НОД "Поможем Золушке"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Автоматизация звука "Л" в слогахЮ словах и предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zolushka.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Конспект индивидуально – подгруппового занятия

 на тему: «Поможем Золушке попасть на бал»

 в старшей группе (5-6 лет)

Гибадуллина Д.М.

учитель – логопед

г. Советский, 2017г.

Цель: Цель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные.

- Совершенствовать умение характеризовать, уточнять правильную артикуляцию и произношения звука [Л].

- Упражнять в умении работать с деформированными предложениями; подбирать глаголы к существительным.

- Формировать умение употреблять относительные прилагательные.

- Формирование падежных окончаний винительного падежа существительных.

Коррекционно – развивающие:

- Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

- Развивать звуко – слоговой анализ слов.

- Развивать звуковой анализ и синтез слов.

Воспитательные:

- Воспитывать самоконтроль за правильным произношением звука.

- Воспитывать коммуникативные умения и навыки.

- Воспитывать интерес к логопедическим упражнениям.

Предварительная работа:

Просмотр мультфильма «Золушка»

Методы и приёмы:

Организационный момент – психогимнастика, артикуляционная гимнастика.

Игровой момент – введение в тему.

Наглядный – презентация, письмо, волшебная палочка.

Словесный – беседа; вопросы; проговаривание чистоговорок; словесные игры: «Споём песенку», «Наведём порядок», «Маленькие волшебники»,«Исправь предложения», «Добрые цветы».

Практический – артикуляционная гимнастика, игра «Собери картинку»; упражнение «Летим на самолёте», физкультминутка, звуковой анализ слова «Бал».

Оборудование: мультимедейное оборудование.

Материалы:

Наглядный: презентация; письмо; волшебная палочка.

Раздаточный: камушки красного, синего и зеленого цвета(12 шт.; солнышко веселое (2 шт.); солнышко грустное (2шт.)

Технология:

Здоровье сберегающая технология;

Информационно – коммуникативная технология;

Диалог;

Рефлексия.

Форма проведения:

Индивидуально – подгрупповая.

Ход коррекционной - развивающей деятельности:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы!  Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту! А выдохните все обиды, злобу и огорчение.

2. Введение в тему.

Ребята, сегодня я получила письмо. А от кого оно вам нужно будет угадать загадку.

В королевстве скоро бал,

Кто попасть туда мечтал?

У кого работы – тьма?

Кто все делает сама? (Золушка)

- Правильно это письмо от Золушки. Давайте его прочтем.

«Здравствуйте, ребята! Я  очень хочу попасть на бал, но злая мачеха  спрятала волшебную палочку Феи. Помогите, пожалуйста, найти волшебную палочку и попасть на бал. Спасибо и до свидания».

- Ну, что ребята, поможем Золушке?

- Чтобы помочь Золушке, нам нужно отправиться в сказку.  

Для начала мы приведем себя в порядок.

3. Артикуляционная гимнастика.

Массаж язычка: «Погладим одежду», «Причешемся».

 А сейчас приготовим язычок, чтобы правильно произносить звук [Л]. Будьте внимательны. Выполняйте упражнения под каждое стихотворение .

«Качели»  

Эх, раз! Еще раз! 
Мы качаемся сейчас. 
Вверх, вниз мы летим, 
Тормозить мы не хотим.

«Индюк»

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И болтает на бегу.

 «Лошадка»  

Скачем, скачем на лошадке. 
Очень цокать нам приятно. 
Ритм копыта отбивают, 
Язычок им помогает.

 «Грибок» 

Вырос гриб большой в лесу, 
В садик гриб я принесу. 
Раз, два, три, четыре, пять - 
Гриб мне надо удержать.

 «Гармошка» 

На гармошке мы играем. 
Рот пошире открываем, 
Челюсть вверх, челюсть вниз, 
Ты, смотри, не ошибись.

4. Развитие мелкой моторики.

-Ребята, Золушка живет  далеко. Нам нужно добраться до неё на транспорте. Перед вами на столе лежат разрезные картинки. Возьмите их. Когда вы их соберёте, то узнаете, на каком транспорте мы доберемся до Золушки.

