Развитие творчества при обучении связной речи у детей старшего дошкольного возраста сОНР.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Содержит информацию: о важности формирования творческого рассказывания в развитии словесно-логического мышления,о предпосылках для развития творческого воображения у детей, о разных видах рассказывания с элементами творчества. Представлены разные виды творческих заданий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творчества при обучении связной речи у детей старшего

дошкольного возраста.

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления , представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного  отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания   ( ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга. 

Основная функция воображения — преобразование полученного опыта                  в следствии различных комбинаций пережитых впечатлений. Однако, по мнению Л. С. Выготского, обладая от природы богатым и свободным воображением, ребенок младше 5 лет не способен оперировать им конструктивно; только примерно с 6-го года жизни воображение дошкольника постепенно приобретает все более активный и созидательный характер, «превращаясь из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, в творческое».                    Существенно, что такая трансформация определяется не только возрастом ребенка. Известные ученые Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, К. Н. Корнилов, А. В. Запорожец рассматривают воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечают важность планомерной, последовательной  работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию».

 При развитии у детей творческого воображения важно, чтобы оно не превращалось в пустое фантазирование, которое в психологии оценивается как отрицательное качество (Ф. А. Сохин), поэтому, придумывая с ребенком истории, у него при необходимости следует спрашивать: «Могло ли такое произойти в жизни? ». Если малыш, нагромождая фантазии одна на другую, теряет сюжетную нить, полезно тактично остановить его, а затем предложить свои варианты развития событий на выбор. Подобным образом на этапе планирования рассказа у ребенка формируют критическое мышление. 

 Помимо создания замысла, рассказывание по воображению предполагает установление логической последовательности задуманных событий и явлений; их запоминание, а затем воспроизведение; отбор необходимых языковых средств; связное, полное, выразительное изложение рассказа и пр.

Таким образом, психологическая и речевая деятельность, включающая переработку и комбинирование детских представлений, создание на их основе новых образов, структурирование замысла, а также точное, последовательное, грамотное его оречевление, представляют для детей немалые трудности. Некоторые авторы (О.С.Ушакова, М. М. Алексеева и др.) считают подобную деятельность детей сравнимой по сложности с литературным творчеством взрослых. 

Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте (Ф. А. Сохин, А. М. Леушина и др.). В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.

Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5—6 лет у дошкольника формируются определенные психологические предпосылки: возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания  (по Р. С.  Немову); произвольность и образность памяти; логика и понятийность  мышления; управляемость воображения и др. Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются. Обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков составления связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, серии картин, рассказ- описание)

 К основным видам рассказывания с элементами творчества относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление рассказа по предложенному ( готовому)  сюжету, составление рассказа  (сказки) по нескольким опорным словам и на предложенную тему.  

 Наиболее сложным в этом перечне является придумывание сказки или рассказа. Умение придумать сказку или рассказ по определенной теме или сюжету опирается на достаточно высокий уровень интеллектуальной и речевой зрелости, а также в значительной степени зависит от природной лингвистической одаренности ребенка, его способностей к «сочинительству».

Поэтому начинать  надо работу по развитию творчества  с более легких и доступных творческих заданий по обучению различным видам рассказывания.

Включение творческих  заданий в различные виды непосредственно образовательной деятельности имеет цель подготовить детей к специальным занятиям по обучению  рассказыванию с элементами творчества.

В целях формирования у детей навыков составления самостоятельного творческого рассказа проводятся следующие виды занятий:

  • Составление рассказа по аналогии.
  • Придумывание продолжения (окончания) незавершенного рассказа;
  • Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.
  •  Сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам.
  • Составление рассказа с добавлением последующих событий.
  • Составление рассказа с заменой объекта.
  • Составление рассказа с заменой действующего лица.
  • Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
  • Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
  • Составление рассказа с добавлением объекта.
  • Составление рассказа с добавлением действующего лица.
  • Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
  • Составление рассказа с изменением результата действия.
  •  Составление рассказа со сменой времени действия.

При этом решаются следующие задачи:

  • Развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа;
  • Активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем.
  • Уточнение и развитие пространственных и временных представлений.
  • Развитие воссоздающего и творческого воображения.

Составление рассказов по аналогии

При обучении рассказыванию по аналогии рекомендуется вспомогательный прием совместного составления рассказа по предложенной взрослым сюжетной схеме. Например:

В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат) отправились…(на дачу, на рыбалку, в лес) .Папа взял с собой…, мама-….А  я захватил с собой….Мы ехали на… (в…)..Там.. (где?) очень красиво. Рядом есть…(лес, озеро, речка). Мы ходили в.. на.. за..(Что было дальше?)..Домой вернулись… Мне очень понравилось на..(в…)..

Ребенок заканчивает предложения. Затем взрослый объединяет высказывание ребенка в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа. Для составления рассказов по аналогии могут быть использованы и произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц,  деталей повествования,  действий отдельных персонажей.

 Структура таких занятий включает:

        *двукратное  чтение и разбор содержания текста;

        *конкретные указания по составлению рассказа (  изменение времени   года, места действия);

       *рассказ ребенка с последующим анализом и оценкой.

