Система развития мелкой моторики.
статья по логопедии на тему

Ольховская Ольга Ивановна

Система развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_razvitiya_melkoy_motoriki.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Система развития мелкой моторики.

-Упражнения с малым мячом. Значительное место в работе с детьми по развитию  тонкой моторики рук  отводится  упражнениям с малым  мячом.  

    Многообразие  наборов мячей, во-первых, позволяет  использовать  те или иные из них, в зависимости   от задач педагога и  индивидуальных, возрастных, физических и др. особенностей ребёнка. Во-вторых,  через мышечное  чувство, зрительную и тактильную  чувствительность, в процессе действий  ребёнок   научится сравнивать  предметы (мячи), осуществлять простейшие операции  анализа и синтеза, обогащая  этим самым  свой  конкретно-чувственный опыт.

-Щёлканье воздушных пузырей плёнки.

-Упражнения с кистевым  эспандером.

Кисти рук я развиваю,

Эспандер в руках сжимаю.    одновременное сжимание кистевых эспандеров в   правой и левой кистях рук

Раз, два – правой жму,

Три, четыре – левой жму.

Поработал так немножко

Всё – горячая ладошка.        

-Пальчиковые шаги (пальцеходы).

Эти увлекательные задания не только готовят руку ребёнка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи.

-Игры с бумагой.

а)Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).

б)Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.

в)Раскатывание шариков из салфетки. Аппликация из бумажных салфеток.

-Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.

С помощью этих предметов ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша,  способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат кровоснабжение пальцев рук.

Берём карандашик и согреваем ручки. В ладошках перекатываем карандаш и произносим стихи: 

Карандаш в руках катаем и ладошки согреваем.
Очень быстро мы катаем, никогда не замерзаем.

         Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

-Игры с карандашом и верёвочкой.

Ребёнок должен намотать верёвочку на карандаш при этом карандаш не крутится, а верёвочка наматывается.

-Игры с верёвкой (ниткопись).

Ниткопись – это выкладывание ниток по контуру различных  изображений, нанесенных на бархатную бумагу или вырезанных из нее. Применение ниткописи развивает у детей внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление и, конечно мелкую моторику пальцев рук.

Дети кладут на лист бархатной бумаги тонкую ворсистую нитку, слегка прижимая ее пальчиком по всей длине. При вертикальном положении листа нитка не падает. Ворсистая нитка легко прикрепляется к бархатной бумаге, также легко она отделяется от неё. Это позволяет детям исправлять свои работы, добиваясь хороших результатов.

В качестве верёвки может быть шнурок от обуви, отделочная тесьма. Главное, чтобы верёвочка могла принимать нужную форму.

-Плетение косичек из ниток, лент.

-Перебирание пальцами чёток или бус.

Лучше использовать природный материал – дерево, жёлуди, орехи и т.д.) позволяет сосредоточить внимание на форме перебираемых чёток, постепенно снижая (для возбудимых детей с повышенным темпом деятельности) или увеличивая темп (для детей с замедленным темпом деятельности), нормализует ритм дыхания, успокаивает.

-Доставание бусинок ложкой из стакана.

-Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

-Игра на клавиатуре компьютера.

По клавиатуре пальчики                         хаотичное нажатие на кнопки    

Прыгают, как зайчики.                           клавиатуры пальцами обеих рук

Пальцы, буквы нажимая,

Развиваются, играя.

-Игры с прищепками.

Ребёнок должен прикрепить прищепки на картинку, на горизонтально натянутую веревку и т.д.

-Игры со скрепками.

1.Соединение скрепок одна за другую по своему желанию. Каждому ребёнку даём несколько скрепок трех цветов. В цепочке не должно быть две одинаковые  скрепки вместе одного цвета;

2. Соединение скрепок по заданному условию или правилу (дети учатся слышать правило, подчинять действие правилу:

– одна белая, одна жёлтая…

 – две красных, две синих…

 – одна жёлтая, две белых…

 – одна красная, три синих…

 – одна синяя, одна жёлтая, одна красная, одна белая, одна розовая и т.д.

