Консультация для педагогов: «Развитие речи дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой».
консультация по логопедии на тему

Ольховская Ольга Ивановна

Консультация для педагогов:

«Развитие речи дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение               «Детский сад №27 «Радуга»

Консультация для педагогов:

«Развитие речи дошкольников при ознакомлении с живой и неживой природой».

                                                                                 Составила: Ольховская О.И ,

                                                                                  учитель- логопед.

                                                                     

                                             

Прокопьевск -2016

Мыслитель, гуманист Я. А. Каменский полагал, что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи: «Нужно научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться».

Особенностью работы по обогащению и активизации словаря, занимающей значительное место в речевой работе, является ее связь со всеми видами деятельности дошкольников.

Познавая окружающий мир, а именно мир живой и неживой природы, они усваивают точные названия предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей, углубляют и уточняют знания и понятия, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности. На различной деятельности , прогулках, экскурсиях, наблюдениях, в исследовательской деятельности используются различные методические приемы, развивающие звуковую культуру речи и обогащающие  словарный запас. Это дидактические меры, связанные с речью: чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, стихи, описательные рассказы . Необходимо учитывать требование отвечать на вопросы взрослых четко и громко, при высказываниях своих впечатлений о предметах и явлениях окружающей действительности говорить не торопясь, четко произносить слова и т. д.                                                                                                                    

Многие знания и умения дети приобретают в процессе формирования правильного звукопроизношения, это прежде всего имитация различных звуков живой и неживой природы (голоса животных, птиц, насекомых, а также шум воды, шелест листвы и т. д. Например, при закреплении звуков в небольших звукосочетаниях дети узнают, как кукует кукушка , как звенит колокольчик («динь-динь»), тикают часы (тик-так) ; при уточнении и закреплении правильного произношения изолированных звуков дошкольники узнают, как шелестят листья на деревьях (произносят протяжно звук «ш»: шшш, как жужжит жук («жжж»), как звенит комар («ззз»). Произношение звука связывается с предметом или животным, с которым знакомят детей при помощи игрушек или картинок. ( мои картинки).

В процессе закрепления звуков в словах дети уточняют, закрепляют, обогащают свой словарный запас, узнают много нового, получают дополнительные сведения о животных, растениях и объектах неживой природы.

  • Дидактические игры занимают ведущее место в воспитании звуковой культуры речи. Различные д/игры природоведческого характера не только расширяют кругозор, развивают логическое мышление, память, воображение, но и, конечно, речь детей.

Например, в игре «Что растет на огороде? », в лото «Овощи»  дети учатся не только дифференцировать определенные группы звуков на слух и в произношении, но и уточняют, закрепляют свои знания и представления об овощах (можно уточнить: какого цвета, какой формы  овощи, какие блюда можно приготовить и т.д.)

  • Большую ценность для ознакомления детей с объектами живой и неживой природы, а также речевого развития, представляют загадки. Они не только уточняют, расширяют представления детей о каком-то явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, т. е. способствуют речевому и умственному развитию.

Некоторые загадки заучиваются детьми наизусть, с целью закрепления и дифференциации звуков, для развития четкой дикции.( н: для закрепления произношения звука Ц: на шесте дворец, во дворце певец, а зовут его..(скворец); Л: кто зимой холодной ходит злой, голодный((волк).

Также при заучивании загадки про кошку дети узнают ряд новых дополнительных сведений о хорошо знакомом животном: Острые ушки, на лапках подушки, усы – как щетинка, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит.Ночью бродит, на охоту ходит. 2. Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки. (загадки – описания).

Знакомя детей с временами года, обращаем внимание на те изменения, которые происходят в природе, в частности указываем на то, что осенью с деревьев опадают листья, что у некоторых деревьев (сосна, ель) вместо листьев иголки. А у какого дерева узнаете, отгадав загадку: «Зимой и летом – одним цветом» (картинка).  .

  • Не менее полезным для речевого развития и умственного развития при ознакомлении с окружающим являются упражнения по воспитанию звуковой культуры речи, связанные с заучиванием пословиц, поговорок. Небольшие по объему, они заключают в своем содержании ясную, четкую, краткую мысль, а в процессе высказывания обогащают речь говорящего. Например, «Апрель с водою, май с травою», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Много снега – много хлеба», «Много воды – много травы» и т. д.

К месту сказанная пословица или поговорка помогает приучить детей к более точному выражению своих мыслей. Также пословицы, поговорки используются для закрепления поставленных звуков в предложениях: (н:Р,Р`: ноябрь-сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной брат. Осенью серенькое утро, красненький денёк) .

  • Стихи как речевой материал для воспитания звуковой культуры речи имеют многоцелевое значение.

Заучивая стихи при ознакомлении с окружающим мы не только уточняем, обогащаем знания о животном, растительном мире, знакомим с природой родного края, нашей страны, но и выполняем задачи по закреплению определенных звуков, в качестве упражнений для выработки четкой дикции, развития голосового аппарата, умение выражать свои эмоции и характер персонажей. При заучивании стихотворений дети не только узнают что-то новое, но и задумываются над некоторыми сторонами жизни животных, проявляют любознательность, желание больше знать о их жизни. Например, заучив стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом? » дети спрашивают, а  где живут другие звери: лиса, волк, бобер, белка и т. д.

Воробей живет под крышей,

В теплой норке – домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

Домик пеночки – в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

- Он у мамы под крылом.

Для усвоения интонационных средств выразительности можно подобрать такие художественные произведении, которые знакомят детей с некоторыми явлениями, происходящими в природе в разные времена года.

  • Одной из важнейших задач при подготовке к обучению в школе  является развитие связной монологической речи. По тому, как ребенок может строить свое высказывание, можно судить о степени его общего развития  и сформированности  речевых навыков.  ( на занятиях  по развитию речи дети составляют рассказы по картине , по серии картин, по мнемотаблицам , пересказывают тексты о временах года, животных, птицах, насекомых и т.д. (предоставлется материал- каталог мнемотаблиц, картин, картотека пересказов). Также используются пересказы текстов и на коррекционной деятельности (речевой материал подобран с соответствующим звуком).

Таким образом, при ознакомлении детей с миром живой и неживой природы в процессе развития звуковой культуры речи во многом определяется тем, как речевой дидактический материал используется на образовательной деятельности. Удачно подобранные стихи, загадки, пословицы, используемые на данных занятиях развивают любознательность, будят мысль детей. Происходит развитие слухового внимания, фактического слуха, что является важным познавательным этапом к усвоению и умению производить звуковой анализ слов, знание которого необходимо для успешного обучения грамоте. А в  процессе обучения детей составлению рассказов, у них формируются все компоненты речи, накапливается словарь,  формируется грамматический строй речи. Ведь умение связно, последовательно, точно и образно  излагать свои мысли  лежит в основе всестороннего развития ребенка, помогает ребенку быть общительным, развивает уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом нах...

Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности".

Здоровый, физически развитый ребенок с хорошей, правильной, грамотной речью способен качественно усваивать программный материал начальной школы. Для достижения поставленной цели, мы работники...

Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством ознакомления с живописью"

Методические рекомендации ознакомления детей дошкольного возраста с живописью...

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников через игровую деятельность».

Игровая деятельность в детском саду: особенности организации и развития по ФГОС...

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС ДО»

                             Консультация для педагогов        «Развитие речи...

Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками ...

Консультация для педагогов "Развитие речи дошкольников посредством приобщения к художественной литературе и театрализованной деятельности"

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевединеие, и эта тенден...