Логоритмика.
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Егорова Марина Вячеславовна

 У нас в садике 2 логопедические группы. И мы много занимаемся логоритмикой, развиваем мелкую моторику рук и речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx540.99 КБ
Microsoft Office document icon palchikovye.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры-песенки

«Два кота»

Та-та, два кота (два кулачка)

встали рано с утра,(подняли ладошки)

Умывались лапкой, (гладят  ладошки)

причесались гладко.(гладят с другой стороны)

Съели всю сметанку, (хватательные движения пальцами)

облизали банку.(один пальчик «скребет» по ладошке)

Хвостиком махали,(машут мизинчиками)

 со стола упали!(2 хлопка и потом  шлеп по коленкам)

«У окошка»

У окошка я сижу,  («колечки» из большого пальчика поочередно с каждым одной руки)

целый день в окно гляжу (то же другой рукой)

Вижу я в окошко, (колечки возле глаз)

как гуляет кошка.  (2 раза) («усики»- растопыренные пальцы у подбородка)

У окошка я сижу, целый день в окно гляжу.

Птички зернышки клюют, только кошке не дают.  (2 раза) (пальчиками «клюют» на ладошках обеих рук - с начала на одной, потом на другой)

У окошка я сижу, целый день в окно гляжу.

Дождик на дорожку капает немножко.  (2 раза) (пальчики-«капельки» по вытянутой руке от ладошки к плечу)

У окошка я сижу, целый день в окно гляжу.

Вижу я в окошко – убежала кошка!  (2 раза) (два пальчика «убегают» по обратной стороне руки от ладошек к плечу)

«Каля-баля»

Каля-баля, каля-баля – рисую на листочке (рисуем в воздухе соответственно тексту)

И маленькие палочки, и потом кружочек!

(2 раза)

Я пять пальцев положу на свою тетрадку.

А потом их обведу очень аккуратно! (в воздухе обводим пальчики одной руки указательным пальчиком - «карандашом» другой руки)

(2 раза)

Каля-баля, каля-баля – рисую я в альбоме

И маленькие палочки, и даже треугольник!

(2 раза)

 Я пять пальцев положу на свою тетрадку.

А потом их обведу очень аккуратно!

(2 раза)

Каля-баля, каля-баля – рисую я в тетради

И маленькие палочки, и потом квадратик!

«Что нам стоит дом построить?»

Развивает пространственное воображение, мелкую моторику.

Что нам стоит дом построить – (пальчиком рисуем в воздухе квадратик)

Нарисуем, будем жить! (рисуем треугольник сверху – получился домик)

И на ёлке все иголки  (рисуем в воздухеёлочные  ветки – двумя пальчиками расходящиеся нисходящие линии)

Сможем дождиком полить! (рисуем пальчиком сверху вниз маленькие черточки-дождинки)

Солнышка кружочек с яркими лучами, (большой круг, лучики)

Маленький цветочек – нарисуем сами! (маленький кружок, лепестки)

В музыкальной фонограмме мелодическая тема проводится два раза. Во второй раз дети рисуют на магнитной доске соответственно тексту.

Обучающие игры-песенки

«Божья  коровка»

Вот одна божья коровка, черная головка

Ползает по травке – нравится ребяткам! (на магнитной доске 1 божья коровка на нарисованной  травке)

Ой, люли-люли, вот одна!   (два пальчика «шагают» по руке от сгиба локтя к ладошке)

Ой, люли-люли, вот одна!   (то же по другой руке)

Вот их две божьи коровки, черные головки,

Ползают по травке – нравятся ребяткам! (Педагог прикрепляет к доске вторую божью коровку)

Ой, люли-люли, вот их две!  (2 раза) (движения аналогичные)

Вот их три божьи коровки, черные головки,

Ползают по травке  -  нравятся ребяткам!

Ой, люли-люли, вот их три!  (2 раза)

Вдруг одна божья коровка, черная головка

Прочь улетела, на цветочек села.(божья коровка «улетает» на нарисованный цветочек)

Сколько осталось божьих коровок?

Правильно, две!

Вот еще божья коровка, черная головка 

Прочь улетела, на цветочек села.

Сколько осталось божьих коровок?

Правильно, одна!

Сразу три божьи коровки, черные головки

Вновь прилетели и на травку сели!

Сколько стало божьих коровок?

Правильно, три!

