Неговорящие дети.
консультация по логопедии на тему

Ангилова Елена Николаевна

У неговорящего ребёнка есть серьёзная задержка речевого развития. Родителям нужно выяснить причину этой задержки, чтобы определить профиль специалиста, в помощи которого ребёнок нуждается. Самостоятельная работа с такими детьми невозможна.

     Нужно выяснить два следующих момента:

v насколько хорошо понимает ребёнок речь окружающих,

v нарушена ли подвижность его речевых органов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл negovoryashchie_deti.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Неговорящие дети.

     У неговорящего ребёнка есть серьёзная задержка речевого развития. Родителям нужно выяснить причину этой задержки, чтобы определить профиль специалиста, в помощи которого ребёнок нуждается. Самостоятельная работа с такими детьми невозможна.

     Нужно выяснить два следующих момента:

  • насколько хорошо понимает ребёнок речь окружающих,
  • нарушена ли подвижность его речевых органов.

Понимание речи.

     У ребёнка могут быть определённые мозговые нарушения, в результате которых он не понимает обращённую к нему речь, он её как бы не слышит. Очевидно, что в этом случае он не может и научиться говорить. Поэтому, в первую очередь, вам нужно выяснить, понимает ли ваш ребёнок речь окружающих. При хорошо развитом интеллекте он может, исходя из ситуации, наблюдая за жестами обращающихся к нему людей, догадываться, о чём в данный момент идёт речь. Поэтому для проверки понимания речи ребёнка пользуйтесь только словами.

     Вам нужно выяснить:

1.Понимание значения слов – существительных, прилагательных, глаголов.

  • Нужно выяснить, знает ли ребёнок названия окружающих его предметов. Внятно произносите название того или иного предмета, находящегося в поле зрения ребёнка, без какого бы то ни было жеста или даже взгляда в сторону этого предмета. Например: «Где стол?» Ребёнок должен показать названный предмет.
  • Нужно выяснить, понимает ли ребёнок значение прилагательных, обозначающих цвет (красный, чёрный, синий, жёлтый, зелёный, коричневый) и величину (большой – маленький) предметов. Положите пред ребёнком два одинаковых предмета, различающихся только цветом (например: два мяча – жёлтый и красный) или только величиной (например: две матрёшки – большую и маленькую), и, указывая на эти предметы, спросите у него: «Где красный?» или «Где большая?».
  • Нужно выяснить, понимает ли ребёнок значение глаголов, обозначающие простые действия или положение предмета в пространстве. Положите на стол две – три картинки, изображающие, например, человека, который идёт, бежит, сидит, лежит, или, например, птицы, которая сидит летит. Различные действия, изображённые на картинках одной серии, должны осуществляться одним и тем же персонажем (мальчиком, птичкой и т.д.) Спрашивайте у ребёнка: «Где мальчик идёт (сидит, лежит)», «Где птичка летит (сидит)?», подчеркивая ударения голосом.

2. Понимание значения простых предлогов: в, на, под, за, около.

      Разложите одинаковые предметы (например, карандаши) в местах, находящихся в различных пространственных отношениях к какому-либо предмету. Например, карандаши можно положить в книгу, на книгу, за книгу, под книгу, около книги. Попросите ребёнка подать вам карандаш, расположенный в соответствующем месте: «Дай тот, что на книге!» (с ударением на предлоге, но без указывающего жеста).

3. Различение единственного и множественного числа существительных.

      Положите перед ребенком предметы одного вида: один предмет – отдельно и на некотором расстоянии от него – несколько таких же предметов (например, карандаши). Спросите у него: «Где карандаш?», затем «Где карандаши?», выделяя голосом окончания существительных.