-На каком транспорте мы доберемся? (на самолете)

Ребята, прежде, полететь, расскажите про звук [Л]

  5. Характеристика звука.

Какой звук [Л]? (согласный)

Твердый или мягкий? (твердый)

Звонкий или глухой (звонкий)

6. Артикуляция звука Л.

Закрепление произношения звука [Л] в изолированном виде:

Что делают  губы? (Губы улыбаются) Зубы? (Зубы разомкнуты) Где находится язык?(кончик языка упирается в верхние зубы)

7. Произношение звука [Л] изолированно.

Упражнение «Летим на самолете»

- Вот мы и прилетели к Золушке. Посмотрите, какая она грустная. Давайте ей споем песенку.

8. Произношение звука [Л] в слогах.

Ла-ла-ла-ла-ла

Ло-ло-ло-ло-ло

Лу-лу-лу-лу-лу

Лы-лы-лы-лы-лы.

- Злая мачеха спрятала волшебную палочку среди разбросанной одежды. Чтобы найти волшебную палочку, нужно разложить предметы одежды по полкам.

9. Произношение звука [Л] в словах.

 Игра «Наведём порядок»

 - Назовите одежду,  в названии которой 1 слог. Положите её на первую полку. Название одежды с двумя слогами положите на вторую полку. Название одежды с тремя слогами положите на третью полку. (платье, колготки, платок, футболка, блузка, плащ, халат).

- Вот мы и нашли волшебную палочку.

- Ребята, прежде чем Золушку отправить на бал нужно узнать какую работу она выполнила?

10. Произношение звука [Л] в предложениях.

Дидактическая игра «Исправь предложения»

Пол вымыл Золушку.

Бельё полоскала и гладила Золушку.

Грядки пололи Золушку.

Печь истопила Золушку.

Обед приготовил Золушку.

- А может ли Золушка поехать в таком виде на бал? Наша волшебная палочка творит чудеса. Значит, мы с вами будем маленькими волшебниками.  

11. Игра «Маленькие волшебники»

- Золушка сорвала нам большую тыкву. Заденьте тыкву волшебной палочкой. Во что превратилась тыква?

- Посмотрите на помощь Золушке прибежали мышки. Заденьте мышек волшебной палочкой. В кого превратились мышки?

- А ещё на помощь Золушке приползли ящерицы. Заденьте волшебной палочкой ящериц. В кого превратились ящерицы?

-А теперь дотроньтесь до платья Золушки. Что сделала волшебная палочка?

- Отправляемся на бал.

12. Произношение звука [Л] в чистоговорках.

Физкультминутка

Ал- ал-ал –мы спешим на бал.

Ло - ло – ло - будет там нам весело.

Ла - ла - ла – будем весело плясать.

Лу- лу – лу – мы танцуем на балу.

Ла – ла – ла – наша Золушка мила.

- Вот мы у замка. Около замка растут необычные цветы, которые любят шептать добрые слова. Как вы думаете, какие добрые слова нашептали Золушке.

13. Дидактическая игра «Добрые цветы». 

Дети называют цветы и добрые слова.

 -Золушка поблагодарила цветы и подошла к замку. Но двери замка закрыты. Чтобы открыть двери, нужно помочь Золушке сделать звуковой анализ слова «Бал»

 14.Звуковой анализ и синтез слова «Бал»

Звучит музыка. Молодцы ребята, вы помогли Золушке попасть на бал. Ну а сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

15. Упражнение «Полетим на самолете»

16. Итог.

- Вот мы и в детском саду. Что делала Золушка на балу? (Веселилась, смеялась, пела, плясала, кокетничала, улыбалась).

- Ребята, вам понравилось помогать Золушке? Как вы помогли Золушке попасть на бал? (Ответы детей)

17. Рефлексия.

- Ребята, если вы справились со всеми заданиями возьмите веселое солнышко. Если для вас задания оказались трудными, возьмите грустное солнышко.

Пояснительная записка.

Конспект индивидуально – подгруппового занятия на тему: «Поможем Золушке попасть на бал» для детей с ФФНР старшего дошкольного возраста

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя, из состава детей важно в результате обследования дифференцировано оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.