«Овощи и фрукты»

(водим хоровод вокруг «грядки» с овощами)

Овощи НА ГРЯДКЕ все в земле растут

Овощи НА ГРЯДКЕ  всех ребяток ждут.

Овощи НА ГРЯДКЕ  вместе мы польем. («поливаем»)

Овощи  мы С ГРЯДКИ дружно соберем!

Педагог просит подать ему из «грядки» определенные овощи)

Родители  - «деревья», на которых растут фрукты. Каждый ребенок выбирает себе свой любимый фрукт, подходит к « дереву» и, подпрыгивая, достает его)

Вот фрукты НА ДЕРЕВЬЯХ под солнышком растут.

Вот фрукты НА ДЕРЕВЬЯХ  всех ребяток ждут.

Сладкие и спелые, вкусные, полезные!

Вот фрукты НА ДЕРЕВЬЯХ  под солнышком растут!

Обучающие песенки

«Домашние звери»

Я знаю названья домашних зверей -

Живут с человеком в домах, во дворе:

Кошка, собака, корова, свинья,

Лошадь, коза, кролик, овца!

Песенки

«На лошадке»

На лошадке, на лошадке скачем без оглядки,

Ветерок навстречу мчится, цокают копытца:

«Цок, цок, цок, цок, цок, цок»

(2-й раз язычком)

На лошадке, на лошадке скачем без оглядки,

Колокольчик не смолкает, песни распевает:

«Динь, динь, динь, ля, ля, ля»

«Музыканты»

Развивает моторику рук, умение соотносить движения с текстом.

Педагог поет, дети выполняют движения и подпевают в припеве.

Собирались музыканты, очень юные таланты.

 Инструменты разбирали, очень весело играли:

Припев:

Ду-ду-ду,  ти-ли-ли,  бом-бом,  тра-ля-ля! (2 р.)

(Дети имитируют игру на музыкальных инструментах – дудочка, скрипка, барабан, рояль)

Мы в оркестре все играем, хоть и нот пока не знаем!

Все, что нам пока что нужно – повторять всем вместе дружно:

Припев:

Ду-ду-ду,  ти-ли-ли,  бом-бом,  тра-ля-ля! (2 р.)

«Толстый и тонкий»    

Развивает коммуникационные качества, знакомство с понятием «два».

Вначале    педагог показывает детям на пальчиках где толстый поросенок, где тонкий. Затем на полу выкладывается «лужа» из веревочки. С одной стороны встает один ребенок -  «толстый поросенок». С другой – «тонкий поросенок». На словах «встречались поросята в луже иногда» дети прыгают в «лужу» и обнимают друг друга, педагог показывает другим детям два пальчика.        

                             

Жил толстый поросенок на улице одной, (большой пальчик одной руки)

Жил тонкий поросенок на улице другой. (мизинчик другой)

Встречались поросята в луже иногда, (1 и 5 пальчики перекрещиваются)

Тогда их получалось в луже ровно два! (два пальчика!)

«Трамвайчик»

Дети выстраиваются в ряд по одному. Педагог произносит текст, дети двигаются по комнате друг за дружкой, притоптывая ножками (колеса стучат у трамвайчика).

Вот бежит, бежит трамвайчик,

А в трамвае едет зайчик.

Дети встали.

Подошел к нему кондуктор: (педагог подходит к последнему в ряду ребенку)

- Есть билет?

 - Нет… (отвечает ребенок)

 - Вот, возьмите ваш билет! (дает «билетик» - хлопок по руке)

Дети едут дальше.

Вот бежит, бежит трамвайчик,

А в трамвае едет зайчик.

Дети встали.

Подошел к нему кондуктор: (педагог подходит к предпоследнему в ряду ребенку)

- Есть билет?

- Нет… (отвечает ребенок)

 - Вот, возьмите ваш билет!

Педагог подходит к уже «обилеченному» ребенку.

- Есть билет?

- Да!

- Поехали тогда!

Возглас педагога «поехали тогда!» каждый раз относится к последнему в ряду ребенку. Если вопрос задается детям, у которых уже есть билетик, педагог, после ответа ребенка «Да!» говорит: «Покажи его тогда!». Ребенок показывает (хлопает по руке педагога) и говорит: «На!». Далее вопрос «кондуктора» адресуется либо к следующему ребенку, либо к последнему.

