Семинар для учителей-логопедов в рамках методического объединения «Внедрение ФГОС ДО в коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда»"
методическая разработка по логопедии по теме

Смирнова Людмила Евгеньевна

Свой семинар, проходящий в рамках методического объединения учителей- логопедов города Ярославля, построила таким образом:

1 часть-практическая (показ логоритмического занятия в подготовительной группе с элементами обучения грамоты с использованием ИКТ)

2 часть- теоретическая (представление накопленного опыта по данной тематике)+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirnova_l.e.docx285.75 КБ
Файл programmka_na_mo.docx77.65 КБ
PDF icon smirnova_l.e.-prezentatsiya.pdf1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №193»

Дзержинского района г.Ярославль

Автор работы: учитель-логопед Смирнова Людмила Евгеньевна

Консультация для педагогов

«Внедрение ФГОС ДО

 в коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда»

Свою консультацию, проходящую в рамках методического объединения логопедов города Ярославля, построила таким образом:

1 часть-практическая (показ логоритмического занятия в подготовительной группе с элементами обучения грамоты с использованием ИКТ)

2 часть- теоретическая (представление накопленного опыта по данной тематике)+презентация

План

 1.Актуальность темы.

2.Что такое ФГОС ДО?

3.Профстандарт педагога.

4.Виды современных инновационных технологий.

5.Презентация практического опыта:

* ИКТ.

*Здоровьесберегающие  технологии.

* Проектная деятельность.

* Технология «Портфолио педагога»

6.Результативность.

слайд-2 «В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться."                                                (Э. Тоффлер)

1.Актуальность темы.

   На современном этапе развития науки и практики происходит серьезная трансформация в системе дошкольного образования, обусловленная объективной потребностью общества и педагогического сообщества в целесообразном изменении содержания, функций и структуры образовательной системы. При этом основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение технологий, моделей, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) в структуре образовательного комплекса.

   Актуальность выбранной мною тематики обусловлена необходимостью освоения и реализации ФГОС каждым современным педагогом с одной стороны и недостаточной готовностью большинства из них к успешной их реализации в своей педагогической и коррекционной деятельности, с другой.

  Что такое готовность? (теоретическая, практическая, психологическая)

слайд-3 Свою готовность я оценила не на 100%, поэтому поставила перед собой следующие задачи:

- Проанализировать методическую, нормативно-правовую (ФГОС, профстандарт) и др. литературу;

- Пройти обучение на курсах, вебинарах;

- Разработать проект по освоению и реализации ФГОС в собственной работе (дорожные карты или план-схема);

- Организовать обмен мнениями с коллегами (педагогами, логопедами и др. специалистами);

- Систематизировать используемые в работе методы и приёмы и внедрить

инновационные технологии в соответствии с ФГОС.

   2. Что такое ФГОС ДО? 

   Многие прошли курсы по внедрению ФГОС в систему ДО и знают, что с 01.01.2014. в силу вступил Приказ № 1155 Министерства образования и науки РФ «Об утверждении государственного стандарта дошкольного образования» - это важнейший нормативно-правовой акт, который направлен на:

- направлен на повышение статуса и развитие дошкольного образования РФ

- для сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

Изучая его вы знаете, ФГОС обеспечивает:

государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Слайд ФГОС, как и стандарты всех уровней образования в РФ, включает в себя совокупность требований:

1) К структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему.

2) К условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

3) К результатам освоения основных образовательных программ

 

Слайд Требования ФГОС ДО к условиям реализации Основной образовательной программе (ООП )ДО:

  •  Требования к психолого-педагогическим условиям.
  • Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
  • Требования к кадровым условиям.
  • Требования к материально-техническим условиям.
  •  Требования к финансовым условиям.

 

 3. Профстандарт педагога.

 С 1 января 2015г. вступил в силу Министерство труда и социальной защиты РФ разработало Профстандарт педагога, изучая данный документ для учителя-логопеда можно выделить следующие требования, которые предположительно приведут к саморазвитию необходимых компетенций педагога: -трудовые действия, необходимые знания и умения.

