Открытое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «У Лукоморья»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина "У Лукоморья" проходит в виде викторины, где актуализируются знания детей о русском поэте  и его сказкам. Дети узнают сказки по прочитанному эпизоду, решают ребусы, кроссворд, отгадывают загадки, отвечают на вопросы, вспоминают героев сказок. Формируется интерес и положительное отношение к творчеству А.С. Пушкина. Развивается интерес к художественной литературе и чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zan_push.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение№120 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга

Открытое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе.

Тема: Путешествие по сказкам   А.С. Пушкина «У Лукоморья»

Учитель-логопед: Логинова Людмила Александровна

Цель:

 Приобщение, формирование интереса и положительного отношения к творчеству А.С. Пушкина. Развивать интерес к художественной литературе и чтению.

Задачи:

Образовательные:

- Актуализировать знания о сказках А.С. Пушкина.

- Формировать умение  узнавать сказку по прочитанному эпизоду, вспоминать героев сказок, их имена, характеры.

Коррекционные:

- Развивать связную речь, обогащать словарь:совершенствовать  грамматический строй речи (предложно-падежные конструкции), совершенствовать навыки словообразования,

совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения),

автоматизировать ранее поставленные звуки.

- Развивать внимание, мышление, память.Совершенствовать умение перевоплощаться, импровизировать, читать стихи.

- Координировать  речь с движением. Развивать зрительно-пространственный гнозис и праксис.

- Развивать общую моторику.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.Воспитание навыков сотрудничества.

- Воспитывать умение слушать и выполнять инструкции.

- Воспитывать любовь к книге.

Предварительная работа

Чтение сказок А.С.Пушкина.

Просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина.

Прослушивание аудиоверсий сказок А.С. Пушкина.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников

Оборудование: коврограф, плоскостное изображение золотой рыбки со снимающимися чешуйками-пазлами с обозначениями слов в конвертах по числу детей, карточки с «шифровками»  (схемы предлогов), иллюстрации к сказкам, взятые из интернета, атрибуты и элементы костюмов для игры-драматизации, поделки детей, контейнер с материалами для анализа предложений, ребус, кроссворд,  мнемотаблица по сказкам, книги А.С. Пушкина, мнемотаблица «Времена года»,  пособие «Замок», пособие «Избушка на курьихножках», «Сундук Кащея», пособие «Звуковой анализ слов», схемы слов, перфокарты.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Вход детей. Приветствие. Чтение телеграммы. Разгадывание ребуса.

- Дети, нам кто – то прислал телеграмму, но место, куда нас пригласили

зашифровано  ребусом. Прочитайте телеграмму и разгадайте ребус.(Слово «Лукоморье» зашифровано: нарисован лук, буква «О», напечатано слово «море», над которым буква «Ь» протискивается между буквами «Р» и «Е»).

- Дети читают телеграмму: «Дети, приглашаю вас в Лукоморье. Кот - ученый».

- Дети, что такое Лукоморье? ( Лукоморье – это изгиб морского берега в виде лука «Википедия»).  

Поиграем в стихи – добавлялки.

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

2. Кот – ученый зовет детей к доске, приветствует их, просит заполнить кроссворд, отгадать зашифрованное в нем слово. (Пушкин).

-Пушкин Александр Сергеевич – кто это? (Русский поэт).- Какие вы знаете сказки Пушкина А. С.? («Сказка о Золотом петушке», «Сказка о Золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане и его сыне Гвидоне», «Сказка о мертвой царевне»).  Дети отвечают по мнемотаблице ( на мнемотаблице изображены петух, яблоко, бочка, рыбка)

3. Русалка, которая сидит на дереве, просит детей назвать ласково кота и провести звуковой анализ «котик».

4. Пособие «Там Леший бродит». Формирование временных представлений:

- Дети, смотрите, кто на пеньке сидит?

- Это Леший! (Он задает вопросы: Какое время года сейчас? Сколько всего времен года? Сколько месяцев в каждом времени года? Сколько недель в месяце? Сколько дней в неделе? Назовите дни недели!) Используется пособие «Времена года и их месяцы. Дни недели»

Леший говорит, что их зовет к себе в гости Золотая рыбка!

5. На коврографе пособие «Золотая рыбка»

- Дети, из какой сказки эта «Золотая рыбка»?

- Где живет «Золотая рыбка»? (в море).

