительному.

Логопед: Ребята, а сейчас  вы , на минутку, станете светофорчиками. (Детям раздаются индивидуальные «фонарики» красного и зеленого цвета

Я показываю вам игрушку и называю действие. Если я

Правильно называю, то вы поднимаете зеленый сигнал светофора, а если нет – то красный. Например: я показываю машину и говорю: едет – вы поднимаете зеленый светофор. А если я говорю: летит? Правильно, вы поднимаете красный светофор – потому что машины не летают! Играем?

Логопед показывает игрушку – САМОЛЕТ и называет действия, сначала – медленно, а затем – быстрее, а детки поднимают сигналы «светофора»

САМОЛЕТ: Летит, плывет, гудит, стоит, идет, прыгает, приземляется….

Молодцы! Еще играем?!

ГРУЗОВИК:  едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружает, заплывает, проезжает, плывет, приземляется, мчится.

Молодцы!

  1. Образование приставочных глаголов.

Логопед  достает платформу, на которой стоят игрушки: гараж, мост, машинка, автобус.

Логопед: Ребята, а подскажите мне пожалуйста, где может стоять машина?

Дети: на стоянке, на парковке, в гараже…..

Логопед: Вот моя машина стоит в гараже. А теперь покажите действие, которое я назову:

  • Машина выехала из гаража.
  • Машина подъехала к мосту.
  • Машина заехала на мост.
  • Машина съехала с моста.
  • Машина отъехала от моста.
  • Машина подъехала к гаражу.
  • Машина заехала в гараж.

 Вы отлично справились с заданием! А теперь я буду вам показывать, а вы мне говорите, что делает автобус.

  • Автобус выехал из гаража.
  • Автобус  подъехал к мосту.
  • Автобус заехал на мост.
  • Автобус  съехал с моста.
  • Автобус  отъехал от моста.
  • Автобус  подъехал к гаражу.
  • Автобус  заехал в гараж.

(Дети, по очереди, проговаривают предложения).

  1. Итог.

Молодцы ребята!!! Понравилось вам занятие? С чем мы с вами познакомились?... На память о нашем занятии я сделала вам вот такие бумажные самолётики, которые вы сможете запустить на улице!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Мы построим Зайцу дом и друзей всех позовем»

Программные задачи:учить дифференцировать  по  смыслу глаголы,  имеющие разные приставки и общую основу «строить»;учить самостоятельно по смыслу подбирать нужный приставочный глаг...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Всех излечит, исцелит, Добрый Доктор Айболит»

Программные задачи:учить детей образовывать существительные в дательном падеже единственного и множественного числа;упражнять в согласовании числительных с существительными;обогащать, активизиро...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Лесная школа»

Программные задачи:упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных от существительных и включать их в предложения;закрепить и расширить знания детей о диких животных;развивать мышлен...

КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"

Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...