-Игры с пуговицами.

1.Расстегивание и застегивание пуговиц.

2.Сортировка пуговиц.

Материал: коробочка с разнообразными пуговицами.

Предложить ребёнку сортировать пуговицы по различным признакам, цвету, размеру, пуговицы также можно считать или выкладывать из них узоры.

3.Пуговичная мозаика.

Материал: пуговицы разного размера  и цвета.

Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребёнка сделать то же самостоятельно. После того, как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы, буквы, цифры и т.д.

-Игры с крупами.

1.Переборка круп, семян.  Материал:  блюдца, гороха, фасоль, или даже орехи

Вариант 1. Проставьте перед ребёнком две-три мисочки, одну наполните крупой, дайте ему ложку и покажите, как перекладывать крупу из одной мисочки в другую.

Вариант 2. Насыпаем «материал» на блюдце. Попросить ребёнка перебрать. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берёт следующую горошину, потом ещё и ещё – так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

2.Рисование узоров на крупе (манка, песок). На противень или поднос насыпьте манку и покажите ребёнку, как можно рисовать пальцем на манке.

3.Выкладывание узора из фасоли и гороха.  Для начала ребёнок пробует выложить предложенные схемы, предварительно распечатанные. Затем попросите его придумать свои узоры, которые можно создать с помощью фасолинок, кукурузы, гороха и т. д. Поощряйте любые проявления фантазии ребёнка.

-Игры с мелкими цветными предметами.

1.Сортировка мелких предметов по цвету.

-Игры с использованием счётных палочек и спичек.

1.Выкладывание рисунка. 

При работе со счётными палочками и спичками, ребёнок может выкладывать рисунок по образцам. Если он хорошо справляется с заданием, можно попросить его выложить рисунки из спичек по памяти или придумать свои узоры из спичек.

2.Собираем бревнышки. Строим «сруб» из спичек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Ребёнок должен поднять со стола палочку большим пальцем и мизинцем. Выполняем одной рукой, потом другой рукой и двумя руками одновременно.
Загружаем бревнышки в грузовик.

Братья помогают папе, старший пальчик и меньшой, подымают груз большой.

-Игры с пипеткой.

1.Всасывание пипеткой воды. Цель: Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

2.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

-Стирание ластиком нарисованных предметов.

-Игры с носовым платком.

1.Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).

-Коробочки. Соберите коллекцию различных пустых баночек и пузырьков, пусть ребёнок учиться открывать и закрывать крышки.

-Сухой бассейн. 

Узнай, что внутри.

Материал: два сосуда с разными наполнителями, мелкие игрушки.

Ребёнок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

-Чудесный мешочек. Определить на ощупь мелкие игрушки (животные,фрукты,овощи, геометрические формы).

-Выполнение графических заданий.

При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Вариантами работы с карандашом могут быть следующие задания:

а) графический диктант;

б) нарисуй по памяти;

в) срисуй по клеткам;

г) рисование по образцу;

д)  дорисуй половинку;

е) рисование по точкам;

ж) штриховка;

з) слуховой диктант.

Точно координировать движение пальцев, кисти,  всей руки нам помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, лепкааппликация ,обводка по трафаретам .В повседневной жизни эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстёгивании пуговиц, кнопок, крючков, молний, завязывании и развязывании лент, шнурков, узелков на верёвке.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики по системе Марии Монтессори.

Предлагаю простые,доступные занятия для развития мелкой моторики,которые могут быть использованы как родителямив домашних условиях,так и воспитателями....

Проект "Система работы педагога ДОУ по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы компенсирующей направленности, р...

система развития мелкой и крупной моторики в подготовительной группе

формирование у детей  от 2 до  7 лет внутреннего внимания, ощущения и осознания себя, своего тела; развитие психических процессов; укрепление физического здоровья детей...

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Развитие компонентов речевой системы детей посредством развития мелкой моторики рук

Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующ...