Программа дополнительного образования "Речецветик"
рабочая программа по логопедии на тему

Крятенко Мария Сергеевна

Программа дополнительного образования "Речецветик" по формированию правильного звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rechetsvetik.docx35.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Школа № 1996

Дошкольное отделение

Адрес: Москва, Капотня, 4 квартал, дом 5

«Согласовано»

Руководитель СП

_______________ И.А.Мирко

«01» октября 2016 г.

«Утверждено»

ДиректорГБОУ Школа №1996

______________ А.В.Адамич

«01» октября 2016 г.

ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

для детей 5-7 лет

по коррекции звукопроизношения

«РЕЧЕЦВЕТИК»

Педагог: Крятенко М.С.

Москва, 2016


Пояснительная записка

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия, и процессов звуко - буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко - буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухо- рече - двигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. В ГБОУ Школа № 1996 оказывается коррекционная логопедическая помощь детям с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, СНР), прошедшими ЦПМПК. Однако, в связи с тем, что в  дошкольныхучреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, возникла необходимость введения дополнительных платных образовательных услуг по коррекции речи детей 5-6 года жизни.

 Программа проведения занятий по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих группы компенсирующей направленности, разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами и программно-методическим обеспечением:

 Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;

 Приказ Министерства образования и науки РФ «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

Дошкольного Образования» от 17 октября 2013 года № 1155;

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013года N26

"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

  Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей. Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина;


Цель программы: устранение речевых дефектов детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении знаний,

обусловленных речевым недоразвитием.

Задачи:

1) Постановка нарушенных звуков;

2) Формирование полноценных звукопроизносительных навыков;

3) Развитие фонематического слуха и восприятия;

4) Развитие доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

5) Формирование практических умений и навыков пользование исправленной, фонетически чистой речью;

6) Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношение, слоговой

структуры и фонематического восприятия).

Планируемые результаты:

В ходе реализации программы ребенок научится:

 правильно произносить все звуки русского языка;

 дифференцировать на слух и в произношении звуки, сходные артикуляционно и акустически;

 правильно применять в самостоятельной речи полученные навыки исправленной, фонетически чистой речи и

слова различной слоговой структуры.

Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их

участия в творческой жизни учреждения, в смотрах конкурсах, фестивалях, детских концертах и других мероприятиях.

Сроки реализации рабочей программы – 1 год.

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия:

подготовительный этап, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формированиякоммуникативных умений и навыков. Каждый этап распределён по месяцам, определено количество занятий, необходимыхдля данного этапа работы.

Программа рассчитана на два занятия в неделю в индивидуальной форме обучения, продолжительность 1 занятия – 30 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.

При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.

Программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.


Перспективный план индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

МЕСЯЦ

I

этап

Коррекция двигательных возможностей

- развитие пальцевой моторики

Развитие психологической базы речи:

- развитие пространственных ориентировок

- развитие памяти

- развитие слухового внимания

Развитие просодической стороны речи

- развитие речевого и неречевого дыхания

- развитие силы голоса

- развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур

Развитие артикуляционной моторики

- развитие подвижности артикуляционного аппарата

- развитие способностей воспроизводить артикуляционные уклады

отрабатываемого звука

Октябрь

II этап

Формирование первичных произносительных навыков.

- постановка звука;

-развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие звукового анализа;

- автоматизация поставленного звука;

- дифференциация смешиваемых звуков;

- дифференциация звуков в слогах;

- дифференциация звуков в словах;

- дифференциация звуков в предложениях;

- дифференциация звуков в связной речи

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

III этап

Формирование коммуникативных умений и навыков

Введение звуков в связную речь

Март

Апрель

Май


Этапы коррекции нарушений звукопроизношения

Этапы

коррекционной

работы

Направления

коррекционной

работы

Методы логопедического воздействия

I этап –

подготовительный.

Цель: подготовка слухового и рече-двигательного анализаторов к постановке звуков.

1. Развитие ручной моторики.

Цель: активизация моторных речевых зон головного мозга.

I. Упражнения на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук общего характера, включенные в различные виды деятельности:

1. конструирование из кубиков различных построек по образцу, по памяти, произвольно;

2. раскладывание и складывание разборных игрушек;

3. составление предметных разрезных картинок (по образцу, по памяти);

4.складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв;

5.обведение контуров предметных изображений;

6.раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;

7. вырезание цветных фигурок, полосок по контурам;

8. наматывание ниток на катушку, клубок;

9. работа с пластилином;

10.работа с мозаикой;

11.игры с природным материалом (горохом, крупами, камешками, ракушками и т.д.)