    В этом виде профстандарт педагога имеет сугубо управленческий смысл: документ «применяется работодателями* при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, *при организации обучения и аттестации работников, *заключении трудовых договоров, *разработке должностных инструкций и * установлении систем оплаты труда».

 Другими словами, профстандарт призван заменить существующие квалификационные требования к педагогам дошкольного, начального, среднего общего и специального образования как устаревшие и затрудняющие развитие системы образования.

      В документе описываются трудовые функции процессов обучения, воспитания и развития в т.ч. персонала дошкольного воспитания и образования, в котором предписывается овладение определенным набором действий, умений и знаний. Но есть и нововведения, которые стали предметом дискуссии в период общественного обсуждения и споры о которых продолжаются до сих пор.

Трудовые действия

  • Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного;
  • Участие в разработке и реализации основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС
  • Формирование мотивации к обучению
  • Формирование психологической готовности к школьному обучению
  • Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов коррекционно-воспитательной работы
  • Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами детей: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
  • Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
  • Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
  • Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
  • Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Необходимые знания

  • Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста
  • Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания
  • Современные тенденции развития дошкольного образования

Необходимые умения

  • Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

Владеть ИКТ-компетентностями:

  1. общепользовательская ИКТ-компетентность;
  2. общепедагогическая ИКТ-компетентность;
  3. предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области   деятельности)
  • Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
  • Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения
  • Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

И т.д.

  4.Виды современных инновационных технологий.

    Проанализировав требования, я начала освоение ряда технологий применимых как в непосредственно коррекционно-образовательном процессе с детьми, так и в работе с педагогическим составом и родителями. И сегодня я хочу поделиться своим небольшим опытом в данном направлении.

     В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными (инновационными) коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности, т.к. модернизация образования невозможна без качественных изменений в её структуре.

Слайд Инновация как процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.) Данный процесс характеризует поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995

     Педагогическая инновационная технология представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

     Инновационная деятельность в педнауке понимается как целенаправленная педдеятельность, основанная на осмыслении(рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития уч.-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педпрактики.

Инновационные педагогические технологии и системы обучения и воспитания дошкольников отличаются вариативностью, своеобразием и спецификой проявления на практике, ибо они отражают уровень педагогического мастерства и творчества. 

Слайд К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • Технология развивающего обучения (образовательная программа ДОУ). Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое. К ним относятся развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технологии проектной деятельности;
  • Технология исследовательской деятельности;
  • Информационно-коммуникационные технологии (интерактивная технология в ДОУ, технология  ИКТ);
  • Технология проблемного обучения – ТРИЗ и РТВ;
  • Технология разноуровневого обучения;
  • Личностно-ориентированные технологии;

Цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

  • Технология портфолио дошкольника и воспитателя;
  • Игровая технология (технология имитационного моделирования и др.);
  • Коррекционные технологии, их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия (технология развития эмоциональной отзывчивости к музыке в процессе её слушания) и др.
  • Технология интегрированного занятия;
  • Нетрадиционные техники рисования

Слайд Применение инновационных педагогических технологий способствует (ожидаемый результат):

  • Повышение качества образования;
  • Повышение квалификации педагогов;
  • Применение передового педагогического опыта и его систематизация;
  • Использование компьютерных технологий педагогами и воспитанниками;
  • Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
  • Повышение качества обучения и воспитания.

Слайд                                 Коррекционные технологии:

       - Технологии дифференцированного обучения.    Основная цель использования уровневой дифференциации – коррекция и воспитание каждого на уровне его возможностей и способностей, 

    - Технологии логопедического обследования.                                                                        Цель логопедического обследования - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у   него несформированности или нарушений в речевой и неречевой сфере.  

  -     Технологии коррекции звукопроизношения.    

     задачи:

  • уточнение произношения звуков;
  • постановка и закрепление отсутствующих звуков;
  • развитие фонематического восприятия;
  • преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;

  - Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

 -     Технологии логопедического массажа.  

