КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии по теме

Кристева Наталья Павловна

В статье представлена авторская методика коррекционной работы по формированию коммуникативных  навыков у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ  НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кристева Наталья Павловна

учитель-логопед МДОУ № 43,

Россия, Московская область, г.Подольск

Е-mail: nata.kristewa@yandex.ru

Аннотация: В статье представлена авторская методика коррекционной работы по формированию коммуникативных речевых навыков у дошкольников с ОНР III-IV уровня. Спецификой данной методики является использование наряду с традиционными методами логопедической работы при ОНР функциональных тренировок как наиболее доступного вида психотерапии для дошкольников

Сложная полифункциональная коммуникативная деятельность является важнейшим условием нормального психического развития детей (А.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, Р.С. Буре, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.). Общение рассматривается как взаимодействие двух и более людей с целью налаживания взаимоотношений и достижения общего результата (М.И. Лисина). При этом функциями общения являются: организация совместной деятельности людей; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга и окружающего, что позволяет раскрыть общественную и духовную сущность человека в материальном и духовном общении. В процессе коммуникативной деятельности дети познают окружающий мир, осваивают общественно-исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями. Поэтому в терминологии возрастной и специальной психологии появился термин «коммуникативная деятельность» аналогичный термину «общение» [5].

Речевые нарушения и обусловленные ими вторичные отклонения оказывают негативное влияние на формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста, т.к. речи принадлежит важная роль в структуре социокультурной коммуникации. Для анализа закономерностей овладения языком в специальной педагогике введено понятие «коммуникативной компетенции», которая позволяет человеку использовать для общения грамматически правильные выражения и формы, наиболее соответствующие нормам вербального поведения в конкретных актах взаимодействия (О.В. Громова, Ю.В. Вятлева, И.Ю. Кодратенко, Е.Л. Черкасова, Г.В. Чиркина). По мнению этих и других исследователей, общение оказывает большое влияние на социально-личностное развитие ребенка и рассматривается как специфический вид человеческой деятельности. Смена его форм связана с изменениями потребностей ребенка, ведущего вида деятельности и роли взрослого на каждом возрастном этапе. Структурными компонентами общения являются: мотивы, предмет, коммуникативный акт и средства общения (Л.И. Божович Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина). Поэтому в процессе модернизации дошкольного образования необходима разработка содержательно-методического сопровождения коррекционно-педагогической работы, направленной на решение задач социально-коммуникативного развития ребёнка, в основу которого положено адекватное взаимодействие с окружающими сверстниками и взрослыми [6]. Поэтому эта проблема требует комплексного подхода к организации коррекционно-воспитательной работы в условиях ДОО с учётом общих, специфических и индивидуальных особенностей детей с ОНР. Изучение коммуникативного аспекта речи наиболее широко представлено в работах психолингвистического направления, так как осуществляется путём изучения эволюционной динамики родного языка (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв).

В научной литературе практически нет данных о том, с какого возраста и при каких условиях ребёнок способен оценивать свой процесс понимания и процесс понимания своего партнёра, а также с какого возраста ребёнок способен узнавать причины коммуникативных неудач и преодолевать их.

К началу дошкольного возраста ребёнок в норме уже способен реализовывать различные коммуникативные действия и соответствующие им формы речевых высказываний. В этом возрасте начинается усвоение более сложных типов коммуникации, таких как рассказывание или совместное планирование. Также в возрасте от 3 до 6 лет происходит переход от одиночных или параллельно разворачивающихся игр к объединённым и корпоративным формам игры, которые тесно связаны с развитием совместного планирования (М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской).

В области коррекционной педагогики, и в частности, в логопедии подчёркивается, что специфика формирования коммуникативной функции речи и коммуникативной деятельности детей с ОНР проявляется не только в особенностях их поведения, но и связана с трудностями мотивационного плана, что проявляется в том, что потребность в общении не является ведущей (Власенко И.Т., 1990; Мастюкова Е.М., 1992; Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 1985); смещением иерархии целей общения (Грибова О.Е., 1995) и несформированностью основных форм коммуникации диалога и монолога (Глухов В.П. 2004; Усольцева Н.К., 1996 и др.).

