Методика работы над составлением рассказов по картинкам
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шаталова Любовь Васильевна

После обучения составлению рассказа-описания можно переходить к составлению сюжетных рассказов, в которых имеется развитие действия. Здесь уже важно умение не только в течение какого-то времени удерживать мысль на определенном предмете, но и сознательно направлять ее вслед за ходом развития сюжета. Это уже следующая степень трудности, т.е. составление рассказа по серии картин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika.docx654.48 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА

 РАБОТЫ   НАД СОСТАВЛЕНИЕМ РАССКАЗА

ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

           

        Монологическая речь, то есть довольно продолжительное высказывание одного человека на тему, требует предварительной подготовки. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картин, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. В самом простом случае здесь можно ограничиться составлением одного предложения по каждой из расположенных в нужном порядке картинок. При этом сначала берется не более трех картинок, чтобы ребенку было легко определить их последовательность. Например,

      1-я картинка: девочка играла с мячом,

      2-я картинка: мяч укатился в воду,

      3-я картинка: мальчик достал из воды мяч и отдал его девочке

Эти три предложения, расположенные в нужной последовательности, по сути, представляют собой небольшой связный рассказ, состоящим из нескольких предложений.

        Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.

       Сравнительная легкость составления рассказа по серии сюжетных картинок объясняется тем, что уже сами по себе картинки, расположенные в правильной последовательности, являются для ребенка наглядным планом рассказа, не позволяющим ему пропускать какие-либо события или менять их местами. При этом важно приучать ребенка самому раскладывать картинки в нужной последовательности, что почти равносильно самостоятельному составлению плана рассказа.

        Первое время дети могут раскладывать картинки не в том порядке. В этих случаях нужно помогать им вопросами, направленными на установление временных и причинно-следственных связей.          Развитию у ребенка понимания причинно-следственных связей также будет способствовать работа, например, с такой простейшей серией из трех картинок: дети загорают на берегу реки; идет сильный дождь; дети бегут домой. Если разложить эти картинки в другой последовательности, то сразу нарушается логика событий – зачем детям прекращать свой отдых у реки и убегать домой до начала дождя? В ходе упражнений можно специально предлагать ему картинки, разложенные в неправильной последовательности, просить его найти ошибку и исправить ее.

       В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

РАБОТА НАД СОСТАВЛЕНИЕМ РАССКАЗА

ПО ОДНОЙ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

        Этот вид рассказа более сложен, поскольку все происходящие события на картине представлены одновременно и определить их последовательность ребенку нужно самому. К тому же сделать это он должен мысленно, а не путем прежнего «примеривания» и пробного перекладывания серийных картинок, каждая из которых изображала лишь отдельный момент сюжета. И, наконец, начало действия и его заключительный этап чаще всего оказываются за пределами картины, поэтому эти части сюжета ребенок должен домыслить самостоятельно.

           Но наличие даже одной картины все же значительно облегчает составление рассказа за счет наглядного изображения ситуации. К тому же при виде изображенных не картине предметов и действий ребенку легче вспомнить их названия и объединить всплывшие в памяти слова в предложения.

        Очень важно, чтобы картина, выбранная для составления сюжетного рассказа, отвечала таким требованиям:

  • она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка, вызывающей у него желание хорош ее рассмотреть;
  • сам сюжет картины должен быть понятен ребенку данного возраста;
  • на картине не должно быть большое число действующих лиц;
  • она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Обоснованность этих требований вполне понятна, поскольку блеклая и невыразительная картина не заинтересует ребенка, а при непонятности ее содержания и большом числе действующих лиц он почувствует себя беспомощным и у него просто не возникнет желания что-либо о ней сказать.

      Приступая к работе над составлением рассказа, нужно прежде всего научить ребенка «читать» картину, то есть находить в ней главных героев и понимать характер взаимоотношений (взаимодействия) между ними. Иными словами, ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему.

       Для достижения этой цели педагог вместе с ребенком внимательно рассматривает картину, выделяя в ней главное содержание, после чего обращает внимание на детали. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по работе над составлением рассказов по сюжетной картинке

Формирование правильной, грамотной речи — одна из основных задач при подготовке детей к школе.Во время составления рассказов по сюжетным картинкам дети усваивают новые слова, закрепляют их в речи, уча...

мастер-класс для педагогов "Методика обучения детей составления рассказа по картине"

Методы и приемы работы по картине, используя методику ТРИЗ разработанную Генрихом Сауловичем Альтшулером....

Памятка воспитателю по работе над составлением рассказа по картинке

Данная памятка поможет воспитателю при составлении рассказов по небольшим картинкам...

Составление рассказа по картинке "Картинки без запинки"

В работе представляется опыт работы по применению современных методов по развитию речи детей дошкольного возраста. Участников мастер-класса знакомят с методикой обучения творческому рас...

Мастер-класс для педагогов Составление рассказа по картинке «Картинка без запинки».

В процессе мастер – класса педагоги обучаются конкретным навыкам в работе с детьми по составлению рассказа по картине.Участников мастер-класса знакомят с методикой обучения творче...