 -     Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.  

 -     Технологии развития связной речи.      

 -     Игровые технологии.

 -     Технологии профилактики дисграфии и дислексии.

Слайд                4.  Презентация практического опыта:

* использование ИКТ

*Здоровьесберегающие технологии

* Технология проектной деятельности:

- «Я здоровье сберегу -…»

- «Зимующие птицы»

* Технология «Портфолио педагога»

 

  •  ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии

     Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео).

Целью компьютерных технологий является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. 

  •  Здоровьесберегающие (формирующие) 

Эти годы работы я совершенствовалась в данном направлении –методические темы были-…. Проведение Педмарафона - логоритмика, МО –приёмы массажа и самомассажа в корработе.

Здоровье сберегающие образовательные технологии (ЗОТ)-

1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

ЗОТ – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

  Целями применения здоровье сберегающих технологий в логопедической работе является:

 -оптимизация процесса коррекции речи (тесно переплетаются с коррекционными технологиями);

 -обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей;

 -создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие   каждого ребёнка.

    Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение «Здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».

    Здоровье детей зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды-17-20 %, здоровья родителей и наследственности- 8-10 %, системы здравоохранения -8-10 %, образа жизни - условий жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении – 45-55 %.

   Педагогами-практиками уже доказано, что в результате применения здоровье сберегающих технологий повышаются адаптивные возможности детского организма (активизируются защитные свойства организма, повышается устойчивость к заболеваниям). Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

 Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии:

Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Или

-медико-профилактические; - физкультурно-оздоровительные;

-технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

-валеологического просвещения родителей;

- здоровьесберегающие образовательные технологии, коррекционные, спортивно-досуговые, экологические и др.

ЗОТ =коррекционные

1. Гимнастика – коррекционная цель (здоровьеформирующая)

  • Артикуляционная гимнастика

Цель: 

- подготовка к формированию артикуляционных укладов для постановки звуков (выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные).

Регулярное использование поможет: Задачи:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Перед работой по развитию подвижности речевой мускулатуры проводят упражнения для мимических мышц лица.

 «Весёлая мимическая гимнастика» Н.В.Нищевой.

« Весёлая А.Г.» Н.В.Нищевой, а также Т.Куликовской, О.Крупенчук и Ирины Волошиной.

Биоэнергопластика (с лягушкой и без) – инновационный метод или технология.

Биоэнергопластика  сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Цель: Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

 Р.Г.Бушлякова «А.Г. с биоэнергопластикой –конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения» 2011г. биоэнергопластика включает три базовых понятия:

БИО-человек как биологический объект

ЭНЕРГИЯ- сила, необходимая для выполнения определённых действий

ПЛАСТИКА- связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью

Предложили использовать данную гимнастику – А.В.Ястребова, О.И.Лазаренко. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

  • Дыхательная гимнастика

Коррекционная цель: выработка диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха.

Дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

  • Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;                              
  • Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • Улучшает дренажную функцию бронхов;
  • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • Исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника;

«Методика развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи» Беляковой, Гончаровой.

  • Голосовая гимнастика направлена на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.

Упражнения с изменением силы и высоты голоса, громко-тихо –Эхо, Близко-далеко, и т.д.

(Интересные упражнения можно заимствовать из работ Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В., Л. И. Беляковой и других).

Различные виды театра. На заключительном этапе коррекционной работы можно дать детям прочитать по ролям сказку или стихотворение, обращая их внимание на характеры героев и их интонации.

  • Пальчиковая гимнастика 

(мною разработана система по формированию моторики рук у детей с ОНР- Коррекционная программа)

Цель: - формирование мелкой моторики, подготовка к ручному труду и письму в школе,

- стимулирование речевого развития,

     Проговаривание детьми несложного стихотворного текста одновременно с движением пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

  • Зрительная гимнастика

Цель: профилактика нарушений зрения и активизация работы мышц глаз.

