Логопедическая ритмика в работе педагога.
презентация по логопедии на тему

Баринберг Наталья Викторовна

Данный педагогический мастер-класс не только актуален коррекционным педагогам,но и всем педагогам в целом.На сегодняшний день не в каждом дошкольном учреждении есть учитель-логопед и функции данного узкого специалиста берёт на себя воспитатель,ведь речевое развитие,это одна из главных образовательных областей ФГОС ДО.Опыт моей работы показал,что логопедическая ритмика в системе,помогает скомпенсировать серьёзные проблемы в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи,так как работа ведётся по нескольким образовательным областям не только по  речевому развитию, но и  физическому ,и художественно-эстетическому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_ritmika.pptx2.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическая ритмика в работе педагога Муниципальное автономное дошкольное образовательное учереждение -детский сад № 233 Составитель: учитель-логопед высшей квалификационной категории Коровкина Н.В.

Слайд 2

Логопедическая ритмика - это форма активной терапии, которая ставит перед собой цель: преодоление речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой . Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательной функции и речи. Занятия логоритмикой способствуют:

Слайд 3

формированию двигательных умений и навыков; воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют развитию ловкости, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно-мышечного аппарата; развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица; развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, способности восприятия музыкальных образов и умение ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом; умению расслабится, снять напряжение; воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе, смелости.

Слайд 4

Ходьба. Используется на протяжении всего курса занятий как вводное упражнение на каждом занятии. От занятия к занятию вводятся все более сложные виды ходьбы. Сначала используются ходьба и маршировка по кругу в одиночку, парами и группами, ходьба с обхождением препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением. Упражнение 1. Ходьба по дорожке, обозначенной канатами, в определенном темпе. (Музыкальное сопровождение - марш в размере 2/4). Упражнение 2. Ходьба друг за другом по канату боком приставным шагом. (Музыкальное сопровождение в размере 4/4). Упражнение 3. Ходьба с остановкой на шаге. (Музыка - венгерская народная мелодия, размер 2/4). Упражнение 4. Ходьба вперед и отступая назад. (Музыка - словенская народная песня, размер 2/4).

Слайд 5

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Используются на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки. Способствуют совершенствованию умений управлять своими движениями. Понятия большей и меньшей силы мышечного напряжения соотносятся с понятиями «громко» и «тихо» в музыке. Упражнение 1. В положении стоя дети выполняют легкие движения флажками внизу под тихую музыку и сильные взмахи над головой под громкую музыку. (Музыка в размере 2/4). Упражнение 2. В процессе ходьбы по кругу дети под громкую музыку идут, выполняя определенные движения руками (чередуя положения рук - на пояс, в стороны, вверх, вниз), под тихую - останавливаются и прячут руки за спину. (Музыка в размере 4/4). Упражнение 3. Под громкую музыку дети двигаются по кругу подскоками, под тихую - идут, выполняя движения руками (взмахи вверх и вниз), музыка в размере 3/4.

Слайд 6

Упражнения для развития дыхания. Способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, силы и постепенности. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают в экстремальных условиях и даже некоторые виды упражнений, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно сосудистой деятельности. Упражнение 1. Вдох носом - выдох ртом. Исходное положение - основная стойка. На сильную долю - вдох носом, на слабую - выдох ртом. (Музыкальное сопровождение в размере 2/4). Упражнение 2. «Пожар». Исходное положение - основная стойка, руки перед грудью. На сильную долю - резкий, шумный вдох носом и движения руками перед грудью. сжимающие грудную клетку. На слабую долю - непроизвольный выдох, руки в и.п . (Музыкальное сопровождение в размере 2/4 ).

Слайд 7

Упражнение 3. «Самурай». Исходное положение - сидя по-турецки, руки свободно на коленях. Упражнение выполняется с проговариванием сочетаний: а - на - хат; о - хо - хам. «А» - правая рука вытягивается вперед, кисть сжата в кулак, возврат в и.п .; «На» - левая рука вытягивается вперед и в и.п .; «Хат» - руки в стороны к полу, возврат в и.п . «О» - правая рука через середину поднимается наверх, возврат в и.п .; «Хо» - левая рука поднимается через середину вверх и опускается вниз; «Хам» - поднимаются и опускаются обе руки .

