Ротацизмы
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа) на тему

Легкоступ Ольга Афанасьевна

Материал предназначен для младшей аудитории детей младших-старших гупп детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rotatsizmy.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

       Ротацизмы (параротацизмы).
Недостатки произношения звуков р и рь называются ротацизмами. К ротацизмам относится отсутствие звука р и его искажения. Если фонема р заменяется другой фонемой, то такие нарушения называются параротацизмами.
Артикуляция звука р в норме.
Губы – полураскрыты.
Зубы – разомкнуты.
Язык – широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжён, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.
Мягкое нёбо поднято, прижато к задней спинке глотки и закрывает проход в носовую полость.
Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.
Воздушная струя при выдохе попадает в ротовую полость на напряжённый кончик языка и колеблет его.
Мягкий звук
рь отличается от артикуляции от парного твёрдого дополнительным подъёмом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперёд.
Исправление звуков р и рь  при различных видах нарушений.
Предполагаемыми факторами неправильного произношения звука р являются следующие: укороченная подъязычная связка, слабость мышц языка, неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения, нарушения фонематического слуха.
Отсутствие звуков р, рь.
Звук р часто отсутствует у детей. Выработка р проторного (без вибрации кончика языка).
П о д г о т о в и т е л ь н ы й  э т а п. Для правильного произношения звука
р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Язык свободно должен лежать на нижней губе. Если язык у ребёнка продолжает оставаться напряжённым, надо предложить пошлёпать его губами, чтобы он стал ровным. Логопед сам произносит слоги пя – пя – пя, положив язык под нижнюю губу. Язык становится ровным и широким. Далее следует показать, как, пошлёпывая язык губами, останавливать движения челюсти при открытом рте. Широкий язык остаётся лежать на нижней губе.
Когда ребёнок научится распластывать язык, ему предлагают поднять язык за верхнюю губу. Потом показывают,как язык отодвигается за верхние зубы. Делать это надо медленно, плавно отодвигая его вглубь рта. Обратить внимание ребёнка, что язык остаётся широким. Удержав язык широким, нужно подуть на его кончик. Надо следить, чтобы губы ребёнка не закрывали зубы. Ребёнок держит язык широким и произносит
 з…з…з. Ребёнок должен почувствовать ветерок. Путём повторения звука з  при поднятом кверху языке следует добиться, чтобы эта артикуляция стала привычной.
П о с т а н о в к а  з в у к а. Ребёнок произносит с указанной выше артикуляцией звук
з, з что напоминает звук р. Если вместо р будет слышаться звук ж, надо продвинуть язык ближе к резцам. Слегка усиливая воздушную струю, присоединить звук а, мы слышим  звуки ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая тщательная подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребёнка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка.
А в т о м а т и з а ц и я  з в у к а. Далее
 р проторный  вводят в слова, где он находится в начале слова, в середине, в конце. При употреблении в словах и фразовой речи р проторного у ребёнка иногда самостоятельнопоявляется раскатистое произношение звука р. В остальных случаях необходимо вырабатывать вибрацию кончика языка.
Выработка р раскатистого (с вибрацией кончика языка).
П о д г о т в и т е л ь н ы й  э т а п.
У ребёнка воспитывается умение, как и при
р проторном, удерживать широкий передний край языка за верхними зубами. Для того , чтобы кончик языка напряжённым поднимался вверх, можно попросить ребёнка «побарабанить» кончиком языка за верхними зубами со звуком д (д… д… д…). Полоска бумаги. Поднесённая ко рту, должна колебаться при каждом ударе языка.
П о с т а н о в к а  з в у к а. Научить ребёнка произносить звук
р с вибрацией кончика языка можно так. Ребёнка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук з или многократно проговаривать звук д. В это время прямым правым указательным пальцем самого ребёнка, подложенным под кончик языка, производят частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. Когда рука ребёнка привыкнет и язык не будет соскальзывать с пальца, малыш может  самостоятельно вызывать колебания языка. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребёнок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без неё. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребёнок подносил палец ко рту,как кончик языка начинал вибрировать. Постепенно в этом надобность отпадает. Если самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и словах, добиваясь раската с механической помощью.
А в т о м а т и з а ц и я  з в у к а . В словах в начале слова, в середине, в конце, затем в предложениях.
Звук рь.
После автоматизации
р, используя приём подражания, добиваются правильного произнесения рь. Длительный, раскатистый звук р постепенно соединяют с гласными и. я, е, ё, ю, растягивая при этом губы в улыбку.
Искажения звуков р, рь.
Горловое произнесение звуков р, рь.
Отличие горлового р от правильного состоит в том, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба.
Боковое произношение звука р.
При боковом произношении р вместо правильного звука слышится  рль. Это происходит от быстрого соединения звуков р и ль. Кончик языка при таком произношении р не колеблется, язык весь повёрнут так, что одна его боковая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создаёт своеобразный призвук, в результате чего получается рль.
Если попросить ребёнка произнести звук р протяжно, он или совсем не сможет этого сделать, или будет слышаться долгий звук ль. Посмотрев на артикуляцию ребёнка, мы увидим, что кончик языка прижат кверху и не вибрирует и что колеблется боковая сторона языка. Колебание может быть настолько сильным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека.
П о д г о т о в и т е л ь н ы й  э т а п начинают с гимнастики языка и губ. При
р боковом обычно ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции требуется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени.
П о с т а н о в к а  з в у к а . Выработать вибрацию кончика языка удаётся с трудом, так как при попытках её вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставят
р проторный. Нужно. Чтобы ребёнок пользовался проторным р постоянно: вводить этот звук в слова, фразы, в самостоятельную речь. Только после этого  можно приступать к выработке вибрации кончика языка. При этом используется механическая помощь. Когда вибрация языка будет выработана, приступают к автоматизации звука.
Носовое произношение звука по звучанию похоже на сочетание нг. От правильного произношения оно отличается тем. Что воздушная струя проходит через нос, а не через рот и тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука – он оттянут вглубь рта.
П о д г о т о в и т е л ь н ы й  э т а п начинается с объяснения ребёнку, что воздух надо выдыхать через рот . Логопед, вдохнув, делает выдох через рот, поднеся ко рту полоску бумаги. Она отклоняется. Ребёнку предлагается сделать то же самое. После этого постановка и автоматизация звука.
 При  замене звука р на л,j,ы,г,в проводят дифференциацию на заключительном этапе.

