Непосредственно образовательная деятельность учителя - логопеда с детьми подготовительной группы тема: "Зимняя книга" на конкурс "Воспитатель года 2017"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Гордеева Алла Владимировна

Дифференциация звуков /З - / /С/

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Тополёк»

 

Непосредственно  образовательная деятельность  с детьми подготовительной группы

Тема: «Зимняя книга». Дифференциация звуков [З] - [С]

Учитель – логопед

Гордеева А.В.

2016г.

Цель: - совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных;   употребление существительных в родительном падеже).

- Дифференциация звуков   /З/ - /С/

 

 Образовательные задачи:

-обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах;

-активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков;

-развитие связной речи (составление предложений по теме  «Зима, « Зимние забавы»);

Развивающие задачи:

- развивать подвижность органов артикуляции;

- активизировать мимическую мускулатуру;

- совершенствовать мелкую моторику руки;

-развитие длительности и плавности речевого выдоха;

-развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, речевого слуха,  диалогической речи,  умения комментировать свои действия,    делать словесно-логические обобщения;

 Воспитательные задачи:

- стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений;

- воспитывать культуру речевого общения.

-развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование:   презентация , проектор, экран, дидактические  развивающие  пособия и игры: « Дом – бизиборд» , «Цветовые параллели», «Весёлые человечки», «Кубидом» , сказочный герой  «Логошарик», книга « Зимняя книга»,  картинки о зиме,  карточки с буквами З, С, схемы,  мячики “Су-Джок” , раздаточный материал для творческой мастерской.  

 Ход занятия

Организационный момент (укрепление эмоционального контакта)

Логопед:

 - Здравствуйте, дети! Меня зовут Алла Владимировна, я рада видеть вас, давайте встанем  в круг и возьмемся за руки.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
(Дети встают вместе с логопедом
 в круг.)
Наступил новый день.

Улыбнитесь друг другу, всем.

Мы приветливы  добры,

Мы здоровы, веселы.
-А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра.  

Логопед:

 Кто приходит к нам зимой
В гости к каждому домой,
С бородой и посошком,
И подарочным мешком?
Над усами красный  нос.
Кто же это?…(
Дед Мороз)

Дети:

- Дед Мороз.

Дед Мороз  говорит с экрана

-Здравствуйте дети!

Из моей зимней  книги пропали картинки,  буквы, слова со звуками «С», «З» и дети не могут составить рассказ.  

Помогите,  мне пожалуйста их вернуть в книгу.  

Логопед берёт в руки «Зимнюю книгу».

-Хотите вернуть буквы и слова?

Дети:

-Хотим!

Логопед:

-А сможете?

Дети:

- Сможем.

На экране фото  «Зимняя книга»

Логопед:

Ребята, посмотрите  вот зимняя книга, которую прислал  Дед Мороз .

Что вы видите на первой странице?

Дети:

-Цифру один.

Логопед:

-Посмотрите, видите ли вы такую цифру где-нибудь.

Дети находят цифру 1  на Бизиборде.

Ребенок открывает окошко под № 1,берет карточку  с изображение  цветовых параллелей и схемы  зачеркнутой руки.

Дети подходят к   игре «Цветовые параллели»   (возле игры предметы: трубочки, камешки, кисточки и др.)

Логопед:

  -Ребята, под песком что-то спрятано. Как мы  можем это достать, не дотрагиваясь до песка? (Дети отвечают)

Дети по выбору берут предметы разгребают песок находят карточки с буквами  « З»   и   «С».

Логопед обращается к детям

- Какую букву ты нашёл? ( Дети называют буквы, звуки)

Артикуляционная гимнастика с ЛОГО-ШАРИКОМ.

Логопед :

- Давайте выполним гимнастику с этими звуками

 -  зубки заборчиком,

-  губки улыбаются,

-  воздушная струя холодная.

-  вдох носиком

Произнесем звук «С», он глухой.

 Дети произносят ССССССССССССС, дети дуют на ладошку, ощущая холодный поток воздуха.

Логопед:

- Молодцы! А теперь положите руку на горлышко, произнесем звонкий  звук «З», добавляем голос ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ.  ( Индивидуальная работа)

- Повторяйте  за мной:

за-за-са- к нам пришла лиса

Зу-зу-су- не боимся мы лису,

 са-са-за- прибежала коза,

су-су-зу-покормили мы козу.

Дети кладут карточки с буквами в книгу.

  - Следующая страница, с которой потерялись буквы….

Дети:

-Страница № 2

Логопед:

- Найдем такую же цифру,

Дети находят цифру под  № 2. Во втором окошке нарисована снежинка.