Недостаточность коммуникативной сферы у детей с ОНР наиболее ярко проявляется в общении со сверстниками. Из-за отсутствия адекватных форм вербального общения в процессе коммуникации у детей с ОНР происходят многочисленные конфликты, а именно демонстративные действия [3].

Речевое нарушение и связанные с ним вторичные отклонения в развитии психических процессов и эмоционально-волевой сферы, а также своеобразие диалога детей затрудняют переход к связной контекстной речи и определяют несформированность монолога [2]. Поэтому специфика протекания коммуникативной деятельности детей с ОНР вызывает необходимость у педагогов поиска методов и средств воздействия на коммуникативное поведение.

В отечественной логопедии не представлены методики по выявлению нарушений коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР. Наиболее приемлемой для изучения устной речи является динамико-контекстуальная методика Т. Слама-Казаку. С её помощью осуществляется динамическое изучение языка через речевую деятельность, то есть прослеживается коммуникация в реальных условиях. Это попеременный обмен репликами, последовательное построение высказывания; модификации, обусловленные изменением ситуации или реакцией партнёра.

В современной логопедии и психологии существует ряд средств и методов, с помощью которых возможно развитие коммуникативных навыков дошкольников с ОНР III-IV уровня [8]. К средствам относятся игровая и сценическая деятельности, продуктивные виды деятельности, игрушка. К методам можно отнести коллективный разбор конфликтов, обсуждение речевых коммуникативных ситуаций, мини-сказок или пьес, работа с родителями, активность самих детей в процесс общения, описанных в работах В.К. Воробьёвой, В.П. Глухова, С.А. Мироновой, Н.А.Никашиной, Т.А. Сидорчук, Т.А.Ткаченко, А.В. Ястребовой и многих других.

В.К Воробьёвой разработана методика с использованием картинно-графического плана для поэтапного формирования умений и навыков связной речи. Т.А. Ткаченко предлагает формировать навыки описательного рассказа с использованием моделей и схем. В работах В.П. Глухова, Т.А. Сидорчук. А.В. Ястребовой нашло отражение изложение методов обучения творческому рассказыванию путём коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНР, разработаны приёмы формирования полноценной речевой деятельности.

Нами была разработана методика формирования коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В обучающем эксперименте приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III-IV уровня. Обучение было организовано в 2 этапа. Первый этап включал помимо традиционных логопедических занятий по коррекции звуковой стороны речи, развитие словаря и связной речи и обучение детей диалогической речи. Выбор фонетического, грамматического и лексического материала группировался вокруг типовой коммуникативной ситуации с учётом коммуникативной потребности детей, их сферы общения и цели коррекционного обучения.

В основу экспериментального обучения была положена игровая технология развития диалогического взаимодействия дошкольников с речевыми нарушениями, разработанная Соловьёвой Л.Г. [2, 8], дополненная нами функциональными тренировками, которые используются в коррекции заикания [1].

Функциональные тренировки — это специальные упражнения, в процессе которых дети обучаются навыкам импровизации и композиции, что позволяет осуществить переход к спонтанной речи, когда необходимо отстоять своё мнение и выступить без подготовки на определённую тему. Выполняя такие речевые упражнения, дети не могут осуществлять контроль за техникой речи, поэтому к началу функциональных тренировок составляющие навыка должны быть достаточно автоматизированы. Функциональные тренировки закрепляют прочность усвоенных ранее навыков, поэтому для детей с общим недоразвитием речи целесообразно проводить их на втором году обучения. Функциональная тренировка воздействует на работу организма в целом, а не только его отдельных частей.

Психолого-педагогический анализ деятельности общения детей с общим недоразвитием речи позволил получить достаточно объективные данные, отражающие специфику коммуникативного поведения исследуемой категории детей. После реализации в течение двух лет коррекционной программы, направленной на развитие коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР III-IV уровня с использованием различных видов логопедической и игровой деятельности, было проведено контрольное экспериментальное исследование в двух группах: в экспериментальной группе, где была реализована программа, и в контрольной группе, где проводились традиционные занятия. Для диагностики были использованы те же методики, только с другим стимульным и дидактическим материалом. Рассмотрим результаты контрольного исследования в обеих группах и определим результативность проведенной работы.

