консультация для воспитателей логопедических групп "Причины возникновения речевых нарушений у детей"
консультация по логопедии на тему

Уварова Марина Леонидовна

В консультации подробно рассматриваются 2 группы причин возникновения  нарушения речи у детей: экзогенного и эндогенного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_vozniknoveniya_rechevyh_narusheniy.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей логопедических групп

"Причины возникновения речевых нарушений у детей"

                                                          подготовила Уварова М.Л.

                                                          учитель-логопед  ГБОУ Гимназия №1797

                                                          "Богородская"

                                                           ДО №4-3 "Росток"

г. Москва

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития.

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции.  Первый (1-2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока.

Второй критический период (3года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе ЦНС. Возникающая некоторая рассогласованность в работе ЦНС, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, наблюдаться отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, проявляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Третий критический период (6-7 лет) - начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на нервную систему ребенка.

Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребенка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть  и новые речевые расстройства.

К основным причинам патологии детской речи относятся;

1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость по резус-фактору и дрп.

2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пакгбными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.        

5. Наследственные факторы.

В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском». К таким относятся:

1) семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;

2) семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного из родителей или у обоих;

3) семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;

4) семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию (кислородное голодание), природовую асфиксию (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания), травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.

Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения.

 

Литература:

Логопедия. Учеб.пособие для студентов пед. инс-тов по спец. «Дефектология». Под ред. Л.С. Волковой. - М.: «Просвещение», 1989.

        

Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии. -  М.: «Просвещение», 1989.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия .Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.

М.А.Поваляева  Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины возникновения речевых нарушений у детей.

Умение красиво говорить – это один из важнейших моментов в жизни каждого человека. Именно не знание правил русского языка, а умение правильно и грамотно выражать свои мысли. Количество детей, имеющих ...

Причины возникновения речевых нарушений у детей.

Презентация поможет учителю-логопеду детского сада подготовить и провести круглый стол, семинар, родительское собрание....

Консультации для родителей Факторы, способствующие возникновение речевых нарушений!

Консультации для родителей. Материал подобран с учетом возраста детей....

Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей

Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей...

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста...

Причины возникновения речевых нарушений у детей

Презентация предназначена для ознакомления родителей с причинами и формами речевых нарушений....

Консультация "Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей"

quot;Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей"...