Вот бежит, бежит трамвайчик,

А в трамвае едет зайчик.

Дети встали.

Подошел к нему кондуктор:

- Есть билет?

 - Нет

 - Вот, возьмите ваш билет!

Дети едут дальше.

Вот бежит, бежит трамвайчик,

А в трамвае едет зайчик.

Дети встали.

Подошел к нему кондуктор:

- Есть билет?

- Да!

- Покажи его тогда!

- На! (ребенок  хлопает по руке педагога)

Подходит к другому:

 - Есть билет?

- Да!

- Поехали тогда!

Игра продолжается до тех пор, пока билеты не будут у всех «пассажиров» трамвая. С каждым разом педагог ускоряет темп, дети стараются быстро реагировать и в заданном темпе произносить свои короткие реплики.

«Здравствуйте!»

Мы по комнате гуляем – топ-топ, топ-топ,

Очень весело шагаем – топ-топ, топ-топ,

Погремушка прогремела – поздороваться велела.

(Здороваются мамы)

Мы по комнате гуляем – топ-топ, топ-топ,

Очень весело шагаем – топ-топ, топ-топ,

Колокольчик прозвенел – поздороваться велел.

(Здороваются дети)

Мы по комнате гуляем – топ-топ, топ-топ,

Очень весело шагаем – топ-топ, топ-топ,

Простучали ложки – отдыхают ножки.

(садятся на корточки)

Первый раз педагог объявляет, кому нужно поздороваться. При последующих проведениях игры (на 2-м, 3-м уроке) дети  на определенные звуковые сигналы сами должны решить -  кто должен поздороваться или сесть на корточки.

Вариант игры:

… Погремушка прогремела – покружиться нам велела.

… Колокольчик прозвенел – и подпрыгнуть всем  велел.

…. Простучали ложки – топнут наши ножки.

«Вот мы просыпаемся»

Мы играем, мы играем –

Все вокруг изображаем:

 (движения соответственно тексту)

Вот мы просыпаемся,

 вот мы умываемся,

Вот мы чистим зубки,

моем тело губкой.

Все друзья и все подружки

 моют шею, моют ушки!

Вот мы вытираемся, вот мы одеваемся

– в школу собираемся!

В вот мы шли, шли, шли,

 вот мы шли, шли, шли,

Вот мы шли и в школу пришли!

«Баю-бай»

Педагог поет:

Баю-бай, спать пора, засыпай до утра!  -

Дети укачивают Зайку, передают его друг другу по цепочке.

Тра-та-та! Встать пора! Ждут дела нас с утра!  -

Зайка в руках у ребенка, к которому он попал в этот момент, начинает скакать, подпрыгивать. Песенка звучит дальше, игра продолжается.

Родители (или другая группа детей) аккомпанируют песенке игрой на шумовых инструментах (одна группа  тихо звенят колокольчиками, другая группа играют на барабанах).

«Зарядка»

Музыкальное упражнение для развития и укрепления свода стоп (движение на носочках, на пяточках, на наружной части стоп).

Мама обезьянка делает зарядку,

А ее ребятки бегают на пятках

На пятках, пятках, пяточках-

Смешные обезьянки!

На пятках, пятках, пяточках-

Смешные обезьянки!

 Мишка косолапый выгибает лапы,

 Мишки - медвежатки

выгибают лапки.

Лапки, лапки, лапочки-

Смешные медвежатки!

Лапки, лапки, лапочки-

Смешные медвежатки!

Зайка на лужайке прыгает и скачет,

А его зайчатки тоже рядом скачут.

Прыгают и скачут веселые зайчатки!

Прыгают и скачут веселые зайчатки!

Хитрая лисичка с зайки глаз не сводит,

 а ее лисятки на носочках ходят!

На носках-носочках – рыжие лисятки!

На носках-носочках – рыжие лисятки!

Дети выполняют характерные движения, соответствующие тексту)

«Мы по мостику идем» («По веревочке идем»)

Игра развивает координацию движений, чувство равновесия, умение ориентироваться в пространстве.

На полу выкладывается длинная веревочка. Это мостик, по которому нужно пройти (через речку, через овраг, ямку…) в соответствии с конкретной игровой ситуацией.

Мы по мостику идем  – ни за что не упадем! (2 р.)

Вот как мы шагаем – весело играем! (2.р.)

Ну-ка боком повернись, и по мостику пройдись! (2 р.)