Зрительная гимнастика используется:

- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

- для укрепления мышц глаз

- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).

     Работа на зрительном тренажёре (по методике Базарного) Каждая траектория изображена своим цветом. По этим траекториям движется глаз ребенка во время выполнения физкультурных минуток.

   Проводится гимнастика для глаз, предложенная профессором Э. С. Аветисовым и упражнения, рекомендованные московским центром «Школа и здоровье»

  • Кинезиологические упражнения (Сиратюк)

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Кинезиологические упражнения способствуют:

  • способствуют улучшению межполушарного взаимодействия,
  • активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю,
  • повышают работоспособность, снижают утомляемость.
  • Динамические паузы ( физминутки)

Цель:

  • Способствует повышению речевой активности;
  • Развивает речевые умения и навыки;
  • Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
  • Активизирует познавательный интерес;
  • Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Релаксация и психогимнастика Метод направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

 На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

2. Массаж и самомассаж : пальцами или др. приспособлениями.

В основном игровой!

Цель: логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.

Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

    Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, который является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

+ самомассаж: - можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

                        - самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях ДУ

  • Массаж и самомассаж лица (О. Куликовская) – пример

Цель:

  • стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата,
  • нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В т.ч. точечный массаж (Цель: профилактика простудных заболеваний)

  • Массаж языка и губ (грушами, пальцами…)
  • Массаж пальцев рук (пальцами или др. приспособлениями)

Задачи:

*двигательную

Цель: 

- нормализация мышечного тонуса,

- стимуляция тактильных ощущений,

- а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.

*Решаем речевую задачу :

  • закрепляем название пальцев, времена года т.о. расширяем лексику, формируем речевые стереотипы, необходимые для правильного формирования грамматического строя речи
  • автоматизируем звуки (игры с деревянным массажёром и т.д.)

-  Элементы Су-джок терапии. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и стимуляции речевых зон коры головного мозга.

     Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу провожу на занятиях перед выполнением  заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. В Японии массаж пальцев проводят во всех дошкольных учреждениях, начиная с 2 лет.  (пример « Птичек мы окольцевали», « По большому…», Согласование –« 1 рыба, 2 рыбы…5 рыб…»)

- Прищепочный массаж

- Деревянные массажёры - С автоматизацией слогов

  • Аурикулярный массаж

     Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в су- джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.

3) Логоритмические игры и упражнения ( в т.ч. фонетическая ритмика, занятия по логоритмике)

Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Цель:

Задачи:

  • закрепить двигательные навыки и умения;
  • развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
  • развивать способность ориентироваться в пространстве;
  • работа над четкими координированными движениями во взаимосвязи с речью;
  • развивать фонематический слух и слуховое внимание.
  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

4) Интегрированные занятия

Предметное обучение, обусловленное большим количеством занятий, получаемой детьми информации, негативно влияет на здоровье ребенка. Это и умственные перегрузки, уменьшение времени для двигательной активности и свободной деятельности детей. Решение данной проблемы м нашли в интеграции. Интеграция - объединение нескольких областей в одну, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания.

Интегрированные занятия существенно отличаются от традиционных, являются более эффективными и имеют ряд преимуществ:

  ввиду своей нестандартности способствуют формированию познавательного интереса детей, тем самым повышая мотивацию обучения;

  традиционные занятия предусматривают дробное восприятие окружающего мира, а интегрированные занятия способствуют целостности усвоения материала, формируют умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

  за счет смены видов деятельности, интегрированные занятия предотвращают интенсификацию воспитательно-образовательного процесса, препятствуют перенапряжению, перегрузке детей, все это является здоровьесберегающим компонентом;

  время, высвободившееся при объединении занятий, используется для свободной деятельности детей, в том числе и двигательной.

  • Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проект – это комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.