      Составление  продолжения( окончания) незавершенного рассказа

Обучение этому виду рассказа рекомендуется проводить в двух последовательно используемых вариантах: с опорой и без опоры на наглядный материал.

 В первом варианте ребенку предлагается картина, изображающая кульминационный момент неоконченного рассказа. После разбора содержания( описательная характеристика персонажей, изображенной обстановки) дважды прочитывается текст начала рассказа. Предлагается несколько вариантов возможного его продолжения в соответствии с данной сюжетной ситуацией.

Для второго варианта  задания текст неоконченного рассказа после двукратного чтения пересказывается ребенком. Затем дается задание придумать окончание рассказа по одному из предложенных вариантов ( по выбору).  Для этого подбираются тексты позволяющие выбор нескольких вариантов продолжения рассказа.  Особенно благодатным материалом для придумывания своего веселого,  счастливого, справедливого и доброго конца являются русские народные сказки  (например: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка- сестричка и серый волк»), замечательные сказки, рассказы, басни русских писателей (например: «Серая шейка»  Д. Н. Мамина-Сибиряка , «Воробей» И.С. Тургенева и др.).

 

           

            Составление рассказов по наборам игрушек

Для этого вида творческого рассказывания  могут быть использованы следующие темы: « У Тани день рождения», « Таня в гостях у бабушки», «Как Маша ходила в зоопарк».

В структуру этих занятий с ребенком входит:

  • Отгадывание загадок  о персонажах и предметах будущего рассказа.
  • Характеристика персонажей (внешний облик, «общественная роль» и «профессиональные действия»; описание предметов- атрибутов.
  • Определение темы рассказа.
  • Образец рассказа или его начала, предлагаемый взрослым.
  • Составление рассказов детьми с использованием данного плана.
  • Анализ рассказа ребенка

Можно использовать инсценировку, позволяющую соотносить высказывания  ребенка с демонстрированием действий игрушек- персонажей.  Инсценирование  сюжета способствует накоплению зрительных впечатлений, активизации словаря и речевых высказываний ребенка.

Составление рассказов по опорным словам

Обучение ребенка этому виду рассказа целесообразно вначале проводить в сочетании с демонстрацией наглядных опор- соответствующих картинок (например: мальчик- удочка- река). Помимо предметных, могут использоваться и отдельные картинки с изображением пейзажа. Они выполняют функцию своеобразного плана. Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика ( описание внешнего вида, деталей и т. д.) . Затем ребенку предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: « На рыбалке», « Случай в лесу». Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из 3-4 вопросов, к составлению которого привлекается ребенок ( например: Что взял с собой мальчик на рыбалку? Кого он встретил? Что произошло во время рыбалки? Что мальчик принес домой? ). При затруднении можно дать образец начала рассказа.

При обучении составлению рассказа по данным словам без опоры на картинки такой образец рассказа используется ,как правило постоянно.

                     Составление рассказа на заданную тему

Составление этого вида рассказа без использования словесных  и наглядных опор из-за сложности  проводится на заключительном этапе работы. В структуру занятий по обучению составления рассказа на заданную тему рекомендуется включать:

  • Беседу - обсуждение предложенной темы ( активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа)
  • Обсуждение и  совместное составление плана будущего  рассказа.
  • Направляющие указания к составлению плана будущего рассказа

 ( определить место , время действия, основных персонажей; установка, ка можно начать рассказ и др.).

  • Обсуждение и анализ детского рассказа.
  • Придумать другой рассказ на ту же тему. 

Обучение детей творческому рассказыванию по картинам.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А. М. Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой.

Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает  Т. А Ткаченко для работы по 10 видам творческого рассказывания (перечислены в порядке возрастания сложности):

  • Составление рассказа с добавлением последующих событий.
  • Составление рассказа с заменой объекта.
  • Составление рассказа с заменой действующего лица.
  • Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
  • Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
  • Составление рассказа с добавлением объекта.
  • Составление рассказа с добавлением действующего лица.
  • Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
  • Составление рассказа с изменением результата действия.
  • Составление рассказа со сменой времени действия. 

Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из 6 этапов.

1 этап .Анализ содержания картины

Начальный этап работы по картине включает в себя установление:

  • места действия,
  • времени действия,
  • свойств объектов и предметов,
  • целей действия каждого персонажа,
  • причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.

Во время ответов на вопросы взрослый следит за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений.

При необходимости взрослый исправляет неточности высказываний ребенка, выражая свое несогласие с ним как вариант ответа («А, может быть, так лучше?»).

 

2 этап. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания

Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:

  • интереса,
  • внимания,
  • памяти,
  • инициативности,
  • воображения,
  • мышления (в том числе критического) и др.

Активизировать названные процессы можно с помощью вопросов и заданий, причем, помимо их содержания, важна форма, то, как они предлагаются.

Известно, что во время индивидуальных занятий ребенок, целиком ориентированный на взрослого, невольно копирует его психологический настрой. Поэтому педагогу или родителю, особенно на данном этапе работы, желательно самому проявить активность, собранность, эмоциональность и заинтересованность.