Вот как мы шагаем – весело играем! (2.р.)

Ну-ка ножку подними и легко перешагни! (2 р.) (родители поднимают веревочку на определенную высоту)

Вот как мы шагаем – весело играем! (2.р.)

Ну-ка спинку ты нагни,   под веревочкой   пройди! (2р.) (родители поднимают веревочку на определенную высоту)

Вот как мы шагаем – весело играем! (2.р.)



Предварительный просмотр:

                        

                

РАЗЫГРА

Девочки и мальчики,

Где же ваши пальчики?        Руки спрятаны за спину

Пошли мальчики с утра        Пошевелить пальцами

В гости к тёте Разыгра.                Похлопать в ладоши.

На скамеечке сидели        На большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки, начиная с мизинца.

Да в окошечко глядели        Сложить «окошечки» перед глазами из пальцев.

Напились чаю, чаю разыграю        Чередовать хлопки и показ больших пальцев

Солнышку ладошку        Погладить ладошки, слегка массируя их.

Погладили немножко.

Пальчики подняли –         Выпрямить и растопырить пальцы обеих рук.

Лучиками стали.

ДВЕ ПОДРУЖКИ

На лужайке две подружки        Похлопать по коленям

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква»        Похлопать в ладоши.

Две зелёные лягушки        Похлопать по коленям

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква»        Похлопать в ладоши.

Хором песни распевают        Сложить ладони и чуть-чуть «приоткрыть» их -  ротик

«Ква-ква-ква»        Похлопать в ладоши

«Ква-ква-ква»        Несколько раз притопнуть ногой

И спокойно спать мешают        Погрозить пальцем

«Ква-ква-ква-ква-ква»        Похлопать в ладоши

«Ква!»        Сделать один притоп

МЫ ДЕЛИЛИ АПЕЛЬСИН

Мы делили апельсин                 Два кулачка прижать друг к другу /

Много нас, а он один                 Разжать кулачки и снова прижать друг к другу

Эта долька для ежа                 Переплести пальцы рук, поднять пальчики вверх   (это иголки)

Эта долька для чижа                 Большими пальцами зацепиться, как крючками,

Эта долька для утят                 Остальные расправить, как крылья, “помахать” 

Эта долька для котят                 Пальчики в щепотке вытянуть вперед

Эта долька для бобра,         Рука в кулачке, указательный палец и мизинец 

А для волка – кожура.        Две ладошки сложить вместе, большие пальцы вверх, указательные пальцы загнуть внутрь ладошки

Он сердит на нас, беда!         Ладошки прижать к щечкам, покачать головой

Разбегайся кто куда.                 Пальчики “разбегаются” по столу

Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора.

1/ Идут четыре брата.                  Показать четыре пальца, большой прижат к ладони.

Навстречу им старшой.           Показать большой палец .

-                Здорово, большак!

-                Здорово, Васька-указка,         Большой палец соединяется с указательным в колечко.

Мишка-серёдка,                       Большой палец соединяется со средним пальцем.

Гришка – сиротка                    Большой палец соединяется с безымянным пальцем.

И крошка - Тимошка.              Большой палец соединяется с мизинцем.

              3/ Пальчик-мальчик, где ты был?         Все пальцы ,кроме большого, сжаты в кулак.

-               С этим братцем – в лес ходил.                  Показать указательный палец.

                С этим братцем - щи варил.                Показать средний палец.

                С этим братцем - кашу ел.                   Показать безымянный палец.

                С этим братцем - песни пел!               Показать мизинец.

                Стала Маша гостей звать,                           Хлопать в ладоши.

               На блиночки созывать:

-              И ,Иван, приди,                                            Поочередно загибать пальцы руки, начиная

               И ,Степан, приди,                                         с большого.

               Да ,Андрей, приди,

               Да ,Матвей, приди,

              А ,Митрошечка, ну, пожалуйста!

              Гости посидели,

             блиночков поели.                                          Постучать кулачками друг об друга.

             Стал Маша гостей провожать,

             В путь-дорогу собирать:                               Поочерёдно разгибать пальцы руки, начиная

-            Прощевай, Иван!                                          с большого.

            Прощевай , Степан!

            Прощевай, Андрей!

            Прощевай, Матвей!

              А ты, Митрошечка,                                       Погладить мизинец другими пальцами.