В настоящее время проекты классифицируются:

• по составу участников;
• по целевой установке;
• по тематике;
• по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

ВИДЫ ПРОЕКТОВ

  • Краткосрочный
  • Среднесрочный
  • Долгосрочный
  • Монопредметный
  • Межпредметный
  • Внепредметный
  • Индивидуальный
  • Групповой
  • Коллективный
  • Творческий
  • Исследовательский
  • Информационный
  • Игровой
  • Практико –Ориентированный
  • Экологический
  • Экономический
  • Психологический
  • Методический

Примерный план работы педагога по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1.Формулирует проблему (цель).

(При постановке цели определяется и продукт проекта)

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3.Формулирует задачу (нежестко).

1.Вхждение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта.

II этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5.Объединение детей в рабочие группы.

6.Распределение амплуа.

III этап

7.Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IY этап

9.Подготовка к презентации.

Презентация.

8.Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

–проект «Я здоровье сберегу -…»

Продолжительность : краткосрочный

Тип проекта: информационно-творческий, групповой

Возраст детей: 5-6 лет

Цель проекта: Расширение и углубление теоретических знаний и практических умений детей по укреплению и сохранению собственного здоровья, гармоничных отношений с окружающими людьми.

Задачи:

1.Познакомить с основными факторами, влияющими на здоровье;

2.Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, удовлетворить их потребность в движении;

3.Расширить и активизировать словарь детей по теме «Части тела и гигиена», «Зимние виды спорта»;

4.Формировать здоровье сберегающее поведение.

Актуальность : По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, общая заболеваемость детей за последние 5 лет увеличилась на 21%, а современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Отсюда, растет необходимость приобщения детей к здоровому образу жизни.

Ожид.результаты:

- Сформированность необходимых умений и навыков, полезных привычек у детей и обеспечение оценки и самоконтроля поведения для сохранения и укрепления своего здоровья.

- Способствование эффективному самопознанию и формированию осознанного ценностного отношения к своему здоровью, сохранению и укреплению собственного организма.

1.Выявление проблемы – создание игровой проблемной ситуации- знакомство со Стобедом. Почему он грустный, почему болит горло, живот? Дети входят в проблему, ищут ответ на вопросы- Почему Стобеду плохо. Воспринимают и осознают проблему, принимают задачи проекта.

2 этап –подготовительный или организационный (планирование и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапный план реализации проекта)

3 этап- Реализация проекта (различные виды совместной деятельности , выполнение дом.задания, родительское собрание)

4 этап – Заключительный (подведение итогов)

итоговое интегрированное занятие «Олимпиада для дошкольников», презентация проекта на педсовете)

- Проект «Зимующие птицы»

Тип проекта: информационный, познавательно-творческий, групповой.

Продолжительность: краткосрочный

Участники: воспитатель - Буланова Л.Н., логопед – Смирнова Л.Е., дети подготовительной логопедической группы «Морозко», родители воспитанников.

Цель проекта: Воспитание экологической культуры.

Коррекционная цель: Формирование у детей обобщённого представления о зимующих птицах и развитие связной речи.

Задачи проекта:

  • Расширить знания детей о роли птиц в природе и жизни человека;
  • Продолжать формировать правила поведения в природе;
  • Закреплять знания о зимующих птицах;
  • Совершенствовать лексико-грамматический строй речи и навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
  • Воспитывать у детей желание участвовать в практических делах по оказанию помощи зимующим птицам.
  • Технология «Портфолио» 

(творческая самопрезентация, которая поможет при аттестации).

      Профессиональное развитие педагога – это длительный, постоянный и непрекращающийся процесс, который сопровождается механизмами самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Современному педагогу необходимо быть профессионально компетентным, творчески активным, конкурентно способным, уметь позиционировать себя в условиях образовательного учреждения. В этом, несомненно, ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста, т.е. портфолио педагога.

   Для меня назначение портфолио заключается в демонстрации наиболее значимых результатов практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции. По мнению Т.Г. Новиковой, основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».

