Консультация для родителей Содержание логопедической работы
консультация (подготовительная группа) по теме

Консультация  для родителей

«Содержание логопедической работы»

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения. Поэтому важным условием эффективности занятий является закрепление полученных ребенком навыков дома в процессе совместной работы с вами по моим заданиям, которые будут указаны в тетрадях для индивидуальной работы, но об этом позже.

Итак с 1 по 15 сентября 2016 года мною было проведено обследование детей подготовительной группы, в ходе которого было выявлено 12 детей, с различными речевыми нарушениями, такими как ФД, ФФН,ОНР.

Основной контингент детей, зачисленных на логопункт это дети с ФД- представляющим собой нарушение произносительной стороны речи, при котором нарушается произношение отдельных звуков или группы звуков.

Небольшое количество детей имеют ФФН, которое возникает вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Здесь нарушается не только звукопроизношение, но и различение звуков на слух. Только не перепутайте речевой слух и физиологическим. Речевой слух- это способность слышать, различать и сравнивать фонемы родного языка.

Самая малочисленная группа детей- это дети с ОНР, при котором нарушается или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, т.е наблюдаются отклонения как в произносительной, так и смысловой сторонах речи. 

Все эти нарушения, если их во время не устранить, могут повлечь за собой трудности на начальных этапах  овладения грамотой:

1)    Нарушение звукопроизносительной стороны речи могут вызвать трудности психологического характера: ребенок будет стесняться отвечать перед классом, бояться, что его могут не понять, будут над ним смеяться. Он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно. Может появиться замкнутость, неуверенность в себе. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с товарищами, не участвуют в детских выступлениях на праздниках, не проявляют активности в групповых занятиях.

2)    Ребенок пишет так, как произносит. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок может отразить свое дефектное произношение на письме, что проявится в заменах, пропусках букв.

Поэтому, дорогие родители, чтобы избежать многих ошибок на письме, важно еще до школы помочь ребенку в преодолении нарушений устной речи. Занятия с детьми по закреплению поставленных логопедом звуков необходимо систематически проводить и дома. Кроме целенаправленных занятий, нужно следить за речью ребенка в общении с окружающими, спокойно, доброжелательно исправлять, если ребенок ошибся и неверно произнес звук.

Находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их назначении и, когда возможно, о происхождении этих предметов. Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах. В любой детской книжке, которую родители читают своему ребенку, бывает много непонятных слов и выражений. Вы сами  не всегда можете определить, какое слово или выражение будет ему не понятно. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей книжки будет бесполезным занятием. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просите ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы полными предложениями, а не однословно «да», «нет».

Исходя вышесказанного можно выделить основные задачи логопедического воздействия при работе с детьми подготовительной группы: - коррекция звукопроизношения. –развитие лексико-грамматических компонентов речи, и подготовка к овладению грамотой.  Одним из важнейших условий для дальнейшего успешного обучения детей грамоте является развитие фонематического слуха. Готовность ребенка к обучению письму и чтению связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Очень полезно проводить с детьми звуковые игры: 

ü с какого звука начинаются слова,

ü придумать слова на заданный звук,

ü сколько звуков в слове (3-4 звука),

ü «цепочки» слов на последний звук,

ü найти картинку с заданным звуком  и т.д.

Памятки с описанием логопедических игр, вы сможете увидеть в «Уголке логопеда».

Если вам что-то не понятно, или вы хотите по присутствовать на занятиях с вашим ребенком, добро пожаловать, буду рада вас видеть.

Занятия наши проводятся индивидуально, в редких случаях по  подгруппам. Длительность каждого индивидуального занятия от 10-20 мин.

На занятиях обязательным является проведение артикуляционной гимнастики на нужный звук и развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых гимнастик и упражнений, развитие речевого дыхания (формирование направленной воздушной струи).

Артикуляционная гимнастика– это комплекс упражнений для мышц органов речи – языка, губ, мягкого нёба, который способствует более быстрому освоению нарушенного звука. рекомендую обратить внимание на упражнения, которые укрепляют положение языка за нижними зубами (для выработки артикуляционных укладов звуков с, с', з, з', ц) и упражнения, которые способствуют уверенному положению языка за верхними зубами (для выработки артикуляционных укладов звуков ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь). Каждое упражнение имеет свое название.

Развитие мелкой моторики осуществляется также на каждом занятии, ведь не секрет что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Развитие речевого дыхания: игры «Заморозим-погреем ладошки», «задуй свечу» и т.д.

Краткое содержание занятий вы увидите в тетради для индивидуальных работ, которые вы должны будете забрать в пятницу, а принести в понедельник. Обязательно!!!Правила по выполнению домашнего задания есть в «Уголке логопеда». Листы с описанием артикуляционной гимнастики у воспитателей. Без тетрадей занятия не проводятся!!!

На данном этапе у нас идет подготовка к постановке звуков, затем будет этап постановки, затем автоматизации и дефференциации звуков. Особая ваша помощь будет необходима на этапе постановки и дифференциации, когда нужно будет контролировать речь ребенка, по возможности корректировать. Сейчас пока не акцентируем внимание на нарушенных звуках, дабы избежать патологического закрепления нарушенных звуков.

Подводя итог, можно сказать, что взрослые – это посредники между ребенком и внешним миром. И потому так важно говорить с малышом, рассказывать сказки, играть в дидактические игры, объяснять значение новых слов.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Уважаемые родители! Без Вашей помощи, работа учителя-логопеда в условиях работы логопункта будет не полноценной, мало эффективной, поэтому помогите мне и вашему ребенку, для эффективной коррекции речевых нарушений. Посещайте детский  сад постоянно, чтоб не было пропусков логопедических занятий, т.к в нашей работе очень важна система. Чтобы Ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь советами, написанными в «Уголке логопеда». А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у Вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. И так, успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Подготовила: учитель - логопед НРМ ДОБУ «Капелька»

Алина Рифовна Мастерова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления и содержание логопедической работы по формированию звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Актуальность темы.Одной из важнейших задач современной логопедии является формирование речевой готовности к школьному обучению у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). В виду сложного характера...

содержание логопедической работы в ДОУ

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Целью логопедического воздействия является развитие всей речевой ...

Презентация."Знакомство родителей с содержанием логопедической работы в течении учебного года"

Учитель-логопедМорозова Анастасия ВладимировнаГрафик работы Понедельник        9.00-13.00Вторник...

Содержание логопедической работы с детьми 3-х лет с задержкой развития в специальной (коррекционной) группе МДОУ.

Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания специальных коррекционных групп для детей, отстающих в развитии, с младшего возраста. В специальные – коррекционные группы м...

Реферат на тему: «Содержание логопедической работы по коррекции ФФНР В I - Й период обучения»

   Анализ  ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклоне­ния в речевом развити...

Консультация для родителей на тему: "Содержание логопедической работы в ДОУ"

Уважаемые родители! У вас появилась прекрасная возможность подружиться с вашим ребенком. Успехов вам и больше веры в себя  и в возможности своего ребенка....