Логопедическое представление на младших школьников для ПМПК.
методическая разработка по логопедии на тему

Шиянова Марина Викторовна

Удобно писать логопедическое представление на младших школьников имея под рукой подсказку с готовыми формулировками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое представление

на обучающегося

Фамилия, имя, отчество обучающегося __________________________________

_______________________________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________________

Речевое  окружение  (недостатки  речи  у взрослых членов семьи и социальные условия.)_______________________________________________________________

  • речевая среда без особенностей;
  • двуязычие в семье;
  • у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);
  • ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;
  • речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;
  • недостатки речи  у близких родственников (указать, какие);
  • нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются);
  • процесс воспитания под контролем  или нет, интересуются проблемами своего ребёнка, родители мало общаются с учителем (логопедом), не уделяют достаточного внимания;
  • не уделяется достаточного внимания внешнему виду;
  • недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (не опрятно одет, небрежно одевается);
  • родители не интересуются жизнью класса.

Занятия с логопедом в дошкольном возрасте ______________________________

___________________________________________________________________

Устная речь:

фонематическое восприятие ____________________________________________

____________________________________________________________________

  • нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез);
  • дифференциация звуков (не нарушена, неустойчивый навык, единичные  или множественные ошибки, невозможность выполнения заданий);
  • правильно дифференцирует  на слух исследуемые звуки  или  неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот – кит, крыша – крыса…).
  • при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные (множественные) ошибки;
  • затрудняется в определении или  правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).
  • способность выделить звук на фоне слова сформирована, определяет наличие или  отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове, первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки, допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.
  • способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована, допускал многочисленные ошибки (в слове коза звук «з» слышится перед звуком «к»)
  • наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
  • фонематический синтез сформирован. правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков (р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, п-а-с-т-а, в-о-р-о-н-а).
  • фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы; придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки,  в названии которых 5 звуков (сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков).

звукопроизношение ___________________________________________________

  • Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный  ротацизм, боковой сигматизм свистящих (шипящих), увулярный ротацизм.
  • Звукопроизношение не нарушено.
  • Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм…

состояние словаря ____________________________________________________

____________________________________________________________________

  • Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.
  • Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.
  • Пассивный словарь детей шире активного.
  • Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад, погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т.д.)
  • Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит.
  • Недостаточен объём знаний об окружающем мире.
  • Знаком с редкоупотребляемой лексикой.
  • Несформированны отношения антонимии и синонимии.
  • Низкий уровень практических обобщений.
  • Трудности понимания и употребления лексики.

грамматический строй речи _____________________________________________

_____________________________________________________________________

а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.

б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании:

  • ошибки в употреблении сложных предлогов;
  • в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.

в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.

г) Грубые нарушения:

  • в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;
  • составляет предложения по опорным словам;
  • сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы - а, но, и );
  • сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);
  • ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
  • наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прилагательных с существительными (у девочки красная платье);
  • неправильное употребление предложно-падежных конструкций (на деревьев пожелтели листья);
  • отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю - землю освещает солнце);
  • аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок);
  • неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;
  • соответствует особенностям умственного развития детей младшего  школьного  возраста.
  • понимает и употребляет предлоги;
  • использует приставки при образовании существительных и глаголов;
  • общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка;
  • примитивность синтаксических конструкций;

          Виды нарушений:

  1. изменение существительных по падежам;
  2. согласование существительных с числительными 1,2,5.
  3. образование множественного числа существительных,
  4. образование прилагательных от существительных,
  5. образование приставочных глаголов;
  6. понимание предложно-падежных конструкций  (другие)                                                                                          

связная речь __________________________________________________________

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Рассказ по серии сюжетных картинок.

Критерий смысловой целостности

  • Рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.
  • Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев.
  • Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен.
  • Отсутствует описание ситуации.

Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.

  • Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
  • Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление.
  • Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств.
  • Рассказ не оформлен.

Пересказ прослушанного текста.

                                                       Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся, и горошины весело выкатились мальчику на ладонь. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. А одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Критерии смысловой целостности.

  • Воспроизведены все смысловые звенья
  • Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями
  • Пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации.
  • Невыполнение.

Критерии лексико-грамматического оформления

  • Пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм.
  • Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены.
  • Отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов.
  • Пересказ недоступен.

Критерии самостоятельности выполнения.

  • Самостоятельный пересказ после первого предъявления.
  • Пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения.
  • Пересказ по вопросам.
  • Даже по вопросам пересказ недоступен.