Задачи ведения портфолио

  • основание для аттестации педагогических работников ДОУ;
  •  участие в различных конкурсах;
  •  государственной аккредитации образовательного учреждения;
  •  назначение стимулирующих выплат педагогам при введении новой системы оплаты труда.

  ФУНКЦИИ   ПОРТФОЛИО :

  •  демонстрационная – презентация достижений профессиональной культуры педагогов;
  •  оценочно – стимулирующая – выявление результативности

   деятельности и уровня профессиональной компетентности;

  • рефлексивная – мониторинг личностного развития педагога.

Результаты диагностики

На начало учебного года в старшую логопедическую группу для детей с ТНР было зачислено 15 человек, из них:

С диагнозом ОНР 3 ур.         - 10 детей

С диагнозом ОНР 2 -3ур.     -  2 ребёнка

С диагнозом ОНР 2 ур          - 3 ребёнка

Осложнённое ОНР                - 6 детей (1 ребёнок с запинками в речи, 2 - с гиперподвижностью и дефицитом внимания , 3 детей –с ЗПР)

С диагнозом дизартрия         - 2 детей

С диагнозом стёртая дизартрия -8 д.

С диагнозом моторная алалия -  2 д.

С диагнозом дислалия -               3 д.

Рекомендовано 3 года обучения в логогруппе - 2 детей, остальным детям -2 года.

К началу обучения в подготовительной группе состав детей незначительно сменился:

- двое детей с моторной алалией, которым было рекомендовано 3-годичное обучение выбыли из группы (продолжили обучение в старшей группе),

- 1 ребёнок выбыл по семейным обстоятельствам,

В группу был произведён добор в количестве 3-х человек. На начало учебного года в подготовительной группе:

  1. С диагнозом ОНР 2 -3ур.     -  14 детей
  2. С диагнозом ФФНР           - 1 ребёнок
  3. С диагнозом дизартрия         - 1 ребёнок
  4. С диагнозом стёртая дизартрия - 9 детей
  5. С диагнозом дислалия             -     5 детей

         Осложнённое  ОНР                - 6 детей (1-запинки в речи  исправились, 2- с гиперподвижностью и дефицитом внимания, детям с ЗПР, которые были зачислены на 1 диагностический срок, диагноз был снят, и они продолжили коррекционное обучение в группе).

Сравнительная диагностика на начало и на конец коррекционно-развивающего обучения с применением здоровьесберегающих технологий.

Итоги диагностики на начало коррекционного обучения (сентябрь 2013г.) -на 15 человек

Оценка уровня

развития

(по 5 шкале)

Уровень готовности

к обучению грамоте

(количество детей)

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Звукопроизношение

1-очень низкий

15—100%

4  - 27%

6 -  40%

7 - 47%

2-низкий

6  - 40%

5 -  33%

5 -33%

3-средний

4   -27%

4  -27%

3 -20%

4- приближен  к  норме

1    -7%

5-норма

   

Итоги диагностики на конец коррекционного обучения (май 2015г.)

Оценка уровня

развития

(по 5 шкале)

Уровень готовности

к обучению грамоте

(количество детей)

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Звукопроизношение

1-очень низкий

2-низкий

3-средний

3 -20%

4-приближен  к  норме

3 -20%

8 -53%

12 -80%

3 -20%

5-норма

12 -80%

7 -47%

12 -80%

     Незначительному проценту выпускников рекомендован контроль со стороны учителя-логопеда школы. Это дети с сопутствующими проблемами. Учителя школ № 27, № 80, куда, в основном, поступают выпускники нашего детского сада, отмечают не только хороший уровень подготовки детей, но и сформированность мотивационной готовности к обучению в школе.

