Постановка речевого выдоха.
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Шияненко Наталья Владимировна

 Упражнения для постановки речевого выдоха у детей дощкольного возраста с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Постановка речевого выдоха38 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка речевого выдоха.

  1. Тренировка выдоха на фоне произнесения звука Т.

  1. Тренировка выдоха на фоне произнесения звука Д.

  1. Тренировка выдоха в слогах.

  1. Закрепление правильного речевого выдоха.

Тренировка выдоха на фоне произнесения звука Т.

*Ребенок должен удобно сесть, «уронит» плечи, всей тяжестью положить подбородок себе на руки, зубы у него должны находиться в положении нормального прикуса. Смотрит он вниз. Теперь нужно неглубоко вдохнуть и выдохнуть из легких весь воздух, а на том воздухе, что остался во рту, шепотом, медленно, протяжно произносить звуки (Т-Т-Т-Т). Губы ребенка должны находиться в вялой, ленивой улыбке, но такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы. При произнесении звуков язык прислоняется к передним зубам. Лицо ребенка амимично, двигаться должен только самый кончик языка. Прежде чем предложить ребенку выполнить это упражнение, продемонстрируйте ему, как это делается.

*После небольшой тренировки нужно вынуть подпорку из-под подбородка ребенка. Но если вы заметите, что он напрягает шею или нижнюю челюсть, пусть снова кладет подбородок себе на руки.

*В результате протяжного произнесения к звучанию звука Т добавляется заметный свистящий оттенок. Если этот свистящий оттенок будет достаточно хорошо напоминать звук С, сразу же начинайте ставить ему звук С.Если ребенок правильно проговаривает звук С, так и скажите ему, что после Т должен слышатся звук С (ТС-С-С).

*При произнесении звука Т ребенок должен чувствовать, как воздух проходит меду зубами.

*Хорошо если он будет чувствовать холодок на зубах.

*Ребенок должен поставить ладонь или тыльную сторону ладони к губам, и чувствовать на ней, как изо рта порциями выходит воздух. Иногда, для того чтобы лучше ощущать выдох, приходиться поискать для ладони оптимальное положение, может быть, поместить ее у рта несколько снизу, напротив подбородка.

Тренировка выдоха на фоне произнесения звука Д.

  • Ребенок должен произносить звук Д, прислоняя язык к зубам, практически там же, где до этого произносил Т.
  • Звуки Т и Д следует произносить попеременно- Т-Д-Т-Д) или (ТТ-ДД).
  • Нужно произносить оба звука в одном и том же месте, одинаково выдувая изо рта воздух на ладонь, звуки различаются между собой только отсутствием и наличием голоса. При этом звук Д может звучать несколько глуше, чем обычно.
  • Следите, чтобы при переходе с Т на Д ни один мускул на лице ребенка не дрогнул. Особенно следите за тем, чтобы он не округлял глаза.
  • Положите свою ладонь ему на шею спереди – при правильном выполнении упражнения, при переходе к произнесению звонкого звука вы уловите некоторую вибрацию (дрожание).

Тренировка выдоха в слогах.

  • Ребенок, поставив перед губами ладонь, должен произносить вслед за логопедом слоги (ТЫ-ТЫ), (ДЫ-ДЫ). Инструкция логопеда должна быть такой: « Гласный звук после согласного должен  выдуваться изо рта прямо на ладонь». Пусть ребенок целится этим слогом, как из пистолета себе в ладонь, он должен попасть в нее именно гласным звуком. Постепенно ладонь ото рта можно отодвигать подальше.

  • Ребенок должен подставить ладонь к подбородку, и гласный звук должен на нее «падать» (отлетел немного ото рта и упал). Одновременно с произнесением слога ребенок может качнуться вперед, «помогая ему упасть». Как «падение гласного звука» ребенок будет ощущать на ладони выдох.

  • Во время произнесения гласного звука  воздушная струя должна ощущаться на ладони как можно более горячей, пытаясь добиться этого, ребенок утрирует ротовой выдох. При выполнении этого упражнения ладонь должна находиться близко к губам, иначе ребенок не почувствует горячего выдоха.
  • На первых порах можно позволить  ребенку при произнесении звуков (Т-Д) высовывать изо рта язык.

  • Дальше нужно произносить слоги со звуком А. Звук А следует произносить почти также как Ы, только губы приоткрываются немного шире. Будет получаться что-то среднее между Э и А. Ребенок должен поочередно произносить слоги (ТЫ – ТА), (ДЫ – ДА).

  • Теперь нужно перейти к произношению слогов со звуком Э - (ТЫ-ТА-ТЭ; ДЫ-ДА-ДЭ), - рот почти не открывается, гласный звук «попадает» точно в ладонь, воздух горячий.

  • Точно также тренируйте слоги с гласными О и У. Следите, чтобы ребенок не сильно вытягивал губы. Полезно, чтобы при произношении звука У, добавлялся легкий призвук В (почти ДУВ)

  • Гласные звуки не нужно сильно тянуть. Как только звук «попал» на ладонь, его произнесение следует прекратить.

Закрепление правильного речевого выдоха.

  • Теперь нужно перейти к естественному произнесению слогов. Контролировать свой выдох ребенок должен только ощущением движения воздуха на зубах и слегка – на губах.

  • В дальнейшем нужно перейти к произношению звуков Ф-В, если произношение нарушено, их сейчас очень удобно поставить. Если же эти звуки не нарушены, тренируйте на их фоне речевой выдох.

  • При произнесении звуков Ф-В струя воздуха проходит между нижними зубами и верхней губой и ребенок должен чувствовать шуршание воздуха между губой и зубами.

  • Хорошо если ребенок будет чувствовать щекотку на нижней губе, попросите его дуть так, чтобы было щекотно.

  • При произнесении глухого Ф может появляться свистящий призвук, при произнесении звонкого – звенящий. Это нужно приветствовать.

  • Звуки Ф-В можно тянуть. На фоне такого произнесения звука В нужно потренировать речевой выдох при различных изменениях модуляций голоса. Повторяя, за вами ребенок, должен повышать и понижать голос, усиливать его и ослаблять. ( Звук летящего самолета). Воздушная струя при этом контролируется ладонью, чувством щекотки и ощущением проходящего сквозь зубы воздуха.

  • В дальнейшем поработайте над слогами  с этими звуками.

  • На этом работа над воздушной струей завершена, если ребенок правильно выговаривает звуки С-З, потренируйте направление речевого выдоха на фоне произнесения этих звуков.

Муниципальное дошкольное бюджетное  образовательное учреждение

«Детский сад №64»

Заводского района

Постановка речевого выдоха.

        

Составила: учитель-логопед

Шияненко Н.В.

Г. Новокузнецк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка речевого выдоха.

В данной работе представлен материал для тренировки правильного речевого выдоха у детей дошкольного возраста с дизартрическим компонентов через звуки Т, Д , а также в слогах..Разработаны упражне...

Игротека по развитию плавного речевого выдоха у детей

Рекомендации родителям по развитию плавного выдоха у детей...

Формирование речевого выдоха (3-4 г)

Формирование речевого выдоха (3-4 г)...

Консультация для воспитателей "Развитие плавного речевого выдоха"

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох, способность направлять воздушную струю в нужном направлении....

«Изготовление тренажера «кит» для развития плавного длительного речевого выдоха»

Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не развитие навыка  вдохнуть больший объём  воздуха. Для того, чтобы, процесс трениров...

статья: "Речевой выдох. Этапы формирования речевого выдоха у детей"

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.    Работа включает в себя несколько этапов, которые должны проходить в строгой последовательн...