Конспект составлен в соответствии с коррекционно – развивающей программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению ФФНР у детей»

 Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

Количество индивидуальных занятий 2-3 раза в неделю, продолжительность 20 минут.

Самоанализ коррекционно - развивающей деятельности

Тема: «Поможем Золушке попасть на бал»

Тема коррекционно образовательной  деятельности выбрана произвольно, так как занятие открытое. В ходе работы присутствовало 2 детей. Диагноз детей: ФФНР. На занятии была поставлена цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях.

На занятии были поставлены следующие задачи:

1. Образовательные: Совершенствовать умение характеризовать, уточнять правильную артикуляцию и произношения звука [Л]; упражнять в умении работать с деформированными предложениями; подбирать глаголы к существительным; формировать умение употреблять относительные прилагательные; формирование падежных окончаний винительного падежа существительных.

2. Коррекционные: развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику; развивать звуко – слоговой анализ слов; развивать звуковой анализ и синтез слов.

3. Воспитательные: воспитывать самоконтроль за правильным произношением звука; воспитывать коммуникативные умения и навыки; воспитывать интерес к логопедическим упражнениям.

Цель и задачи поставлены, соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве коррекционно – развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Содержание данной  деятельности соответствует требованиям ФГОС; требованиям  программы логопедической работы по преодолению ФФНР у  детей  Т.Б.Филичева, Г.В Чиркина.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии возможностями детей и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут.

Весь материал в соответствии с речевыми и возрастными особенностями детей. Речевой материал соответствует целям и задачам занятия.

На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.

На первом этапе провела организационный момент, который вызвал у детей доброжелательный настрой. Была создана игровая мотивация, которая заинтересовала детей. Вся деятельность была объединена одним сюжетом и насыщенным произнесением звука [Л] в слогах, словах и предложениях. Части были взаимосвязаны. На протяжении деятельности вопросы были доступны детям. Для проявления активности, интереса использовала наглядный и раздаточный материал, которые были подобраны и размещены рационально, соответствовали требованиям безопасности. В целях создания условий для более качественного усвоения детьми программных задач использовала ИКТ. На развитии артикуляционного аппарата использовала, артикуляционную гимнастику; на развитии мелкой моторики упражнение «Собери картинку»; на развитии общей моторики была проведена физкультминутка.

У детей нарушена фонематический слух, поэтому взяла задания на развитие звуко – слогового анализа  и синтеза (игра «Наведём порядок» выкладывание звукового анализа слов с помощью цветных камушек). Проведена работа с деформированным предложением (Дидактическая игра «Исправь предложения)).

Проводилась работа по формированию падежных окончаний винительного падежа существительных (Игра «Маленькие волшебники»).

Употребление относительных прилагательных (Дидактическая игра «Добрые цветы»). Упражнялись в подборе глаголов к существительным. Дети во время деятельности были активны, заинтересованы. С поставленными задачами дети справились.  Результат был достигнут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний утренник "Золушка"

 Роли:Дети:Золушка, Королева Мышь, мышки, гномы, зайцы, Метель и снежинки, свеча, султан и восточные красавицы.Взрослые:Ведущая. Нехочуха, Дед Мороз.Под музыку дети входят в зал парами и встают полукр...

Удивительный проект или Золушка всему причина.

проект экологической направленности...

Конспект музыкального занятия "На балу у золушки" для детей подготовительной к школе группы

Разнообразные и актуальные темы музыкальных занятий, затрагиваемые через сказки и проигрываемые через музыку, дают пищу для размышлений и осмысления детям.Музыка — воображение — фантазия —...

"Золушка на новогоднем балу". Подготовительная группа

Республика            Башкортостанг. Стерлитамак            2011 годМБДОУ - Детский сад № 61"Золушка на новогоднем балу"     ...

Золушка на новогоднем балу

сценарий новогоднего праздника для детей подготовительной группы...

«Спасём Золушку от злого деда Буквоеда».

Совершенствоваь диалогическую речь. Закреплять умение составлять простое предложение, используя короткое слово предлог....

Конкурс "Золушка"

8 марта в старшей группе...