Логопед:

-Снежинка какая? (Красивая, легкая, воздушная, холодная)

-Что   делает снежинка? (Падает, кружится, ложится) 

(Дети называют слова-признаки)  

Логопед слаживает зимние картинки в книгу.

Предлагает детям взять по снежинке с бизиборда  и подуть на них.

Дыхательная гимнастика : «Зимние забавы» ( звучит спокойная мелодия)

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном
Полетели, закружились ледяные звёзды
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Меняют руки, повторяют вместе с логопедом.

 Логопед:

- Следующая страничка номер…

Дети:

 - Страничка № 3.

Дети находят на домике цифру.

Ребенок открывает окошко достаёт схему с  изображением человечков: (девочка улыбается, в руках шарик  , мальчик грустный.)

Логопед :

-Что вы видите на схеме?(Девочку и мальчика)

 -Какое у них настроение? (ответы детей)

-Как вы думаете , почему?

Дети:

-У девочки в руках шарик, поэтому она веселая, а у мальчика ничего нет, поэтому он грустный.

Логопед :

-У меня тоже есть «Веселые человечки», возьмите какой вам понравиться.

Дети из «Кубидома» берут «Веселых человечков».

Я  буду называть разные  слова,  если в слове, вы услышите звуки  «С» и «З»,        покажите мне    веселого человечка, если нет в словах этих звуков, то   грустного человечка.

   -Слушайте, внимательно я называю слова : снег, лыжи, лето,  санки, зима,  мороз.

 Дети индивидуально называют звуки и определяют  на каком месте  находятся звуки  «С»  и « З» в словах . Возвращают «Веселых человечков» на место.

Логопед:

-Давайте поиграем в игру  «Хорошо или  плохо».

-Как вы думаете, зима это хорошо или плохо?

-Хорошо!

-Почему?

 Дети называют  предложения .(Можно лепить снежки, кататься на санках, лыжах, коньках)

-А что плохого в зиме? Скажите, почему вы так думаете. ( Скользко, холодно, птицам нечего кушать).

- Вы отлично справились с заданием.

Дети кладут «зимние слова» в книгу.

-У нас осталась последняя страница

Дети:

-  № 4

Ребенок открывает окошко  с изображением часов.

   Логопед предлагает по картинкам составить предложения.

Дидактическое упражнение «Придумай предложение»

Логопед показывает стрелочкой на картинку – дети составляют предложение.

Логопед кладет картинки   в книгу.

-Логопед , а вы любите играть в снежки? Хотите поиграть? Только у меня снежки необычные!

Логопед предлагает взять мячики Су -джок .

 Пальчиковая игра – массаж Су -джок.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Снеговика с тобой слепили и его мы нарядили.

Логопед:

- Хорошо размяли наши пальчики. Теперь можно и снеговика слепить, хотите?

Творческая мастерская.

«Лепим» снеговика из фольги, «оживляем» его пластилином, фломастерами и т.д. Готовых снеговиков дети ставят на полянку.

Логопед:

- А сейчас посмотрите все на экран и давайте все вместе   составим рассказ о зиме  по картинкам.

На экране интеллектуальная карта «Зима», дети составляют по ней рассказ.

Логопед хвалит детей.

На экране   Дед Мороз: « Ребята, большое вам спасибо.    Вы помогли  мне вернуть все буквы, слова, картинки  в книгу  и составить рассказ о зиме.   Я  дарю вам эту книгу»

Рефлексия

Логопед предлагает взять «Веселых человечков».

-Сегодня вы все показали, какие вы дружные, отзывчивые и добрые.                         Если вам было трудно  - сделайте грустное лицо человечку, а если вам все понравилось - веселое. Вы мне очень понравились, поэтому я сделаю веселое лицо своему человечку. Я дарю вам «Веселых человечков» и «Зимнюю книгу» в подарок  на память о нашей встрече.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для обучающихся средней группы Тема: «Зимняя одежда»

Материал  предназначен для  использования в дошкольном учреждении с воспитанниками средней группы, во время  проведения  непосредственно образовательной деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Книги о животных для малышей»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с использованием приема мнемотехники, по лексической теме "Профессии" "Книги о животных для малышей"....

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе По теме: «Книга - лучший друг»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме: "Книга - лучший друг"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для обучающихся средней группы Тема: «Зимняя одежда»

Непосредственная образовательная   деятельность осуществляется с  детьми  средней группы, в возрасте  от 4  до 5 лет, группа общеразвивающей  направленности.Реализац...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему: «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Цели: учить детей  целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание картины отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного);Образовател...