           моя крошечка,

                Побудь со мной ещё немножечко!

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком .

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: "Мя мяу!",

Два щенка: "Ав ав!",

Два жеребенка: Иго го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

РЫБКИ

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

ДРУЖБА

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.                 Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.                 Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения

Один, два, три, четыре, пять.

 Пять, четыре, три, два, один.         Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.

МЫ ПИСАЛИ

Мы писали, мы писали,

 Наши пальчики устали.         ритмично сжимать и разжимать кулаки.

Вы скачите, пальчики,                       пальчики " скачут" по столу

Как солнечные зайчики.         указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить.

Прыг-скок, прыг-скок

Прискакали на лужок.               пальчики "скачут" по столу.

Ветер травушку качает,             Влево вправо наклоняет.         - легкие движения кистями рук вправо влево

Вы не бойтесь ветра, зайки,         погрозить пальчиком.

Веселитесь на лужайке.         На последнюю помахать пальцами обеих рук

ЗАМОК

 На дверях висит замок.         Пальцы в замочек, слегка покачивать

Кто его открыть бы смог?         "замочком" впередназад

Мы замочком повертели,         Повертеть "замочком"

Мы замочком покрутили         Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали,         Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли!         Показать ладошки.

ЗАЙЦЫ

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

НА ПОСТОЙ   Русская игра

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы- папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы.

Ночь, в избе все спят.

Раздается стук.

Солдаты : Туктук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети : Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы

Солдаты : Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы

Дети : Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы

Мама : Что дети? Постукивают безымянные

Дети : Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Мама : Спросите у папы. Постукивают безымянные

Дети : Папа! Постукивают мизинцы

Папа : Что, дети? Постукивают средние пальцы

Дети : Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Папа : Впустите! Постукивают средние пальцы

Дети : Входите! Постукивают мизинцы

Солдаты : Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения

Солдаты : Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.

Руки вытягиваются вперед.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

 С добрым утром, глазки! Вы проснулись?         Указательными пальцами поглаживать глаза

Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?         Ладонями поглаживать уши  Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?         Поглаживать то одну, то другую ручки

Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?         Поглаживание коленок

Потопать ногами

С добрым утром, солнце!

Я - проснулся!

(проснулась)         Поднять руки вверх, посмотреть на солнце

(посмотреть вверх)

МАЛАНЬЯ

У Маланьи у старушки         Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой

Избушке                         Сложить руки углом,  показать избушку.

Семь сыновей,                 Показать семь пальцев.

Все без бровей,                 Очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,                 Растопыренные ладони поднести к ушам.

Вот с такими носами                 Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

Вот с такими усами,                 Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.

Вот с такой головой,                 Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!                 Показать руками большую окладистую бороду

Они не пили, не ели,                 Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".

На Маланью все глядели,         Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

И все делали вот так...         Дети показывают загаданные действия

ГОСТИ   Русская игра

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

- Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

- Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.

- Гости едут! Постукивают мизинцы.

- Ну и что? Постукивают указательные пальцы.

- Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

- Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

БРАТЦЫ

Засиделись в избушке братцы.         Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты. 

Захотел меньшой прогуляться         Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно ему гулять одному.         Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

Зовет он братца вдвоем прогуляться.         Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно им гулять двоим.         Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.

Зовут братца втроем прогуляться.         Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

Грустно старшим сидеть в избе.         Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.

Зовут они братцев домой к себе.         Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно .

Работа с кистью ребенка и упражнения по мелкой моторике

ДВИЖЕНИЯ  ВЫПОЛНЯЮТСЯ ПО ТЕКСТУ

Мышки бегают по кругу:

Друг за другом, друг за другом!

Утащили мышки сыр,

Затевают мышки пир!

Водят мышки хоровод,

Делит сыр усатый кот:

Вот тебе, держи, кусочек,

Заворачивай в платочек!

Вот тебе кусочек сыра,

Запивай его кефиром!

Вот тебе, не прозевай,

Поскорее уплетай.

И тебе кусок достался,

Ты голодным не остался.

И последний, наконец!

Вот так котик, молодец!

        *** 

При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.

Кто в деревне живет?

Лежебока – рыжий кот.

Маленький теленок,

Желтенький цыпленок,

Белая овечка,

Мышка под крылечком!

Раз, два, три, четыре, пять,

Их не трудно сосчитать!

        ***

Кто в лесочке живет?

