Весёлые сказки для артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения, но повторение одних и тех, же упражнений многократно становится не интересным. Здесь на помощь может прийти сказка. Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, весёлые и даже страшные – они всегда интересны. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый – скорее дружеский совет. Так почему же не использовать его для коррекции детской речи? Вашему вниманию представлены весёлые сказки, которые помогут заинтересовать ребёнка во время выполнения артикуляционных упражнений, а также станут дополнительным заданием по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения, но повторение одних и тех, же упражнений многократно становится не интересным. Здесь на помощь может прийти сказка.

Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, весёлые и даже страшные – они всегда интересны. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый – скорее дружеский совет. Так почему же не использовать его для коррекции детской речи? Вашему вниманию представлены весёлые сказки, которые помогут заинтересовать ребёнка во время выполнения артикуляционных упражнений, а также станут дополнительным заданием по развитию связной речи.

Сказка «Невоспитанный мышонок»

Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу – не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошёл он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться, почистить зубки (упражнение «Почистим зубки»), причесался  (упражнение «Расчёска»). Видит, зайчик сидит на качелях и качается (упражнение «Качели»). Пошёл он и громко пропищал: «Доброе утро!». Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошёл. Навстречу ему змейка ползёт, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упражнение «Язык – силач»). И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы  ещё  с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит (упражнение «Бублик»). Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!». Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.

А мышонок всё бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение «Горка»). Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили (упражнение «Заборчик»).

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть – ещё не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер мышонок!»  И мышонок засвистел, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит»). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.

             

Сказка «Загадочная бабочка»

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому. Что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв (упражнение «Птенчик»). А бабочка ему говорит:

Явился в жёлтой шубке:

- Прощайте, две скорлупки!

Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?»

А бабочка всё своё:

Летом в болоте

Вы её найдёте.

Зелёная квакушка

Улыбается от ушка до ушка.

Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка (упражнение «Улыбочка»).

- А ещё  знаешь, про что-нибудь большое? – спросил он. И тут бабочка не растерялась:

У этого зверька огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди у зверя – хвост большой.

Ну, конечно, это он!

Ну, конечно, это.....

- Слон! – закричал весело птенчик (упражнение «Хоботок»)

- Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? – спросила бабочка.

- Я остался один, потому и плакал.

Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

- Это про мою лопатку (упражнение «Лопатка»)

Я отгадал. А ещё знаешь? – спросил птенчик.

Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился ещё летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От  радости танцуют

Воздушные…… (шары).

И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он всё равно сдувался (упражнение «Надуй игрушку»).

Они даже пошлёпали свои язычки (упражнение «Непослушный язычок»), но шарик всё равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все пёрышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

        Птенчик сразу отгадал загадку и причесался (упражнение «Расчёска»). Затем друзья покачались на качелях (упражнение «Качели»). И не заметили, как время прошло.

-  А что всегда идёт, а с места не сходит? – спросила бабочка.

И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела. Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.

Сказка  «Заяц – огородник»

   История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем её стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошёл на полянку (упражнение «Лопатка»).

Копает зайчик землю, да и песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто-то:

- Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

- Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, - отвечает заяц.

Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца (упражнение «Весёлая змейка»).

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла (упражнение «Грибок»).

«Вот молодец», - удивилась белка и тут же совет дала:

- Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. – А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.

Только белка ушла – медведь идёт да банку с вареньем несёт (упражнение «Вкусное варенье»).

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошёл к нему и дал разумный совет:

- Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушёл косолапый.

Заяц дальше копает. Песенки всё поёт, хоть устал очень (исполняются песенки «а», «о», «у», «и», «ы», «э»).

А перед самим вечером смотрит – волк идёт, чашку несёт.

- Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка (упражнение «Чашечка»).

Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался, а на утро ещё и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать (упражнение «Ковшик»).

Всё лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу.

Описание упражнений

  • «Надуй игрушку». Потребуется небольшие надувные игрушки. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки.
  • «Птенчик». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
  • «Улыбочка». Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.
  • «Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперёд.
  • «Заборчик». Губы удерживаются в улыбке, видны зубы.
  • «Бублик». Зубы сомкнуть. Губы округлить и вытянуть вперёд так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.
  • «Расчёска». «Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расчёской, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.
  • «Весёлая змейка». Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.
  • «Горка». Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.
  • «Грибок». Рот открыть. Язык присосать к нёбу.
  • «Качели». Рот открыть. Напряжённым языком тянутся к верхним и нижним резцам.
  • «Ковшик». Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось углубление спинки языка. Занести «ковшик» в рот, приподнимая кончик языка к бугоркам.
  • «Лопатка». Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весёлые истории для артикуляционной гимнастики.

Предлагаемые сказки используются  для отработки комплексов упражнений, развивающих артикуляционный уклад звуков ([к] – [г]-[х]; [ш] – [ж] – [ч] –[щ]; [л]; [р]), и для пассивной артикуляционной ги...

Весёлые сказки для артикуляционной гимнастики

Как сделать занятия более интересными и увлекательными? В этом родителям помогут весёлые сказки для проведения артикуляционной гимнастики представленные в данной консультации....

Весёлые истории для артикуляционной гимнастики

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков   ( [к] –  [г] — [х];  [ш] — [ж]—  [ч] — [щ];  [л]...

«Сказка про весёлый язычок» Комплекс артикуляционной гимнастики

Любой из нас пришёл на свет на этот мирТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬЦель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментиро...

Весёлые истории для артикуляционной гимнастики

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков «к» - «г» - «х»; «ш» - «ж&r...

Буклет "Весёлая и вкусная артикуляционная гимнастика"

Буклет "Весёлая и вкусная артикуляционная гимнастика"...