Роль учителя-логопеда в формировании речевой культуры ребнка
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Шаталова Любовь Васильевна

Речь - основной способ приобщения ребенка к культуре, познанию мира. Навык правильной речи приобретается в семье, на примере речи родителей. То, что воспринимает слух ребенка в первые годы его жизни, является фундаментом правильной, красивой, грамотной и культурной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_logopeda_v_formirovanii_rechevoy_kultury.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Роль логопеда в формировании речевой культуры

детей дошкольного возраста

         Особенность познания дошкольниками окружающего мира происходит через родное слово. Поэтому дошкольному логопеду необходимо призвать родителей к внимательному и бережному развитию в детях чувства слова, которое берет начало в речевых традициях семьи.

      Язык и живая речь – основной способ приобщения ребенка к культуре, духовно-нравственному богатству народа, познанию мира. По мнению ученых, младенец уже рождается с даром слова и развитие его языка начинается с первого же года его жизни, а навык правильной речи приобретается в семье. Этот навык формируется благодаря природной подражательности детей и следованию ими примеру родителей. Ведь то, что воспринимает слух ребенка в первые годы его жизни, является фундаментом, на котором воздвигается все здание его речи.

Советы родителям, направленные на формирование

 речевой культуры детей:

1. Родители должны заботиться о том, чтобы на первых же порах жизни детей они слышали речь безукоризненно правильную, ясную, логически последовательную и по содержанию для них доступную

2. Родители должны помнить, что их собственная речь служит для детей образцом для подражания и им просто необходимо с большой осторожностью относиться к собственной речи.

3. Говорить с детьми надо отчетливо, неторопливо, с достаточной силой голоса, спокойно. Только в этом случае можно рассчитывать, что речь, обращенная к детям, проникает в их сознание в полном объеме отражаемых ею представлений, что слово и представление не разъединяется, слово не превратится в пустой, лишенный внутреннего содержания звук.

4. В качестве значимого средства развития речи детей рекомендуется постоянная речевая практика. Сюда входит и беседы с ребенком, и семейное чтение вслух и устные рассказы родителей.  

       Материалом для чтения могут стать как литературные произведения, так и народные сказки. При организации бесед родителей с ребенком необходимо говорить с ним о том, что его живо интересует, что он сам пережил, испытал, увидел.        

        Благотворное влияние на развитие речи оказывает и вся атмосфера родного дома, полная любви и тепла. Большое значение в деле приобщения ребенка к богатству и образности родной речи имеет мама: именно она является той основой, благодаря которой в первые годы жизни ребенка будет совершаться процесс строительства его речи, имеющий огромное значение для его духовного роста.

Рекомендации родителям по формированию речевой культуры

детей в семейном воспитании

1. Соблюдать правильность и чистоту собственной речи, следовать традициям русского речевого этикета, знать и любить родной язык.

2. Постоянно беседовать с детьми, называя им окружающие предметы, описывать природные явления, передавая лексическое богатство языка.

3. Говорить медленно, отчетливо, громко, добиваясь того, чтобы дети понимали смысл высказывания.

4. Обязательно учить отличать доброе высказывание от дурного.

5.Как можно больше читать вслух литературные произведения и народные сказки, приучать к тому, чтобы книга являлась для детей источником знаний и добрым собеседником

     Безусловно, эти рекомендации должны стать традициями семейного воспитания. Сегодня мы постоянно слышим о кризисе семьи и культуры. Вульгарная речь, табуированные когда-то выражения, жаргонизмы, сленг стали обыденным явлением. На таком языке говорят и родители, и дети.

       Одной из психологических особенностей дошкольного возраста является чуткое до максимализма отношение к речи, особенно к ласковым или обидным словам, не только высказанным в адрес ребенка, но и узнаваемым им в разговорах взрослых. Поэтому так важно родителям в домашнем кругу и в общественной среде избегать грубых, негативных высказываний, обращений и сравнений, несущих скрытую или явную угрозу.

      Проводившиеся исследования в области лингвистической психологии убедительно доказывают, что дети, слыша негативно окрашенную лексику из уст взрослых, подсознательно догадываются об отрицательном значении подобных слов и выражений, но часто принимают их за языковую норму. Более того, часто сквернословие ребенка, являясь отражением взаимоотношений в семье, становится своеобразным способом подражания взрослым или привлечение их внимания. Научно обоснованным фактом является и то обстоятельство, что уровень тревожности и недоверия к миру у детей из семей, в которых регулярно используются бранные выражения (даже если эти семьи внешне вполне благополучны), выше, нежели у их сверстников, в семьях которых таких негативных слов стараются не употреблять.

       Поэтому так важно для родителей не только научить ребенка словарному разнообразию языка, полному наименований окружающих предметов и явлений, состояния человека и природы, но и научить его пребывать в состоянии речевой гармонии, т.е. «речевого общения с обоюдным для его участников положительным эмоциональным и этическим результатом».  Подобные традиции семейного не только могут помочь родителям и формировании положительно окрашенной речевой культуры ребенка, но и научат маленького человека бережно относиться вступающего в жизнь бережно относиться к слову, понимая заложенную в нем силу разрушения и силу созидания.    

       Недаром взрослые, вспоминая свое детство, всегда подчеркивают то чувство речевой гармонии, которое они вынесли из своих семей.

          Правильная, семантически положительная и лексически богатая речь родителей, чтение вслух, беседы с детьми- важнейшие традиции семьи, в которых заложена созидательная сила семейного воспитания.

           Подобные традиции семейного не только могут помочь родителям и формировании положительно окрашенной речевой культуры ребенка, но и научат маленького человека, только вступающего в жизнь бережно относиться к слову, понимая заложенную в нем силу разрушения и силу созидания.    

         Ну, а если речевое развитие отстает от нормы и у ребенка имеются проблемы с речью, то на первый план выступает тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

          Сроки преодоления речевых недостатков зависят: от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, от регулярности проведения занятий, от участия родителей в коррекционном процессе. Поэтому важно нацелить родителей на систематическую, длительную работу с ребенком и напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки необходимо в дошкольном возрасте, наиболее благоприятном для этого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи в условиях сотрудничества учителя–логопеда и инструктора по физической культуре»

Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия. Оно выполняет очень важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма. Кроме своей основной физиологической функции ...

Консультация учителя-логопеда для родителей. Формирование речевого дыхания.

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины де...

Конспект подгруппового интегрированного занятия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по формированию произношения трехсложных слов

Цель: учить произносить трехсложные слова (2 класса по А.К.Марковой) опираясь на длительный речевой выдох и  используя условия для двигательной активности....

«Роль учителя – логопеда в формировании готовности детей к школе»

Развитие детей, поступающих в школу, определяется как «готовность к школьному обучению». В это понятие входит несколько компонентов: — интеллектуальная готовность; — мотивационная готовность; — эмо...

Использование интерактивных средств во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ (ТНР) по формированию основ здорового образа жизни

Описаны нестандартные подходы и новые технологии для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами. Используя цифровые технологии в работе детьми, имеющими тяжелые нар...

Справка анализа анкет для родителей, направленная на оценку роли учителя-логопеда в речевом развитии ребенка

Справка  анализа анкет для родителей, направленная на оценку роли учителя-логопеда в речевом развитии ребенка...