Слайд 8

Упражнения для развития голоса. Эти упражнения способствуют развитию силы, высоты, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Сила голоса развивается путем произнесения гласных более громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. Изменение тональности музыки способствует развитию высотных характеристик голоса. Выразительности голоса можно добиться, развивая интонационную сторону коротких музыкально-речевых фраз. Упражнение 1. Исходное положение - сидя на стульях. Пропевание гласных звуков «а - э - и – о - у» и слогов « ма - мэ - ми – мо - му » по гамме с изменением силы голоса и тональностей .

Слайд 9

Упражнение 2. Исходное положение - сидя на стульях. Пропевание каждой ступени лада справа и слева на слоге « ма » (музыкальное сопровождение «ре - ми - ре - до - ми – ре») с изменением тональности. Упражнение 3. Исходное положение - сидя на стульях. Пропевание каждой ступени лада с продвижением на слогах «да», «ла» « ма » (музыкальное сопровождение «ре - ми - ре - до – ре - ми »).

Слайд 10

Упражнения на развитие артикуляции и дикции. Способствуют четкому произнесению звуков речи, внятности речи, развитию артикуляционной моторики. Вначале проводятся упражнения на имитацию артикуляции гласных звуков без голоса, затем подключается голос. Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем подключаются движения рук, где каждое движение является двигательным образом проговариваемого звука. Упражнение 1. «Нарисуй круг». Исходное положение - стоя в кругу, руки опущены. Поднимание вытянутых рук через стороны вверх с произнесением звука «о ». Упражнение 2. «Раздвинь стены». Исходное положение стоя в кругу, руки согнуты в локтях, ладони в стороны. Выпрямление рук с проговариванием звука «и». Упражнение 3. «Пловцы». Исходное положение - стоя в кругу, руки перед грудью, ладони вперед. Руки вперед, в стороны, вниз с произнесением звука «э».

Слайд 11

Упражнение 4. «Баскетбол». Исходное положение - сидя по-турецки на полу, ведущая рука у плеча. Вытягивание руки вперед и вверх с проговариванием слогов «ба - ба­ - ба», «бо-бо- бо », « бу - бу - бу », «бэ - бэ - бэ», «бы - бы - бы». Упражнение 5. «Бокс». Исходное положение - стоя, руки согнуты в локтях, ладони в кулак. Поочередное выбрасывание рук вперед с произнесением слогов «да - до - лу », «ба - бо - бу », «на - но - ну ».

Слайд 12

Упражнения для развития координации движений и речи. Эти упражнения представляют интерес для логопедов, не владеющих музыкальным инструментом. Их можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения физкультминуток во время логопедических занятий. Речевой материал необходимо применять, руководствуясь коррекционной направленностью логоритмических занятий: для нормализации темпа и ритма речи; для развития словаря и грамматического строя речи; для автоматизации звукопроизношения. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы было легче подобрать к ней соответствующее движение. В стихотворении должны присутствовать действующее лицо, глагольная лексика и сюжет. При подборе речевого материала надо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные возможности.

Слайд 13

Упражнения для развития речевого внимания. Помогают детям вслушиваться в инструкцию, понимать и удерживать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию . Упражнение 1. «Птицы». Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу – «Птицы летают» дети свободно двигаются по площадке, имитируя полет птиц. По сигналу «Птицы прилетели в свои гнезда» дети останавливаются, выбирая свободное место в зале. «Птицы чистят свои перышки» - дети каждый по-своему изображают движения птиц. «Птицы собирают зернышки» - дети двигаются по залу, наклоняются и поднимают воображаемые зерна. «Птицы пьют воду» - дети останавливаются, поднимают и опускают голову. «Птицы засыпают» - дети приседают и закрывают глаза. Упражнение 2. «Жуки и шмели». Дети делятся на две подгруппы. Одна из них - жуки, другая - шмели. По команде «Жуки летают, шмели гудят» - первая подгруппа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая протяжно произносит звук «Ш». По команде «Шмели летают, жуки жужжат» - первая подгруппа произносит звук «Ж», вторая свободно двигается по залу, поднимая и опуская руки. Упражнение повторяется несколько раз.

