Предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста
статья по логопедии на тему

Отклонения в формировании речи рассматриваются учеными как нарушения развития, проте­кающие по законам иерархического строения высших пси­хических функций. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпе­чаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы уже на ранних этапах онтогенеза. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Oдним из ведущих направлений современной логопедии является предупреждение и коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Современная профилактика нарушения речевого онтогенеза у детей в период дошкольного детства непосредственно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих медицинские, педагогические и социальные воздействия, разработка которых основана на научных исследованиях. Наибольший интерес для ученых представляет разработка проблемы профилактики речевых нарушений посредством тщательного изучения и анализа факторов, обеспечивающих нормативное развитие речи у детей.

Учет и значение закономерностей действия факторов риска позволяет целенаправленно проводить коррекционно-развивающую работу по предупреждению речевых нарушений. Pанняя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни ребенка из группы риска, так как нарушение развития одних функций, приводит к вторичной задержке формирования других, и в дальнейшем, может привести к педагогической запущенности .

В процессе становления речи дети проходят через определенные физиологические запинки, что проявляется в прерывности речевого потока, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления, так же как и неправильное звукопроизношение, связаны с незрелостью координаторных механизмов в деятельности периферического речевого аппарата и обычно исчезают к 4 -5 годам. Oднако, в ряде случаев, эти запинки могут перейти в речевую патологию, при условии, что в семье постоянно будет негативный психологический климат, либо у ребенка закрепляются неправильные речевые проявления. При этом, детей не следует наказывать или разражено громко поправлять. В этот период ребенок должен быть огражден от участия в конфликтных ситуациях, эмоционально значимых для него событиях. Социально-психологическая среда должна быть организована с учетом возможности стабилизации эмоционального состояния ребенка. Для адекватного развития речи ребенка следует разучивать с ним короткие ритмичные стихотворения и песни, которые можно сопровождать движениями (физминутки, стихотворения из подвижных игр, хороводные песни). Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью, спокойным тоном, четко проговаривая слова.

Формирование речевой функции должно осуществляться параллельно с познанием ребенком окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний о них происходит благодаря тесному взаимодействию речевого и сенсомоторного развития ребенка.

Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения дошкольников 6-7 лет грамоте. Готовность ребенка к обучению письменной речи неразрывно связано с возможностью осознавать звуковой строй языка, т.е. умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Вместе с тем, одной из задач формирования навыков произвольной организации деятельности с опорой на программирующую речь взрослого и речь самого ребенка.

Основы коррекционного обучения разработаны в психолого-педагогичсеких исследованиях Р.Е. Левиной, Б.М. Гриншпун, Л.Ф. Спировой, Н.А. Никашиной, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой. Исходя из данных исследованиях формирование речи основывается на следующих положениях:

  • распознавание ранних признаков общего недоразвития речи и его влияние на общее развитие психическое развитие;
  • своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений на основе анализа структуры речевой недостаточности, соотношения дефектных и сохранных звеньев речевой деятельности;
  • учет социально обусловленных последствий дефицита речевого общения;
  • взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
  • единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности;
  • одновременное коррекционно-развивающее воздействие на сенсорную, интеллектуальную и аффективно-волевую сферу.

Формирование речевой практики как основы усвоения элементарных закономерностей языка осуществляется на базе развивающегося фонематического восприятия, правильного произношения звуков и правильного восприятия структуры слова; практического умения различать, выделять и обобщать значимые части слова; на основе наблюдений над связью слов в предложении.

Путем планомерного накопления наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей происходит овладение речевыми средствами, на основе которых возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения. Одновременно дети подготавливаются к успешному усвоению учебного материала.

Успешная коррекция познавательного развития, по мнению И.Т. Власенко, связана с выработкой у дошкольников с речевыми нарушениями неорганического характера с выработкой у них умений наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

Основная коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях, которые подразделяются на два типа: занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитие словарного запаса; формирование словарного запаса. Наиболее эффективной формой проведения занятий логопедом является организация коррекционной работы с подгруппой детей 6-7 человек. Распределение детей на коррекционные группы происходит с учетом выраженности речевого дефекта, поскольку проявление речевой патологии отличается значительной вариативностью. Систематически проводятся индивидуальные занятия с 1 - 3 детьми, имеющими однородные нарушения.

Обобщая вышесказанное, ясно, что предупреждение речевых нарушений неорганического характера в период дошкольного детства возможно, при соблюдении следующих условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детской речи; единство требований родителей к речи ребенка и правильно организованная речевая среда в семье и детском саду, положительный психологический климат; подбор литературных произведений доступных пониманию ребенка, и несложных по произношению; постоянные консультации специалистов, при проявлении у ребенка отклонений от  нормы речевого развития. Успешная коррекция речевых нарушений неорганического характера у детей раннего и дошкольного возраста осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, активизацию познавательной деятельности детей.

Отклонения в формировании речи рассматриваются учеными как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы уже на ранних этапах онтогенеза. Правильное понимание структуры речевых нарушений, причин, лежащих в их основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в дальнейшем психическом развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста 2 младшей группы (3 - 4 года)

Программа взаимодействия участников образовательного процесса позволяет осуществлять работу по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста ....

Программа взаимодействия участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста ср. гр.(4 - 5 лет)

Программа взаимодействия учителя - логопеда и воспитателей оказывает положительное влияние для предупреждения речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста....

Профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Современная ситуация в дошкольном образовании показывает, что растёт число детей с отклонениями в развитии. Поэтому необходимо проводить работу в ДОУ по профилактике и предупреждению речевых нарушений...

«Взаимодействие участников образовательного процесса для предупреждения речевых нарушений у детей дошкольного возраста »

Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенк...

Здоровьесберегающие технологии в предупреждении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в предупреждении речевых нарушений  у детей дошкольного возраста....