Конспект занятия по обучению грамоте. Тема "Путешествие по городу Иркутску. Звуки Р-Рь".(подготовительная к школе группа).
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шабалина Светлана Витальевна

Активизируется словарь детей по теме "Город Иркутск". Дети придумывают слова - родственники к слову "город"; Дифференцируют звуки "Р-Рь";Придумывают существительные с уменьшительно-ласкательным значением; образуют слова- признаки; называют слова с противоположным значением; отгадывают пословицу по первому звуку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

Тема: «Путешествие по городу Иркутску. Звуки Р-Рь.»

Оборудование:

раздаточный материал - схемы слов; прищепки синего и зелёного цвета; предметные картинки на звуки «Р-Рь»; звуковые домики.

демонстрационный материал - мнемотаблица «Прочитай пословицу», мяч;

техническое оборудование – презентация  PowerPoint «Достопримечательности города Иркутска».

Задачи:

1.Создать условия для развития фонематического слуха, определять позицию звука в слове, дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости.

2.Мотивировать детей на введение в речевую деятельность, используя приёмы мнемотехники.

3.Обеспечить развитие умения словесно рассказывать о городе Иркутске.

4.Способствовать развитию памяти, внимания, интереса к занятию.

5.Вызвать желание помогать друг другу.

Ход образовательной деятельности:

1.Вводная часть. Педагог читает стихотворение:

Красивых городов

Немало есть на свете,

Взгляни на восток и на запад взгляни,

Сквозь тысячи вёрст мы свой

Родной город заметим,

Любимый, красивый город Земли!

Педагог загадывает загадку: И у мамы есть, и у папы есть,

И у дочки есть, и у сына есть,

И у кошки есть, и у собаки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух назвать? (Имя).

 В старину крупное жилое место, окружённое со всех сторон оборонительной стеной - оградой, называлось городом. ( от слова «городить»). Имя город часто получал от названия реки, вблизи которой находился. (Иркут). Как называется наш родной город? (Иркутск) Люди, которые живут в городе Иркутске, как называются? (Иркутяне) Иркутск находится в Сибири, значит мы - сибиряки. А Сибирь-часть России, значит, как ещё нас можно назвать? (Россияне) Расскажите, какой город Иркутск? (большой, красивый, благоустроенный, чистый, белокаменный, уютный, любимый, родной, старинный, шумный, многонациональный, удивительный, неповторимый). Придумаем слова - родственники к слову «город»: городок, городской, горожане, городище, городить.

2. Основная часть.

Игра «Назови одинаковый звук». Слова: Иркутск, иркутяне, Россия, россияне, город. (Звук «Р»). Слова: Река, сибиряки, дворик, скверик, адрес. (Звук «Рь»).

Характеристика звуков Р-Рь. (мнемосхема)

Дети, вы хотите совершить прогулку по родному городу Иркутску? Какой транспорт нам поможет совершить наше путешествие по городу? (примеры детей).

Произношение скороговорок: Тридцать три вагона в ряд тарахтят, тарахтят.

По  маршруту номер пять

Прогремел трамвай опять.

Прогремел и простучал,

Пассажиров всех забрал.

Педагог читает стихотворение и предлагает детям внимательно послушать и назвать слова со звуками «Р-Рь», которые  им встретятся в стихотворении.

Иркутск - это город, где мы с вами живём.

Самый красивый город на свете.

Мы любим реку Ангару,

Фонтаны и парки, и улицы наши.

Мы любим старинные русские дома,

Купола позолоченных церквей.

Средь зелени клёнов и тополей.

Дети  называют слова: Иркутск, город, красивый, река, Ангара, парки, старинные, русские, церкви.

 Игра «Узнай звук». Педагог  называет слова, а дети хлопают в ладоши, когда услышат слова со звуками «Р-Рь». Слова: страна, улица, край, область, площадь, район, горожане,  аллея,  памятник, сквер, театр, музей,  жители, парк, двор, мост, вокзал, озеро.

Игра «Светофорчики». Дети дифференцируют звуки «Р-Рь» по твёрдости - мягкости. Слова: Иркутск, река, город, сибиряки, Россия, иркутяне, дворик, Родина, скверик, озеро, адрес.

Упражнение на координацию речи и движения.

Мы  по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты.

Дети по слайдам презентации называют достопримечательности города Иркутска. Деление слов на слоги хлопками.

Отгадайте мои загадки: 1.Здание словно теремок,

Что не низок, не высок.

Позолочен, величав.

И  иконами красив. (Церковь)

2.Туда любит ходить детвора,

Там в спектакли актёры играют,

Куклы разные  оживают,

Сказки, истории представляют. (Театр)

3.Есть в городе река,

Голубая, как облака.

Широка и необъятна

Полноводна и чиста. (Ангара).

Дети определяют позиции звуков «Р-Рь» с помощью звуковых домиков и прищепок. Подбирают схемы слов.

Игра «Назови ласково». Слова: адрес - адресок, город-городок, сквер - скверик, двор - дворик, фонарь - фонарик, река - речка, дорога - дорожка, светофор - светофорчик, остров - островок.

Игра, «Какой?». Слова: житель города - городской житель,  знак на дороге - дорожный знак,  площадка во дворе - дворовая площадка, галерея, где любуются  картинами - картинная галерея, площадь в центре - центральная площадь,  ограда на бульваре-бульварная ограда, аллея парка - парковая аллея, витрина магазина- магазинная витрина, переход для пешеходов- пешеходный переход, движение на дороге- дорожное движение, улица в городе- городская улица, остановка троллейбуса- троллейбусная остановка.

Динамическая пауза - игра с мячом «Скажи наоборот».

Город большой, а посёлок маленький.

Есть улицы длинные, а есть улицы короткие.

Есть улицы узкие, а есть улицы широкие.

Люди бывают весёлые, а бывают и грустные.

Люди бывают ленивые, а бывают и трудолюбивые.

Днём город шумный, а ночью тихий.

Есть дома новые и  молодые, а есть и старые.

Отгадывание пословицы по первому звуку (мнемотаблица): Родной куст и зайцу дорог. Как вы понимаете пословицу? (ответы детей).

3. Заключительная часть. Дети вместе с педагогом произносят пожелание:

Желаем родному, любимому городу Иркутску

С годами хорошеть и процветать,

И в яркости садов, цветов благоухать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе

конспект  интегрированного занятия  по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе на тему: "Помошники для золушки"...

Конспект занятия по обучению грамоте с элементами театрализации «Поездка в цирк» в подготовительной к школе логопедической группе Тема: Звук и буква «Ц»

В своей работе с детьми с ОНР регулярно использую элементы театрализованной игры с целью введения   детей в мир  сказки.      Используя сказочные игровые ситуац...

Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.

Занятие по грамоте с детьми 6-7 лет по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи и развитие высших психических функций...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)

Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием системно-деятельностного подхода. ( Технология « Ситуация») подготовительная к школе группа с ТНР.

Цель: формирование предпосылок читательской грамотности через развитие навыков в звуковом анализе слов с использованием технологии « Ситуация»Задачи: Мотивировать детей на включение в деят...

Конспект занятия по обучению грамоте. Образовательная ситуация: «Буква Х. Звуки Х – Х”» в подготовительной группе

Конспект и самоанализ занятия, разработан на основе материала по обучению граммоте под авторством Журовой Л.Е.,для дошкольников подготовительной группы....