ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РАМКАХ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА
статья по логопедии на тему

Ерёмина Наталья Николаевна

Статья посвящена   содержанию  и организации логопедического сопровождения ребенка, используя технологические процессы, учитывая индивидуальные особенности  дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                              Н.Н. Ерёмина

                                                                                                               г. Троицк

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РАМКАХ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА

Аннотация: Статья посвящена   содержанию  и организации логопедического сопровождения ребенка, используя технологические процессы, учитывая индивидуальные особенности  дошкольника.

Ключевые слова: технология, сопровождение, учебно-методическая работа, коррекционное обеспечение, направления, формирование.

                                                                                                    N. N. Eremina

TECHNOLOGICAL SUPPORT IN PRE-SCHOOL EDUCATION THROUGH THE WORK OF A TEACHER OF SPEECH THERAPIST

Abstract: the Article is devoted to the content and the organization of logopedic support of a child using technological processes, taking into account the individual characteristics of the preschooler.

Key words: technology, support, educational-methodical work, remedial support, direction, formation.

Введение ФГОС ДО требует изменения методической работы в дошкольном учреждении. Модернизация технологического сопровождения образовательного процесса дошкольного учреждения направлена на переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален. Большую роль играет  методическое и технологическое  обеспечение педагогов - это приобретение учебно-методических комплексовметодических средств, проекторов, экранов  т. е. оснащение образовательного процесса. Это и создание сопровождающей  продукции: программ, моделей, планирования – играет максимальную роль в развитии детей дошкольного возраста.

В работе используются  и электронные презентации — это один из современных технологических методов работы, способствующий решению многих задач, а именно:

-  возможность точной, доступной и яркой передачи информации;

-  одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста;

-  внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы.

Классификация  технологопедагогического сопровождения в дошкольном образовании:

-Личностно - ориентированные педагогические технологии;

-Технологии саморазвития;

-Технологии, предполагающие построение образовательного процесса на деятельной основе;

-Технология, предполагающее построение образовательного процесса личностно-смысловой и эмоционально - психологической основе;

-Игровые технологии;

-Здоровьесберегающее технологии;

-Технология проектной деятельности;

-Технологии исследовательской деятельности;

-Информационно - коммуникационные технологии.

Технологическое сопровождение сегодня выступает как, направление в поддержки и помощи ребенку для  решения задач в развитии, обучении, воспитании, социализации. Определяется как целостная система организованной деятельности, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения  и развития ребенка. В то же время следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности логопеда  или педагога, но и других специалистов – психолога, дефектолога, социальных работников, педагога в структуре образовательных организаций. Речевая функция является одной из важнейших  функций человека, так как в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Учитель-логопед, основываясь на результатах исследования речевого развития ребенка, определяет направления работы, разрабатывает программу логопедического сопровождения, проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений речи, консультативную и просветительскую работу с родителями детей. Следовательно, технологическое сопровождение в логопедической работе представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских мероприятий.

Основные направления технологического сопровождения  детей:

- Коррекционное:  создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

- Мониторинговое: отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

-  Профилактическое:  создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.

- Просветительское: создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Под технологией понимают процесс последовательного, пошагового осуществления, разработанного на научной основе - педагогической проблемой. Процесс решения задач пронизывает всю деятельность логопеда, можно внедрить при формировании технологического сопровождения коррекционную деятельность, работая с дошкольником.

Принятие решения – акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования информации об исходной ситуации. Технологическое сопровождение является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной, коррекционной  деятельности логопеда.

Д. Пойа утверждает, что «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» - поэтому добиться высоких результатов в работе учителя-логопеда позволят:

 – тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

 – оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

 – компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

 – использование разнообразных технологических форм и методов логопедического воздействия;

 – использование компьютерных технологий и технических средств обучения.


    Технологическое сопровождение российского образования определяет необходимость существенного обновления целей, задач и содержания педагогического образования. Особое значение придается логопедическому сопровождению, которое направлено на устранение речевых нарушений, препятствующих освоению основной образовательной программы.


Библиографический список

  1. Абрамова И.В.,  Горькова К.А. Логопедическое сопровождение детейс ограниченными возможностями  здоровья в условиях инклюзивной практики // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 301-305.
  2. Куижева З. Н. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 821-824.
  3. Научно-методический журнал  Коррекционная педагогика. – 2014.-  № 4. – С. 62.
  4. Новоселова  С.Л. Новая информационная технология в детском саду. Применима ли она?  // Дошкольное воспитание. - 1989. - №9. -13-16.
  5. Недомеркова И.И.  Годовой план работы дошкольной образовательной организации. Организационно-управленческое сопровождение                      реализации ФГОС // - М.: Учитель. - 2015. – С. 501.
  6. Сыпченко, Е.А. Иновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ: метод. Пособие. – М.: Детство-Прес, 2013.
  7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС дошкольного образования в коррекционной работе учителя-логопеда

Закон "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставят новые акценты в обеспечении качественного и доступного образова...

Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов ДОУ и школы в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования

ДОКЛАД на семинаре для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений и работников ДОУ «Преемственность в работе ДОУ и начальной школы в условиях введения  ФГОС» в Ресурсно...

Особенности коррекционно-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ в рамках совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога

Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ выявляет те недостатки в развитии речевой и познавательной сферы, которые невозможно определить по-отдельности во время только психологического или то...

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...