Игры и упражнения по обогащению лексического  запаса детей                                                                            
материал по логопедии на тему

Кравченко Юлия Владимировна

     Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_leksicheskogo_zapasa_detey.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по обогащению лексического  запаса детей
                                                                              
  Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим; слово входит в память ребенка не иначе, как одновременно с представлением о том предмете или действии.
   Процесс усвоения ребенком слов происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам: ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает (осязает), прислушивается, как они звучат, пробует на вкус, нюхает (обоняет).
Работа над словообразованием является одним из важнейших источников обогащения словарного запаса.
Игра «Кому принадлежит фраза?»
Человек  какой профессии мог сказать данную фразу:

- Как вас постричь? А челку покороче? (Парикмахер.)
- Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель.)
- Несите кирпичи, цемент. (Строитель.)
- Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник.)
- Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач.)
- Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной.)
- Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.)
 
Игра: “Игры с буквами”
- проговаривать предложенные слова по звукам;
- придумывать слова, в которых, например, звук “а” стоит в начале, в конце или в середине.
Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
 
Игра «Посылка»

Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Игра «Сравни разных зверят»
Предлагается  рассмотреть разных животных (на картинках, игрушках) и сравнить их, выделяя противоположные признаки.
 
Игра «Отгадай предмет по названию его частей»
Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на  части этого предмета.
Детям предлагается следующий речевой материал:
- Ствол, ветки, листья, кора, корни — дерево
- Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая — корова
- Кабина, крылья, мотор, хвост — самолет
- Рука, туловище, нога, волосы – человек.
 
Игра «Путешествие»
«Давайте представим, что мы поедим в путешествие на корабле, а отправимся мы … например, в Индию.»
Что с собой возьмем? А возьмем мы предметы которые нам очень необходимы, на букву «К»! Первый начинает и говорит:   «Берем компас, канат, карту, кастрюлю, картофель и т.д.» Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву «М».
Игра «Кто с какими буквами дружит»
Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные.
Например, у одного ребенка — слон, у второго — крокодил, у третьего — ёжик. Первый говорит:  «Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот».
Второй говорит: «А мой крокодил дружит с буквой «Р», потому, что живет в реке.»
Третий говорит: «Мой ёжик дружит с буквой «И», потому, что у него иголки. И т.д.
Сказка «Ярмарка слов»
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, поэтому продавали их целыми партиями.
- кому, кому иголки? Иголки понадобились многим: дикобразам, ежам, кактусам, соснам, елям и конечно же портным.
- нашлось много разных покупателей и на слово язык. За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных и птиц. Даже костру понадобилось это слово.
- слово нос шло нарасхват. Оно было необходимо людям и животным, а еще лодкам, кораблям и катерам.
- а вот слово шляпки! Кому шляпки? – кричали продавцы. К ним подбежали женщины, неуклюже приковыляли грибы и гвозди. (грибам – хрупкие и разноцветные, гвоздям – крепкие, железные)
- только у нас и только сейчас – ножки. За ножками поспешили столы, стулья, шкафы, кровати, диваны. Одним словом мебель. Весело прибежали дети, охая приковыляли грибы.
После проведения этой ярмарки дети стали встречать одно и тоже слово в нескольких местах, да и значения у них самые разные.
Игра «Угадайте, что за сказка?» Рассказ сказки по первым слогам.
«Репка»
 
«Жи бы де и ба. По де ре. Вы ре бо. По де ре тя. Тя по тя, вы не мо.
По де ба. Ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.
По ба вну. Вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.
По вну жу. Жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя по тя вы не мо.
По жу ко. Ко за жу, жу за вну, вну за ба, ба за де,  де за ре, тя по тя вы не мо.
По ко мы. Мы за ко, ко за жу, жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя п о тя – вы ре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Воздух»)

С помощью технологии обогащения лексического запаса  детей дошкольного возраста (ТОЛЗ)  обогащается лексика ребенка, расширяется его словарный запас за счет лексики семантических п...

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Снег»....

Методическая разработка по теме: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, (на примере работы со словом-доминантой «Снег»).

Методическая разработка слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектирование образовательной работы по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (...

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода».

Технологическая карта технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Вода»....

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса детей с речевыми нарушениями

Консультация для родителей на тему:«Игры и упражнения для формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.1.     «Эхо» — взрослый произносит слов...

Консультация для воспитателей Лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей

Комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста включает в себя различные направления.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, ...