II. Пальчиковая гимнастика (комплексы).

III. Пальчиковые игры без речевого сопровождения.

IV. Пальчиковые игры с речевым сопровождением.

2. Развитие неречевого дыхания.

Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; формирование нижне-реберного, диафрагмального дыхания.

Игровые упражнения: “Пилка дров”, “Погреться на морозе”, “Надуй игрушку”, “Листья шелестят”, “Бабочки”, “Задуть свечу”, “Покатай карандаш”, “Костер”, “Чайник закипел”, “Снежинки летят”, “Вертушка”, “Лыжники” и др.

3. Развитие речевого дыхания и голоса.

Цель: развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе, различие высоты, силы, тембра голоса.

1. Игровые голосовые упражнения “Эхо”, “Вьюга”, “Дует ветер”, “В лесу”, “Лесенка”.

2. Работа со стихотворными текстами.

3. Работа с диалогами.

4. Развитие артикуляционной моторики.

Цель: выработка правильных, полноценных движений артикуляторных органов для правильного произношения звуков.

1. Упражнения на развитие мышц лица:

а) по подражанию и словесной инструкции (закрывание глаз; зажмуривание правого, левого глаза; поднимание бровей; надувание и втягивание щек и т.д.);

б) имитация мимических движений с использованием картинок (упражнения “Дети загорают”, “Подарок”, “Кислый лимон”, “В зоопарке”).

2.Гимнастика для челюстей, щек, губ, языка (комплексы упражнений по М.Е. Хватцеву).

* Артикуляционная гимнастика включает:

а) статические упражнения (“Лопаточка”, “Чашечка”, “Горка” и др.);

б) динамические упражнения (“Улыбка”- “Трубочка”, попеременное движение нижней челюсти, “Маляр” и др.).

* Развитие артикуляторных движений проводится в 2-х направлениях:

а) развитие кинетической основы движений;

б) развитие кинестетических ощущений.

5.Развитие слухового восприятия и внимания.

Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц: слов, слогов, звуков; формирование установки на точное восприятие речи окружающих.

1. Упражнения на узнавание неречевых звуков (“Кто хлопал?”, “Что звучит?”, “Тихо - громко” и др.).

2. Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале (“Найди картинку”, “Близко - далеко”, “Хлопки”, “Кто летит?” и др.)

6. Развитие слухо-моторных координаций (развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур).

Цель: подготовка к работе над звуко-слоговой структурой слова, над ударением (логическим, фразовым), интонационной выразительностью.

1. Упражнения на оценку ритмов.

2. Упражнения на воспроизведение ритмов:

- по слуховому образцу;

- по инструкции.

Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры:

- одиночные “пачки”;

- серии “пачек”;

- простые ритмы;

- акцентированные ритмы.

7. Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.

Цель: формирование умения различать слова близкие по звуковому составу, развивать умение выделять звук на фоне

слова, первый и последний звук в слове.

1. Упражнения на различение слов, близких по звуковому составу (“Найди ошибку”, “Подбери картинки”, “Найди пару”, “Поезд” и др.).

2. Упражнения на развитие фонематического анализа (“Подними картинку”, “Красный-зеленый-синий”, “Угадай, где спрятался звук?”).

Работа проводится на материале звуков, правильно произносимых детьми после уточнения артикуляции и слухового образа звуков

II этап – этап формирования первичных произносительных навыков.

I. Постановка звука.

Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенного звука.

Направления работы:

1. Развитие слухового восприятия.

Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука.

2. Развитие фонематического анализа.

Цель:

выделение отрабатываемого звука на фоне слова, уточнение его слухопроизносительного образа.

3.Развитие артикуляционной моторики, артикуляционных укладов отрабатываемого звука.

Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения; отработка каждого элемента необходимого

артикуляторного уклада.

4. Работа по непосредственной постановке звука.

Цель:

объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.

1. Игры и упражнения на уточнение слухового образа отрабатываемого звука:

- введение картинки-символа, соотносящейся со звуком;

- игры на звукоподражание.

2. Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова (проводятся аналогично упражнениям на подготовительном этапе, но речевой материал подбирается на конкретный звук, над которым ведется работ.

3. Упражнения на развитие артикуляторной моторики (определенный комплекс упражнений для губ, щек, челюстей, языка для подготовки правильного произнесения нарушенного звука).

4. Непосредственная постановка звука.