      Результаты коррекционно-образовательной деятельности позволяют сделать выводы о том, что мною была выстроена наиболее оптимальная система работы, которую я совершенствую с учётом потребностей родителей и детей с ОВЗ, а также общества и государства. Мною были подобраны и использованы в работе:

 – эффективные методы оценки речевого развития детей дошкольного возраста (использую методики Г.А. Волковой, Е.А. Стребелевой и разработки творческой группы логопедов);

- чёткое планирование всего объёма работы;

- тщательная подборка форм, методов и приёмов организации коррекционно-развивающей деятельности (в проведении коррекционно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи, по подготовке детей к обучению грамоте в школе использую методики О.С.Гомзяк, Л.Н.Смирновой, Э.Л.Сухаревой, З.Е.Агранович;

- современные методы взаимодействия участников образовательного процесса (использую методику работы Гомзяк О.С. по взаимодействию с воспитателями);

- правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (паспорт логопедического кабинета);

- использование комплекса инновационных технологий.

Образовательные

технологии

Результаты использования

1.Здоровьесберегающие технологии

1.Успешная адаптация обучающихся в образовательном и социальном пространстве, раскрытие их творческих способностей.

2.Повышение работоспособности и качества коррекционного обучения и воспитания.

3.Формирование валеологической культуры у воспитанников.

4. Снижение утомляемости во время занятий, а также уровня заболеваемости в течение учебного года.

2. Коррекционные

 технологии

Улучшение всех компонентов речевой системы к концу коррекционного периода обучения и воспитания.

5.ИКТ

Качественная индивидуализация коррекционного обучения и воспитания, расширение объёма предъявляемой информации, обеспечение познавательного интереса.

7.Технология проектной деятельности

Развитые творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ребёнку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Вывод: Современное образование нуждается в новом типе педагога:

        творчески думающим,

        владеющим современными технологиями образования,

        приемами психолого-педагогической диагностики,

        способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,

        умением прогнозировать свой конечный результат.

Литература

Кларин М.В. Технологический подход к обучению // Школьные технологии. – 2003. -  № 5.

Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции?// Педагогика. – 1997. -  № 3.

Паранчер Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии -  путь к творческому развитию педагога. // Школьные технологии. – 2003. -  № 3.

Подласый И.П. Где помогут технологии? // Школьные технологии. – 2003. -  № 3.

Селевко Г.К. Технологический подход в образовании // Школьные технологии. – 2004 -  № 4.

Столярова Л. Педагогика. -  М.: Педагогическое общество России, 2005.

Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М., 2005.

Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995

C:\Users\ac\Documents\Логопедия\МО\ФОТО МО\DSC03686.JPG

Выступление заведующей перед началом мероприятия

C:\Users\ac\Documents\Логопедия\МО\ФОТО МО\DSC03695.JPG

Я в роли Грамотея (ведущей)

«Путешествие в страну Звукляндию»

C:\Users\ac\Documents\Логопедия\МО\ФОТО МО\DSC03706.JPG

Артикуляционная гимнастика с лягушкой

C:\Users\ac\Documents\Логопедия\МО\ФОТО МО\DSC03717.JPG

Музыкальный оркестр

C:\Users\ac\Documents\Логопедия\МО\ФОТО МО\DSC03723.JPG

Игра «Слоговые домики» -кто в каком домике живёт?

C:\Users\ac\Documents\Логопедия\МО\ФОТО МО\DSC03727.JPGИгра «Угадай слово»

C:\Users\ac\Documents\Логопедия\МО\ФОТО МО\DSC03738.JPGСюрпризный момент

D:\МО\ФОТО МО\DSC03742.JPGD:\МО\ФОТО МО\DSC03746.JPG

D:\МО\ФОТО МО\DSC03747.JPG



Предварительный просмотр:

Организаторы:

Заведующая детским садом -

Желиховская

Марина Павловна

Методист -

Борзова

Светлана Сергеевна

Учитель-логопед -

Смирнова

Людмила Евгеньевна

Муз.руководитель:

Слепова

Светлана Александровна

Наш адрес:

МДОУ детский сад №193 150052, г. Ярославль,

 Ленинградский проспект, д.63 «а»

Телефон: 56 -98 -14

Электронный адрес:

mdou193.edu.yar.ru

Проезд:

Троллейбус №7,8.

