Одновременное рисование двумя руками
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Людмила Викторовна Мочалова

ОДНОВРЕМЕННОЕ РИСОВАНИЕ ДВУМЯ РУКАМИ

 

Среди детей дошкольного немало таких, кто испытывает большие или меньшие трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и письма. Это вызывает у них естественное нежелание рисовать, выполнять разнообразные упражнения, подготавливающие к обучению письму или совершенствующие технику письма.

Трудности в овладении графомоторными умениями имеют место не только практически у всех детей с проблемами в развитии (с нарушениями зрения, слуха, речи, двигательной и интеллектуальной сферы), но и у определенного количества детей, процесс психического развития которых в целом протекает успешно.

При наличии таких трудностей ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют собственно графомоторные умения (способ удерживания карандаша (ручки, фломастера и т.п.), силу нажима, ритм, темп, точность, плавность движений при рисовании и письме, степень уверенности и произвольности в их выполнении и др.), а также обусловливающие успешность овладения ими (зрительное и кинестетическое восприятие, ориентировка в пространстве, зрительно-двигательную координация и др.).

Осуществляя поиск дополнительных форм работы с детьми дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии, я обратилась к графомоторным упражнениям. В основе этих упражнений лежит копирование графических рисунков-образцов разной степени сложности.

Опыт использования этих упражнений в ДОУ показал возможность их применения в процессе воспитания детей 6-8 лет с разным уровнем психоречевого развития.

Предлагаемый материал предусматривает выполнение, прежде всего такого вида графических работ, как копирование рисунков-образцов. Для этой цели можно использовать кальку, «файл», пленку или другие прозрачные материалы, на которых легко оставить графический след с помощью карандаша, фломастера или ручки.

Коррекционно-развивающие возможности упражнений: способствует развитию зрительного и кине­стетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, плавности, ритмичности и точности движений и т.д.

Коррекционная направленность упражнений связана также и с положением, в котором ребенок их выполняет.

Предусмотрено выполнение упражнений в разных положениях (1):

- лист с рисунком-образцом прикреплен к мольберту или к доске, расположенной на стене - ребенок копирует его стоя;

- лист с рисунком-образцом лежит на столе - ребенок копирует его стоя;

- лист с рисунком-образцом лежит на столе - ребенок копирует его сидя, удерживая локоть на небольшом расстоянии от поверхности стола;

- лист с рисунком-образцом лежит на столе - ребенок копирует его сидя, в положении, обычном для рисования.

Эти положения дают возможность совершенствовать работу разных групп мышц, принимающих участие в рисовании и письме.

Привлекательными для детей и одновременно ценными в развивающем плане видами работы, являются:

- раскрашивание или штриховка полученных изображений, -дополнение рисунков новыми элементами по желанию ребенка,

- самостоятельное рисование простых рисунков по рисунку-образцу,

- перевод изображения через копирку на бумагу с последующим раскрашиванием, штриховкой или дорисовыванием,

- создание картин из переведенных через копирку рисунков и т.п.

Упражнения желательно предлагать ребенку ежедневно или хотя бы через день. Делать это можно как в детском саду во время индивидуальных занятий с детьми, совместной деятельности с ребенком и т.п.

В процессе выполнения упражнений необходимо четко соблюдать все условия их выполнения: поза при рисовании, точность воспроизведения линий, проведение линий, не отрывая фломастер (карандаш, ручку) от бумаги, соблюдение направления рисования, ритма движения при рисовании и др. Это важно, т.к. упражнения имеют четко обозначенную направленность. Эффективность решения поставленных задач и достижение ожидаемых результатов полностью зависит от того, насколько эти условия будут выполняться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование двумя руками одновременно.

Как помочь ребенку лучше учиться? Как сделать его более внимательным и усидчивым? Что делать, если он не может запомнить материал, как ни старается?Принято считать, что умений считать, писать и читать...

Статья "Рисование двумя руками одновременно"

Развитие межполушарного взаимодействия синхронизирует работу полушарий, улучшает память, внимание, речь, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, работоспособность, активиз...

Рисование двумя руками

Рисование одновременно двумя руками позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю....

Консультация для педагогов «Рисование двумя руками одновременно»

Как помочь ребенку лучше учиться? Как сделать его более внимательным и усидчивым? Что делать, если он не может запомнить материал, как ни старается? Рисование двумя руками одновременно полезно и детям...

Методическая разработка "Рисование двумя руками одновременно"

         Рисование двумя руками –очень полезное и занимательное занятие. Упражнения помогают развить чувство симметрии, снизить тревожность, ускорить процесс корр...

Как рисование двумя руками одновременно развивает интеллект ребенка?

Всё чаще психологи советуют использовать для развития детей рисование двумя руками одновременно. Зачем это нужно? И почему дети, которые часто рисуют обеими руками сразу, более успешны в учебе?...