 

3. этап.Составление исходного рассказа по картине  

Цель данного этапа-на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.

Перед составлением рассказа взрослый объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение в таблицу. Получившуюся историю можно будет прочитать родственникам, друзьям и знакомым. Таким образом, запись рассказа явится дополнительным источником положительной мотивации для его составления.

   При составлении рассказа ребенком взрослый следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно- следственных взаимосвязей (не только ,что и когда происходит, но и почему).

     Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.

      В случаях, когда ребенок совсем не может составить рассказ, взрослый составляет его самостоятельно. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его целиком. Однако следует помнить высказывание Ф. А. Сохина о том, что «...образец дается для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения».

 

4 этап.Планирование творческого рассказа

От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается

  • в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания,
  • обсуждении замысла,
  • выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории),
  • составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания),

     •        построении плана изложения (можно в графическом варианте),

     •        установлении объекта для прямой речи,

    •        придумывании заголовка к рассказу.

При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр.)- В каждом конкретном случае цель трансформации сюжета соответствует виду творческого рассказывания.

          При уточнении замысла ребенок пользуется вначале внутренней речью. Она, в отличие от внешней, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью . Причем в первую очередь во внутренних высказываниях сокращаются подлежащие и остаются сказуемые (предикаты). Осознание и последовательное называние всех действий в предполагаемом рассказе          (т. е. составление «предикативной цепочки») активизирует и направляет мысль ребенка и, в конечном итоге, облегчает составление им творческого рассказа.

             Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него свое название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.

         Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным для запоминания, можно предложить ребенку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков-символов основные этапы повествования).

 

5 этап.Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием

•        точных слов,

•        образных сравнений,

•        грамотных, четких предложений,

•        связей предложений и частей рассказа,

•        выразительности,

•        интонирования,

•        акцентирования наиболее значимых слов,

•        плавности речи,

•        фонетической четкости каждой фразы.

    Мы предлагаем взрослому записывать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и оценить его. При записи рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Вначале следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности высказываний, добиться правильного построения фраз и только затем записывать их. 

      Прежде всего следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (Однажды... Как-то раз... В один летний день и пр.). Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразятся мораль либо основной смысл высказывания.

     При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, в это время), имена детей, местоимения и пр. Следует помнить высказывание Ф. А. Сохина: «Связность речи- это связность мыслей!».

    В случаях ,когда ребенок совсем не может составить творческий рассказ, взрослый зачитывает ему образец.  После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его самостоятельно, чтобы пересказ образца, как любое занятие, поднимал планку развития, позволял совершенствовать имеющиеся навыки.

  6 этап. Анализ и оценка творческого рассказа

Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.

Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.

     В тех случаях,  когда взрослый избегает проявлений несогласия с ребенком и одобряет любые его высказывания, речевое и умственное развитие малыша блокируется.

   Однако нежелательна и другая крайность: излишняя критичность, особенно при оценке замысла ребенка. Взрослому не следует сразу же отвергать образы, придуманные ребенком, говоря, к примеру: «Раки в грязных реках не водятся!» или «Птица не может схватить клювом яйцо!». В таких случаях появляется опасность сковать творчество, фантазию ребенка большим количеством запретов.

Исправлять малыша следует только при нелепом, пустом фантазировании (бык залез на дерево и зачирикал, коза взяла микрофон и запела песню и пр.).

Ошибочные слова в высказывании ребенка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить измененную фразу целиком.

                                             

                                   Список литературы :

1.Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста». -М., 1984.

2. .Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ,2002.

3 Конаваленко В.В., Конавалнеко С.В. Формирование связной речи и развитие    логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы . Методическое пособие. - М.: Издательство ГНОМ и Д.2001..

4. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Под ред. Л.П. Федоренко.М.,1984.

5. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам : пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко.- М.:  Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста/  Под ред. Ф.А. Сохина. М.,1984.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».

Консультация для родителей:«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».План презентации:•Вступительное слово•Диалог и монолог•Методы развити...

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

ПРОЕКТ : « Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам устного народного творчества».

«Надо предпочесть того педагога, Который идёт новыми путями.           Каждое его слово, каждый поступок  несёт на себе печать незабыва...

«Лингводидактическая технология в обучении связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

   К инновациям в системе дошкольного образования часто относят «нетрадиционные занятия».  Лингводидактическая технология не отличается принципиальной новизной, новиз...

Логопедический квест "Лесное путешествие" по развитию познавательных способностей и связной речи для детей старшего дошкольного возраста

Конспект досуга может быть полезен логопедам,  воспитателям детского сада. Цель НОД воспитывать познавательный интерес у дошкольников, умение взаимодействовать со сверстниками; закреплять пр...

Использование устного народного творчества в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Фольклор - величайшее духовное наследие народа. Жанры устного народного творчества – эпосы, сказки, пословицы и поговорки, загадки несут в себе неоценимую педагогическую нагрузку. В них отражают...