Маршрутное такси

№ 91,97.61,95,80,88,46

До остановки ул. Урицкого

Мы рады видеть Вас

в нашем детском саду!

«Мир непрерывно меняется, становится все сложнее, стремительное развитие науки и технологий – все это требует непрерывного обучения, постоянного совершенствования человеческих способностей и профессиональных навыков».  

В.В. Путин

МДОУ комбинированного вида

 детский сад «Сказка» №193

 г. Ярославль

http://coloringpages.ru/wp-content/uploads/images/cool-heart-raskraski-65.jpg

Программа

Методического объединения

учителей-логопедов

Дзержинского района

г. Ярославля

24 марта 2015г.

Презентация опыта работы:

«Использование инновационных технологий в работе

учителя-логопеда

Смирновой

Людмилы Евгеньевны в

соответствии с ФГОС»

План

проведения мероприятия:

 9.15 - 9.30 – Регистрация участников МО

 9.30 -10.10 - Практическая часть:

Просмотр открытого интегрированного занятия по подготовке к обучению грамоте с элементами логоритмики в подготовительной логопедической группе

10.15 -11.30 Теоретическая часть:

Презентация опыта

11.30 - 12.00 - Чайная пауза

12.00 -12.30 - Рефлексия. Обмен мнениями.

Гимн логопедов

Если у ребенка есть проблемы с речью.

Тогда мы можем дать практический совет:

Решение вопроса обеспечит

Лишь только профессиональный ЛОГОПЕД.      

      Он учит речи: чистой, плавной, внятной.

      Он знает красноречия секрет:

      Как говорить и ясно, и понятно,-

    Квалифицированный мастер – ЛОГОПЕД.

Он учит речевой коммуникации,

 Грамматика и лексика - его предмет.

Дыханию, фонации, артикуляции

 Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД.

       Он педагог, Учитель и психолог,

       Филолог он, и он языковед,

       Он воспитатель, доктор, дефектолог,

       Актер, оратор – это ЛОГОПЕД.

 Исследователь, методист, новатор,

 Он диагност, корректор и эксперт,

 И консультант, и наблюдатель –

 Специалист разносторонний – ЛОГОПЕД.

       Он мыслящий, серьезный, дальновидный,

       И на любой вопрос сумеет дать ответ.

       Он увлеченный, ищущий, активный,

       Он - творческая личность – ЛОГОПЕД.

 Он разъяснит, нацелит, обоснует,

 Расскажет и покажет тет – а - тет,

 Запишет, уточнит, рекомендует,

 Внимательный, тактичный – ЛОГОПЕД.

       Работает он тонко, терпеливо,

       Слагая результат из маленьких побед,

       Работает умело, эффективно,

 Интеллигентный, деликатный – ЛОГОПЕД.

     Он любит свое дело беззаветно,

     И для него работы лучше нет.

     Свои стремленья посвящает детям,

     Достоин уваженья – ЛОГОПЕД!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННУЮ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ДОУ

В помощь логопеду материалы об использовании в работе различных видов здоровьесберегающих технологий....

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

В статье описываетя опыт применения  инновационного  метода  развития речи ребенка – дидактический  синквейн. ...

«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»

В статье "Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ внедрения ФГОС дошкольного образования"  представлен опыт работы на логопункте, цели, направления, формы работы взаимодействия. А так...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Всестороннее использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю-логопеду и воспитателям  улучшить  и усовершенствовать коррекционный процесс по развитию речи воспитанников, сдела...

«Система планирования работы учителя – логопеда, учителя – дефектолога с родителями в условиях ФГОС ДО»

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаютс...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда (дефектолога) в рамках ФГОС ДО.

Презентация для родителей группы компенсирующей направленности (для детей с ОНР).Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни,  становятся неотъемлемой частью современной культуры...

Проект «В сказки играем- речь развиваем» Разработка и внедрение в практику коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда мультимедийных логопедических сказок

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности, так как с раннего детства он включен в видео среду. В связи с чем, разработка альтернативной комплекс...