Способы:

а) по подражанию (с опорой на слуховой образ, на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения);

б) механический (с использованием вспомогательных средств: шпателя, зонда и т.д.);

в) от других правильно произносимых звуков;

г) от артикуляторного уклада;

д) смешанный способ постановки (используются различные способы).

II. Автоматизация звука.

Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

Направления работы:

1. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы).

2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза).

3. Работа над просодической стороной речи: над ударением в процессе автоматизации звука в словах и слогах (используются серии слоговых цепочек с

перемещающимся ударным слогом); над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи).

4. Словарная работа (обогащение, уточнение, активизация и систематизация словаря).

5. Совершенствование грамматического строя речи.  

1. Упражнения на имитацию слогов с отрабатываемым звуком:

а) прямых открытых слогов – обратных слогов (при автоматизации щелевых звуков);

б) обратных слогов – прямых открытых слогов (при автоматизации смычных и аффрикат).

2. Упражнения на автоматизацию звука в словах: имитация, игры с называнием картинок и натуральных предметов:

а) звук в начале слова;

б) звук в конце слова;

в) звук в середине слова (а,б,в – в простых односложных словах);

г) звук в односложных словах со стечением согласных;

д) звук в начале слова;

е) звук в середине, конце слова (д,е – в простых двусложных словах);

ж) звук в двусложных словах со стечением согласных;

з) автоматизация звука в трёхсложных словах без стечения согласных;

и) автоматизация звука в трехсложных словах со стечением согласных.

3. Автоматизация в словосочетаниях.

4. Автоматизация в чистоговорках.

5. Автоматизация звука в предложениях (с постепенным

усложнением структуры предложения и речевого материала).

6. Автоматизация в связной речи.

Приемы работы при автоматизации звука в словосочетаниях, предложениях, связной речи: имитация речевых высказываний; заучивание чистоговорок, поговорок, пословиц и стихотворений; пересказ рассказов, составление предложений и рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке; дидактические игры.

III. Дифференциация звуков речи.

(Проводится, если ребенок заменяет или смешивает звуки в речи).

Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематичекого анализа и синтеза.

Подэтапы:

1.Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.

Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

2.Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

1. Упражнения первого подэтапа.

а) Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (упражнения при постановке звука).

б) Игры и упражнения на уточнение слухового образа звука (картинка-символ, игры на звукоподражание).

в) Выделение звука на фоне слога (“Красный – зелёный”).

г) Выделение звука на фоне слова (исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемые в произношении). “Подними цветной кружок на заданный звук”, “Назови картинки (придумай слова), где есть заданный звук”.

д) Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова.

е) Выделение слова с данным звуком из предложения.

2. Упражнения второго подэтапа (речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками).

а) Дифференциация звуков в слогах (повторение слогов со звуками, выделение звуков из слогов с поднятием кружка-

символа, придумывание слогов со звуками, преобразование слогов).

б) Дифференциация звуков в словах (определение звука в словах, места звука, работа с картинками – омонимами и др. упр.).

в) Дифференциация звуков в предложениях (аналогично упражнениям первого подэтапа, но включаются оба смешиваемых звука).

г) Дифференциация звуков в связной речи (работа с картинками, стихами, короткими текстами).

III этап – этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки правильного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. 

1. Развитие умения использовать автоматизированные и отдифференцированные на специально подобранном материале звуки в самостоятельной речи ребёнка.

2. Формирование способности контролировать своё умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи.

Заучивание стихов, диалогов, составление предложений, рассказов по картинкам, пересказы коротких текстов, где частотность данного звука не превышает нормального его распределения в естественной речи.


Список литературы:

1. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. – СПб. : ООО ««ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 80 с.

2. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 32 с.

3. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 120 с.

4. Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения / И.Ю. Кондратенко. – 2 – е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 64 с.

5. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.

6. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников : диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.-сост.Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. – Волгоград : Учитель, 2010. – 141 с.

9. Методическое пособие О.И.Крупенчук // Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001

10. Методическое пособие Л.Н.Арефьевой // Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008

11. Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 112 с.

12. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей /Ольга Новиковская. – Изд.2-е дополн.-М.:АСТ; СПб: Сова, 2007. – 158 с.

14. Пособие С.В.Васильевой, Н.Соколовой // Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001

15. Практическое пособие И. Лопухиной // Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: «Аквариум», 1996

16. Практическое пособие В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко // Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. - М.: 1998

20. Практическое пособие Е.Савельевой // 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008

22. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – Просвещение, 1989. – 223 с.