       Если ребёнок плохо понимает речь, необходимо проверить состояние его                          физического слуха. Для этого с ним нужно провести специальное аудиометрическое исследование. Предупредите врач, что с вашим ребёнком это исследование нужно проводить на неречевом материале. Потому что при предполагаемом дефекте бывает нарушено только слуховое восприятие речи при полноценном восприятии неречевых звуков. В какой-то мере вы сами можете проверить состояние слуха ребёнка. Для этого производите у него за спиной на различном от него расстоянии разнообразные звуки (хлопайте в ладоши, шуршите бумагой и т.п.). При снижении слуха на некоторые звуки ребёнок не будет обращать внимания. Не следует извлекать звуки, например, топая ногой об пол, поскольку ребёнок может реагировать на вибрацию, а не на услышанный звук.

Результаты и рекомендации:

  • 1.У ребёнка может быть снижение физического слуха, тогда вам нужно обратиться как можно скорее к специалисту – сурдопедагогу.
  • 2.Если ребёнок с нормальным слухом не выполняет заданий (особенно первых двух), у него, скорее всего, есть речевой дефект, который называется сенсорной алалией. При этом нарушении речь у детей самостоятельно не развивается вообще или развивается крайне медленно. Вам нужно срочно обратиться к логопеду, имеющему опыт работы с этим заболеванием. В специализированных детских садах есть группы для детей с общим недоразвитие речи, в которые также принимаются дети с алалией.
  • 3.Если ребёнок справляется с заданиями, нужно проверить подвижность его речевых органов.

             

Подвижность речевых органов.

     Бывает ребёнок не может в полном объёме совершать необходимые для речи движения. В результате у него формируется неполноценное произношение звуков, а в тяжёлых случаях вообще не появляется никакой речи.

     У неговорящих детей встречаются два вида ярко выраженных двигательных нарушений:

  • У ребёнка могут быть параличи и парезы (частичные параличи) мышц речевых органов. Это заболевание называется дизартрией (или анартрией).
  • Мышцы ребёнка могут быть вполне здоровы. Но по причине того или иного мозгового нарушения он не может, образно говоря, «научиться» совершать речевыми органами необходимые движения. Это заболевание называется моторной алалией.

Упражнения для проверки речевых органов.

            Нужно открывать и закрывать рот, «шлёпая» при этом губами.

  • Попеременно высовывать изо рта язык и убирать его обратно.
  • Приоткрыть рот, положив широкий, распластанный язык на нижние зубы, удерживать его около 5-6 секунд в таком положении в спокойном состоянии.
  • Губы должны поочередно симметрично располагаться в неширокой улыбке и вытягиваться в трубочку (при выполнении этого задания зубы ребёнка должны быть сомкнуты, и движение совершаться одними губами, без дополнительного движения подбородком).
  • Открыть рот, «шлёпнув» губами, закрыть его, после этого вытянуть губы в трубочку, затем повторить эти действия в той же последовательности.

                         Правила выполнения упражнений.

  • Упражнения должны выполняться перед зеркалом: вы показываете ребёнку движение, он, глядя в зеркало, повторяет его за вами.
  • Каждое движение ребёнок может совершать многократно, так как детям этого возраста часто бывает трудно с первого раза выполнить новое двигательное задание.
  • Постарайтесь обнаружить те препятствия, которые мешают ребёнку совершить требуемое действие.

Результаты и рекомендации.

  1. У ребёнка может обнаружиться тяжёлая форма дизартрии (анартрия). Этому речевому нарушению обычно сопутствуют и разнообразные общие расстройства движения в области различных неречевых мышц.

   Признаки:

  • Речевые органы не могут сохранять одно и то же положение в течении 5-6 секунд. Это особенно заметно по состоянию языка – он постоянно дёргается, дрожит, не может расслабить.
  • Синеватый оттенок языка. Если ребёнок пытается какое-то время удержать язык неподвижным, язык от напряжения синеет.
  • Повышенное слюноотделение. Если вы попросите посидеть ребёнка некоторое время с открытым ртом, то заметите, как под языком у него мгновенно скапливается слюна.
  • Невозможно выполнить многие простые движения. Например, ребёнок совершенно не может вытянуть губы в трубочку или высунуть язык.
  • Асимметрия в работе мышц. Если ребёнок, например, пытается высунуть язык изо рта, он откланяется у него вправо или влево. Часто даже в состоянии покоя у ребёнка можно обнаружить асимметрию губ, когда рот оказывается смещенным в ту или иную сторону.
  • Нарушение тонуса мышц. Мышцы либо напряжены, зачастую до невозможности совершить необходимое движение, либо излишне расслаблены – тогда лицо ребёнка амимично, а рот приоткрыт.
  • Подёргивание, дрожание в различных группах мышц.
  • Очень сильная назализация голоса. Ребёнок говорит сильно «в нос» (гнусаво).