Письменная речь:

чтение ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  • Не сформировано.    
  1. Техника чтения:
  • побуквенное;
  • послоговое;
  • соответствует / не соответствует возрасту;
  • автоматизированное / неавтоматизированное;
  1. Дыхание при чтении:
  • правильное /неправильное;
  • с интонациями;
  • нарушение ритма дыхания.
  1. Выразительность.
  • Монотонное / выразительное.
  1. Понимание прочитанного.

В полном объёме /затруднено. 

письмо________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • не сформировано;
  • отсутствие орфографических ошибок;
  • при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);
  • в диктантах и изложениях многочисленные ошибки;
  • графические ошибки:
  • пропуск элементов или лишние элементы;
  • сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки;
  • трудности в удержании строки;
  • постоянные колебания наклона и высоты букв;
  • несоответствие элементов букв по размеру;
  • раздельное написание букв внутри слова;
  • трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (к – н);
  • замены рукописных букв печатными;
  • необычный способ написания букв, особенно прописных;
  • устойчивая зеркальность при написании букв з, е, э, с;
  • замены букв у – ч, д - б, д - в.
  • невозможность создания навыка идеограммного письма («клоссная робота», «упрожнение», «кено» вместо «кино»).
  • специфические ошибки:
  • персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий;
  • пропуски букв и слогов;
  • антиципации (предвосхищение) букв, например, «покловок» - поплавок;
  • контаминации (слипание) слов;
  • отсутствие выделения начала предложения;
  • пропуск и замена гласных, в том числе ударных;
  • нарушение порядка букв;
  • тенденция к фонетическому письму («радоно» вместо «радостно», «ручйи» - «ручьи»);
  • трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно, позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.
  • орфографические ошибки
  • умение проверять не сформировано (не проверяет; если проверяет, то не видит ошибок / не видит ошибки или исправляет неправильно).
  • темп письма медленный.

Заключение: ___________________________________________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  • Первое полугодие 1 класса: трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную.
  • Второе полугодие 1 класса или начало 2 класса: нарушение формирования процессов письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.
  • Второе полугодие 2 года обучения – дисграфия.
  • Третий год обучения – дизорфография. Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.

Заключение для ЗПР :

  • (1 кл.) Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР  (ФФН, ФН).
  • (2 - 3 кл) Остаточные явления недостаточной сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.
  • (перекомиссия) Нарушения чтения и письма обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, с преобладанием неполноценности звуковой или смысловой стороны речи.

Рекомендации: _________________________________________________________

______________________________________________________________________

На основании педагогических наблюдений и проблем в учебном процессе прошу консультацию психоневролога.

Занятия с логопедом, направленные на

развитие слухового восприятия.

развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость;

определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов              с заданной фонемой.

развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха.

стимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата.

работа над голосом (снятие назализации, развитие интонационной выразительности, ускорение / замедление темпа речи, формирование мягкого голосоведения).

коррекция звукопроизношения:_____________________________

воспитание кинестезий, необходимых для речи.

развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных).

развитие грамматического строя речи.

развитие понимания речи.

развитие слухо-зрительного внимания.

развитие памяти (слухоречевой, зрительной).

формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).

формирование элементарных математических представлений.

развитие крупной /мелкой моторики.

Дата __________             _____________________________

                                                         (Ф.И.О. учителя-логопеда)

Директор __________________                             _______________                  

                                 (Ф.И.О. руководителя)                                                          (Подпись)       

         М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое представление для ПМПК

пример написания логопедического представления на ребенка для ПМПК...

Логопедическое представление для ПМПК

В документе представлены не только бланк "Логопедического представления", но и даны варианты ответов по всем пунктам. Кроме того "предсталения " разделены по уровням и заключениям речевых нарушений....

Сценарий Новогоднего представления для младших школьников

Сценарий Новогоднего представления для младших школьниковДействующие лица: Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик, ведущие, 2 зайчика,Лисичка,  Баба Яга, Огонь...

Пример заполнения логопедического представления на ПМПК

Одно из базовых профессиональных умений логопеда, без которого невозможно грамотное и результативное логопедическое воздействие - это проводить логопедическое обследование и интерпретировать его резул...

Конспект логопедического занятия с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР. Тема: Звуки ф - в (ф, - в,). Буквы Ф – В.

Цель занятия: познакомить со звуками [ф],[ф,] и [в],[в,], буквами В - Ф; дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях.Задачи:- учить выделять звуки [ф],[ф,] и [в],[в,] в речи, сопостав...

«Цветотерапия – как метод логопедической работы с младшими школьниками».

С самого рождения вся наша жизнь наполнена цветными красками. Про времена года мы говорим, что зима – белоснежная, весна – зелена, лето – красное, осень – золотая. А ведь кажды...