Система работы по коррекции нарушений процесса письма у младших школьников
проект по логопедии на тему

Воронцова Елена Павловна

Современная психология, рассматривая письмо как один из видов речевой деятельности, представляет его как более сложный психический акт нежели устная речь. Разными авторами высказываются несколько различные взгляды на причины и механизмы нарушения письма. Особую значимость вопрос о нарушениях письма приобретает в практике обучения детей младшего школьного возраста.

Оценивая значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи, исследователи указывают, что фонематическая организация звуков речи предполагает наличие четких схем не только в слуховой, но и в артикуляционной деятельности. Чтобы различать звуки речи в словах, необходим предшествующий речевой опыт, накопление определенной системы акустико-артикуляционных связей. При этом большую роль играет аналитико-синтетическая деятельность, благодаря которой ребенок обобщает признаки фонемы, отграничивая ее тем самым от других. Правильное развитие фонематических процессов лежит в основе усвоения фонетики, лексико-грамматического усвоения письма.

 

Особенности развития устной речи находят прямое отражение в письменной речи. Дисграфия у школьников  чаще всего проявляется в сложном виде. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по коррекции нарушения процесса письма

Данная коррекционная программа разработана для детей семи-восьмилетнего возраста с целью коррекции предпосылок развития дисграфии.

Данная цель предполагает решение ряда задач:

1) коррекция недостатков познавательной сферы, прежде всего внимания, памяти, мышления;

2)  развитие навыка правильного письма;

3)  профилактика возникновения  дисграфии.

Программа состоит из 8 занятий, которые проводятся в течение 2-х недель. Продолжительность каждого занятия 30 минут.

Форма проведения занятия групповая.

Коррекционная программа включает в себя 2 блока. Блок 1 направлен на коррекцию процесса письма, а также познавательной сферы. Блок 2 направлен на профилактику возникновения дисграфии, а также закрепление результатов первого блока.

Принципы построения коррекционной программы:

1) принцип дифференцированного подхода, который осуществляется на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

2) онтогенетический принцип, который предполагает учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи;

3)принцип деятельностного подхода, который показывает необходимость собственной деятельности по усвоению материала:

4) опора на ведущую форму деятельности (в школьном возрасте – учебная);

5) принцип развития речи и других психических процессов, предусматривающий воздействие на нарушенную речь с опорой на другие психические процессы, предполагающий формирование языковых обобщений на основе чувственного познания;

6) принцип контроля, определяющий необходимость постоянного потока обратной сигнализации, который обеспечивает слияние выполняемого действия и исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок;

7) принцип поэтапного формирования речевой деятельности и коррекции нарушений речи – учитывает факторы построения методики работы: постепенное усложнение форм и функций речи, видов речевой деятельности (усвоению каждого речевого навыка должно предшествовать создание функционального базиса для него); постепенное усложнение характера задач и речевого материала;

8)принцип доступности.

Общее время проведения программы 4 часа.

К завершению программы у детей должна быть сформирована

психологическая база речи, а также должны быть устранены недостатки процесса письма.

Блок

Цель

Содержание

Время (мин)

Общее время (мин)

Блок 1

Коррекция познавательной сферы и процесса письма.

Занятие 1

«Обведи букву»[14]

«Найди букву»[15]

«Назови букву»[16]

Занятие 2

«Найди букву»[15]

«Допиши букву»[14]

«Найди ошибку»[13]

Занятие 3

«Найди букву»[15]

«Узнай букву»[16]

«Чудесный мешочек»[15]

Занятие 4

«Сложи букву»[16]

«Выложи букву»[15]

«Смастери букву»[14]

Занятие 5

«Напиши букву»[15]

«Опиши букву»[14]

«Волшебник»[16]

10

10

10

10

10

10

5

10

15

10

10

10

5

5

20

30

30

30

30

30

Блок 2

Закрепление и профилактика дисграфии.

Занятие 6

« Разложи»[14]

«Составь и запиши»[15]

«Вставь пропущенную букву»[14]

Занятие 7

«Придумай и запиши»[15]

«Дополни предложения»[18]

«Прочитай слова»[15]

Занятие 8

«Запиши и прочитай»[13]

«Найди правильное слово и запиши»[14]

«Запиши правильное предложение»[15]

10

10

10

10

10

10

15

5

10

30

30

30

Программа коррекции процесса письма.

1 блок

1) «Обведи букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть, узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее (см. цветную вклейку).

2) «Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом.

3) «Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв (см. цветную вклейку).

4) «Назови букву». Взрослый предлагает ребенку найти какую-либо букву среди букв, перечеркнутых различными способами (см. цветную вклейку).

5) «Найди букву». Взрослый предлагает ребенку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Г Т Р.

6) «Допиши букву». Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы (см. цветную вклейку).

7) «Найди ошибку». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы (см. цветную вклейку).

8) «Узнай букву». Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.

9) «Чудесный мешочек». Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.

10) «Сложи букву». Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку буква, разрезана на несколько частей.)

11) «Выложи букву». Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, 'счетных палочек и толстых ниток.

12) «Смастери букву». Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему букву из пластилина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, а потом самостоятельно).

13) «Волшебный карандаш». Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.

14) «Напиши букву». Взрослый предлагает ребенку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу.

15) «Опиши букву». Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.

16) «Волшебник». Взрослый предлагает ребенку выложить из счетных палочек или согнуть из проволоки какую-нибудь знакомую ему букву, г затем «превратить» ее в другую, графически сходную букву. Например согнуть из проволоки букву О, а затем «превратить» ее в букву С; выложить из палочек букву Н, а потом «превратить» ее в букву П и т. д.

2 блок

Для самостоятельной работы учащимся можно предложить ряд упражнений, например:

1) Отобрать и разложить по разным местам предметные картинки, содержащие один и другой звук. Чтобы облегчить задачу, можно положить буквы, соответствующие звукам, а к ним подкладывать отобранные картинки.

2) По предметным картинкам, в надписях к которым пропущены

буквы, соответствующие дифференцируемым звукам, составить,

записать и прочитать слова, например: ко...о (коза), ...ова (сова).

3) Списать с доски или из книги текст и вместо точек вставить

пропущенную букву (колхо. ники по...еялиове...).

4) Самостоятельно придумать ряд слов с тем и другим звуком.

5) Дополнить предложения по картинкам, например:

Зое купили красивый [зонт];

[Лиса] залезла в курятник.

6) Прочитать слова с дифференцируемыми звуками, четко их произнести и проанализировать.

Дифференциация близких звуков, как правило, много времени не занимает, если каждый из них предварительно достаточно отработан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»

Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...

Практико-ориентированный проект. " Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры у дошкольников с ОНР".

Объект: формирование слоговой структуры у детей с недоразвитием средств языка.Предмет: игровые методы и приемы в работе по формированию слоговой структуры речи в процессе компенсирующей работы логопед...

Презентация. Практико-ориентированный проект " Система работы по коррекции нарушений слоговой структуры у дошкольников с ОНР. "

Объект: формирование слоговой структуры у детей с недоразвитием средств языка.Предмет: игровые методы и приемы в работе по формированию слоговой структуры речи в процессе компенсирующей работы логопед...

Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ТМНР

Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ТМНР...

Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ТМНР

Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ТМНР...