          Если вы обнаружите у ребёнка подобную картину, вам нужно срочно обратиться к логопеду и обязательно к детскому психоневрологу. При этом заболевании самопроизвольного улучшения речи возникнуть не может, а между тем отставание, а речевом развитии будет сказываться на его умственном и психическом развитии в целом.

  1. У ребёнка может быть моторная алалия.

  Признаки:

  • Ребёнок не может повторить вслед за вами требуемое движение. Причём, если вы поможете ему выполнить его (например, потяните его за подбородок, чтобы он открыл рот), то движение у него может получиться. Это связано с тем, что он «не знает», как совершить то или иное действие.
  • Ребёнок не может воспроизвести последовательности действий. Он не может запомнить, в каком порядке нужно совершать движения. Это особенно заметно при выполнении последнего упражнения.
  • Речевые органы не могут переключаться с одного уклада на другой (например, улыбнувшись, ребёнок не может вслед за тем вытянуть губы в трубочку).
  • Ребёнок не сразу находит положение для своих речевых органов, а действует как бы «на ощупь».Помощь со стороны облегчает нахождение позы.

         Эти затруднения не позволяют ребёнку выполнить движения. Иногда дети догадываются различными способами помогать себе (например, сжимают губы пальцами, чтобы закрыть их, проталкивают пальцем язык внутрь рта и т.п.).

          Если вы обнаружили у ребёнка подобные нарушения, вам нужно обратиться к логопеду, имеющему опыт работы с моторной алалией. Ребёнка определить в логопедический детский сад в группу для детей с общим недоразвитием речи. Имейте в виду, что наличие этого дефекта может вызвать у ребёнка задержку психического (в том числе и умственного развития).

3. Вы не обнаружили у ребёнка особенных проблем при выполнении им двигательных заданий.

    После нескольких попыток упражнения ему удаются. Серьёзных нарушений понимания речи вы у него не обнаружили. Обследовать такого ребёнка более подробно вы сами не сможете. По поводу уточнения диагноза и назначения лечения вам необходимо обратиться к дефектологу и детскому психологу, а также к детскому психоневрологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В. Новоторцева МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Учебно-методическое пособие предназначено для сту­дентов педагогических вузов по специальностям 031700 «Олигофренопедагогика», 031800 «Логопедия» - включа­ет в себя тематический план, список лит...

Р.Е. Левина Изучение неговорящих детей

Мы приводим описание двух детей, речь которых к моменту поступления в школу была глубоко недоразвита. Эти дети умели пользоваться лишь немногими лепетными обрывками слов, сопровождая их поясняющ...

Формирование открытого слога у неговорящих детей, подготовка к обучению грамоте и обучение чтению открытых слогов детей дошкольного возраста. Раздел 1.

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию Раздел 1 универсальной презентации, которая поможет закрепить произношение гласных звуков, сформировать навык звукослияния и слитного прочтения глас...

Рекомендации родителям неговорящих детей и детей с заиканием

Предлагаю Вашему вниманию материал, который часто размещают в логопедическом уголке в качестве информации для родителей детей с речевыми нарушениями. Надеюсь, что кому-нибудь он будет полезен....

Формирование ритмико-интонационной стороны речи детей у безречевых или неговорящих детей.

Формирование ритмико-интонационной стороны речи детей  у безречевых или неговорящих детей....

Рекомендации родителям неговорящих детей (детей с ОВЗ)

Важные условия эффективной коррекционно-развивающей работы, ее высокой результативности и положительной динамики - это активное и осознанное участие родителей, их тесное взаимодействие со специалистам...