Под корягой - старый крот,

За горой лисенок,

В ельнике - лосенок.

Под кустом – лисичка,

На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать!

        ***

Есть у нас игрушка:

Это – погремушка,

Это – толстый мишка,

Это – чудо-книжка,

Это – неваляшка,

Это – кукла Машка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова проверять!

 Соединяем одинаковые пальчики рук.

Дружат добрые зверята

 (пальцы рук соединяются в "замок").

Дружат малые зайчата

(ритмичное касание мизинцев обеих рук).

Дружат в озере бобры,

(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).

Дружат в небе комары,

(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).

Дружат милые ежата,

(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).

Дружат даже медвежата

(ритмичное касание больших пальцев обеих рук).

Вот как разыгрались,

По лесу разбежались!

(руки опустить, потрясти кистями)

Медвежонок в гости шел.

К рыжей белке он зашел,

И на озеро, к бобру,

И к ежу зашел в нору,

Даже к комаришке

Заходил наш мишка!

Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки;

чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пчелка"

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;

то же левой рукой;

то же двумя руками;

Я пчела, лечу, лечу,

Меда сладкого хочу!

Я лечу, я жужжу,

Я на клевере лежу!

"Ножки"

указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

те же движения производить пальцами левой руки;

те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование")

Ножки, ножки,

Топ-топ-топ!

Ножки, ножки,

Шлеп, шлеп, шлеп!

Раз шажок, два шажок,

Догони меня дружок!

Шел бобер, нес топор,

Шел бобер через бор.

Шел бобер через болото,

Шел бобер искать работу!

"Рожки"

Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;

то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

Я коза-дереза,

Все деревни я гроза!

Забодаю я рогами,

Дай мне каши с пирогами!

У меня крутые рожки,

Дай конфеток мне немножко!

"Глазки"

Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

Глазки у волчонка,

Глазки у зайчонка,

Глазки у котенка,

Глазки у козленка,

Глазки у цыпленка,

Глазки у утенка,

Глазки у лисенка,

Глазки у ребенка!

"Ушки-рожки"

Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;

то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

У улитки-крошки

Маленькие рожки.

У зайчишки ушки,

Ушки на макушке!

"Ведерко"

Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;

Приходил Егорка,

Приносил ведерко.

Расплескалась вода,

Лей скорей еще сюда!

"Тарелочка"

Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;

У пушистой белочки

Круглая тарелочка,

У полосатой кошки

Маленькая плошка!

        ***

Пальчиковая гимнастика:

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий.

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик – господинчик

В землю косточки сажает.

        ***

ЛЯПЫ - ТЯПЫ

По дороге в Ляпы-тяпы

Шли гуськом четыре шляпы

Шляпу старую с пером (похлапывать по шляпам)

Звали дедушку Петром.

Шляпу с кисточкою синей (правая рука вверху работает кисть)

Звали бабушку Аксиньей,

Шляпу с красной ленточкой (руки внизу, размахивать вперед назад)

Звали внучкой Леночкой.

Ну а шляпу с козырьком (левую руку приложить к козырьку)

Звали внуком Игорьком.

По дороге в Тяпы – Ляпы

Шли гуськом четыре шляпы.

        ***

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже

Развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали –

Так мы маме помогали.

        ***

ПЯТЬ ТЕЛЯТ

этот теленок пьет молоко

этот теленок ушел далеко

этот теленок травку жует

этот теленок копытцами бьет

этот теленок мычит :

« Почему все разошлись?

Скучно мне одному!»

        ***

ЗАЙКА И УШИ

Ушки длинные у зайки - пальцы в кулачок

Из кустов они торчат - выставить вверх      указательный  и    средний пальцы

Он и прыгает и скачет   - ими шевелить в стороны   и вперед

Веселит своих зайчат

        ***

СОБАКА

У собаки острый носик,

Есть и шейка , есть и хвостик

( движения пальцев. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний, безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается)

        ***

ГУСЬ

Гусь  встает и все гогочет. Ущипнуть тебя не хочет.

( движения пальцев. Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.)

        ***




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.

Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...

Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"

Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

Школа педагогического опыта. Логоритмика. Чем полезна логоритмика и как ею заниматься?

Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувстви...

Конспект занятия по логоритмике "Весёлая логоритмика"

Конспект занятия по логоритмике для детей среднего и старшего дошкольного возраста....