Литература: М. Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного

                        произношения» Москва «Просвещение» 1989.    



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ротацизм и ламбдацизм. Коррекция звукопроизношения у дошкольников.

Описание нарушений,их виды. Способы постановки звуков. Этапы автоматизации, упражнения для автоматизации....

План работы по преодалению ротацизма- Р

Этот материал можно использовать на индивидуальном занятии по логопедии....

Интерактивные методы обучения в коррекционной практике (исправление ротацизма).

в методическом пособии представлен практический материал по исправлению недостатков произношения звука [Р].  Ротацизм, как дефект речи, один из самых распространенных. В специальной литерат...

Методическая разработка Ротацизм и его исправление.

Данный материал адресован учителям-логопедам ДОУ....

Исследовательская работа на тему "Коррекция ротацизма у детей с ОНР (3 уровень) старшего дошкольного возраста"

В исследовательской работе систематизирован теоретический и практический материал по теме: "Коррекция ротацизма"...

ЗВУКИ Р-РЬ. Ротацизм

Постановка звука р-рь.Ротацизм и основные разновидности этих недостатков...

Проведение артикуляционной гимнастики в работе по коррекции ротацизмов у детей 5-6 лет.

Овладение правильной чистой речью имеет большое значение для ребенка‚ для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко ступает в общение, обменивается информацией, вы...