На контрольном этапе исследования было выявлено, что уровень коммуникативных навыков в экспериментальной группе повысился на 40%, что свидетельствует об эффективности групповых и командных игровых ситуаций, в ходе которых дошкольники с общим недоразвитием речи учились понимать и воспринимать позиции своих ровесников, уважать чужое мнение и интересы в любом виде деятельности, в любых формах общения

В контрольной группе, общий уровень сформированности коммуникативных навыков остался на прежнем уровне: средний уровень 60%, низкий уровень 40%. Небольшие положительные результаты в этой группе детей с ОНР III-IV уровня наблюдались только в совместной игре с воспитателем. Необходимо отметить, что познавательный компонент в контрольной группе снизился на 20%, что свидетельствует об отсутствии интереса дошкольников к беседе о книге, о главных героях.

Так в контрольной и экспериментальной группах были выявлены особенности коммуникативной функции речи до и после коррекционной работы. Как видно из таблицы, в экспериментальной группе наблюдается значительная положительная динамика в формировании коммуникативных навыков.

Критерий

Эксперимен тальная группа до обучения

Эксперимен тальная группа после обучения

Контрольная группа до обучения

Контрольная группа после обучения

1. Речевой негативизм

11 чел.

0

12 чел.

2 чел.

2. Положительная мотивация речевой деятельности

2 чел

15 чел.

3 чел.

8 чел.

3. Нарушения регуляторных процессов

9 чел.

1 чел.

8 чел.

6 чел.

4. Тревожность

7 чел.

1 чел.

6 чел.

4 чел.

5. Подавленность

3 чел.

0

5 чел.

4 чел.

6. Страх речи

12 чел.

0

10 чел.

8 чел.

Также экспериментальное изучение коммуникативной деятельности детей с ОНР старшего дошкольного возраста показало, что она значительно отличается от процесса общения их нормально развивающихся сверстников, как по уровню своего развития, так и по основным качественным показателям.

Комплекс нарушений речевого и когнитивного порядка препятствует организации коммуникативного поведения ребёнка с ОНР, затрудняет его речевой контакт со взрослым, и способствует изоляции от коллектива сверстников, что убеждает в необходимости разработки специальной методики, направленной на коррекцию основных структурных компонентов коммуникации. Основу данного методического подхода составила ориентация на активную речевую практику в процессе организации их совместной деятельности, формирование стойкой мотивации общения и адекватных форм коммуникативного поведения, влияющих на выбор средств общения, порождение продукта коммуникативной деятельности, способы и результаты его интерпретации.

Результаты контрольного эксперимента, направленные на изучение эффективности предложенной системы выявили, что по основным параметрам общения дошкольники с ОНР приблизились к возрастной норме, у них отмечалась сформированность всех компонентов сложной структуры деятельности общения. Предложенная программа комплексного развития коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с ОНР, позволяет решить целый круг задач, связанных с речевым и умственным развитием детей с ОНР дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. - М. - 1993. - 160с.
  2. Глухов В.П. Методика формирования монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. - М., 1996 - 112 с.
  3. Грибова О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией. // Дефектология, 1995. - № 6. - с.16 - 19.
  4. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция /Под ред. Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьёвой. - Архангельский Поморский университет, 2009. - 403с.
  5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общение. - М., 1998. - 143с.
  6.  Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
  7. Соловьева Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями. – Дефектология, - № 4. – 2007. 
  8. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр направленных на формирование сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).Сенсорное развитие является условием успешного овладения...

Методика поэтапного формирования игровых умений детей раннего и дошкольного возраста в сюжетной-ролевой игре.

В статье представлена методика формирования игровых умений у детей от 1.5 лет до 6 лет. Методы и приёмы руководства, структура сюжетосложения,показатели игровых умений....

Мастер-класс «Формирование речевой активности детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством реализации педагогических проектов»

Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.3.Показать уч...

Формирование навыков самообслуживания детей в младшем дошкольном возрасте.

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей - длительный процесс, требующий от родителей знаний малышей и большого терпения. Взрослому нужно продумать все мелочи, знать ребенка и учитывать о...

Возможности использования сказкотерапии в формировании гендерной идентичности детей с ОВЗ дошкольного возраста

В статье описаны возможности использования сказкотерапии в формировании гендерной идентичности...