Слайд 14

Упражнения на развитие мелкой моторики. Развивают движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале, движения пальцев соответствуют тексту . Упражнение 1. «Скакалка». Я скачу, я верчу новую скакалку. (Кисти сжаты в кулаки, большие пальцы выполняют вращательные движения). Захочу - научу Галю и Наталку. (Разжимание и сжимание пальцев рук). Вот так, вот так посреди дорожки. (Хлопок -кулачки - 4 раза). Раз вперед, раз назад и на правой ножке. (Руки в замок, в обратный замок, правый кулак стучит по левой ладони).

Слайд 15

Упражнения на развитие чувства темпа. Темп - это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего движения отрабатываются на двух темповых скоростях - медленная и быстрая; затем вводятся понятия ускорение и замедление темпа. Для отработки темпа движения в коллективе необходимо знать темповые характеристики, наиболее характерные для каждого ребенка. Для детей с общим недоразвитием речи темп отрабатывается в упражнениях на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. Упражнение 1. «Шаги и хлопки». Стоя в кругу дети на каждую четверть делают шаг на месте, на каждую восьмую хлопают в ладоши, затем соединяют оба эти движения. Упражнение 2. «Лягушки и цапли». Под медленную музыку дети передвигаются по кругу присядом , на быструю - двигаются легким бегом с движением рук вверх - вниз.

Слайд 16

Упражнения с предметами. Эти упражнения являются достаточно сложными для детей с ОНР, они развивают статическую и динамическую координацию движений, координацию движений с речью, целевую точность и пластику движений. Сначала предлагается определенный речевой материал и движения к нему, разучивание упражнений производится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается. Используются палки, ленты, обручи и мячи . Речевые упражнения. Речевые упражнения используются на логоритмических занятиях с музыкальным сопровождением и без него. Речевые упражнения с музыкальным сопровождением - это мелодекламации. Для детей дошкольного возраста более удобны стихотворные мелодекламации, где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза. Темп и ритм произнесения стихотворения должен соответствовать ритму музыки.

Слайд 18

Упражнение 1. «Мяч». С.Маршак . Музыка.2\4, темп быстрый. Упражнение 2. «Барабан». А.Барто . Марш Е. Тиличеевой. Заключительные упражнения. Приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Проводятся в конце логоритмического занятия. Используются разные виды упражнений: ходьба, упражнения на дыхание, упражнения на релаксацию, несложные упражнения на статическую координацию движений, простые общеразвивающие упражнения.

Слайд 19

Л огопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, дизартрии, алалии, дислалии , заикания. Очень нужна логоритмика детям с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. В результате проведения логоритмики к концу учебного года у детей наблюдается положительная динамика речевого развития.

Слайд 20

Практика показала, что регулярные занятия логопедической ритмикой способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевых нарушений, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое. Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!

Слайд 21

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г.А. Волковой.

Логопедическая ритмика:Методика работы с дошкольниками,страдающими общим недоразвитием речиПод ред. Г.А. Волковой....

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Использование элементов логопедической ритмики в работе по подготовке к обучению грамоте.

Материал содержит подборку логоритмических игр по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Творческая работа по теме "Использование логопедической ритмики в практике как необходимое условие повышения качества коррекционной работы"

Работа предназначена для логопедов, работающих с детьми ОНР. Использование совместно с музыкальным руководителем. Повышает уверенность детей, развивает мелкую и общую моторику, фонемотический слух, сп...

Методическая разработка по теме: "Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)

Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе  ле...

«Использование логопедической ритмики в работе по преодолению задержки речевого развития у детей младшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается актуальность проблеммы применения логопедической ритмики с детьми с ЗРР...

Логопедическая ритмика в работе с дошкольниками с задержкой психического развития и системным недоразвитием речи

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Но и формирование двигательных навыков в свою очередь происходит при участии речи....