- Ответьте полным предложением! (Золотая рыбка живет в море.)

- Дети, давайте выложим схему этого предложения.

Вывод: предложение пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка!

Рыбка предлагает детям вынуть из нее чешуйки, прочитать на них напечатанные слова и расположить их по схеме предложения.

(Дети выполняют).

3. Развитие речи. Предлоги. Составление предложений.

Золотая рыбка предлагает детям достать карточки- схемы предлогов из-за камня и дает задание:

- Дети, возьмите карточку, назовите по схеме предлог, найдите на коврографе картинку и придумайте предложение с этим предлогом.

Дети:

- Рыбка плавает над камнем.

- Рыбка заплыла за камень.

- Рыбка подплывает к камню.

- Рыбка отплывает от камня.

- Рыбка отдыхает перед камнем.

- Рыбка заплывает в раковину.

- Рыбка выплывает из раковины.

Золотая рыбка говорит, что сюда бежит Серый волк, показывает на замок и произносит стихи:

- В темнице там царевна тужит,

А Серый волк ей верно служит.

6. Пособие «Замок глухих и звонких звуков». Прибегает Серый волк и просит детей правильно подобрать парные согласные  звуки и правильно их расставить в окнах замка, тогда царевна сможет выйти из заколдованного замка! Дети выполняют это задание.

7. Игра: «Измени первую букву в слове, чтобы получилось другое слово»

- Дети, посмотрите,  плывет бочка ( На доске картинка, на которой изображена бочка, плывущая по морю). Из какой сказки она приплыла? ( Из «Сказки о царе Салтане и его сыне Гвидоне»).

Под картинкой слово «бочка». Дается задание: «поменять первую букву в слове на другую, чтобы получилось другое слово».

Дети выполнят задание: ( бочка – почка – ночка – кочка – мочка – ночка – дочка – точка ).

Затем дети выполняют подвижное упражнение «Шмель»

- Тут князь очень уменьшился,                        Дети приседают.

Шмелем он оборотился.                                   Дети встают, бегают и жужжат.

Полетел и зажужжал;                                       Дети бегут, взмахивая руками.

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился                                     Дети приседают.

На корму – и в щель забился.                          Закрывают лицо руками.

8. Правильное произношение звуков перед зеркалом.

 - Дети, смотрите, на зеркале яблоко, оно заколдовано.

- Из какой сказки это яблоко? («Сказка о мертвой царевне»).

- Злая мачеха заколдовала зеркало, чтобы дети неправильно говорили звуки, которые они учились произносить. Давайте произнесем все звуки правильно и расколдуем зеркало!

(Дети произносят звуки: ш-ж-ч-щ-р-л).

9. Быстрая техника чтения. Пособие «Изба-читальня»

- Дети, Баба – Яга послала змею напугать нас.

Психогимнастика.

Мы испугались, схватились за голову, изобразили испуг.

Потом мы рассердились и замахали руками на змею. (Змея испугалась и уползла), мы удивились и развели в стороны руки, а потом обрадовались, улыбнулись и подняли руки вверх, изображая радость.

Баба-Яга говорит, что всех детей съест, если они не прочитают слова, написанные на ставнях ее избушки.

Затем дети читают слова, написанные на ставнях избушки.

Баба-Яга говорит, что все равно всех съест. Тогда дети произносят народную закличку против Бабы-Яги:

-Дождик лей, лей, лей,     (дети шевелят пальцами, опуская руки сверху вниз)

На меня и на людей,         (показывают на себя и на других детей)

На людей по ложке,          (показывают руки, кисть руки в виде ложки)

На меня по крошке,           (посыпают себя крошками)

А на Бабу-Ягу по целому ведру. (Показывают, как из ведра обливают Бабу-Ягу) Баба-Яга улетает в ступе.

10. Подбор к словам соответствующих схем слов.

Пособие «Белка с орешками».

- Ребята, из какой сказки эта белка? (Из «Сказки о царе Салтане и его сыне Гвидоне»).

Белочка предлагает детям сделать массаж ладоней орешками и при этом

продекламировать стихи:

- Белка песенки поет, да орешки все грызет,

А орешки не простые, в них скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд, слуги белку стерегут.

- Дети, белка приготовила вам задание: подберите к предметным картинкам звуковые схемы. (Слова: белка, кот, яблоко, петух).

11. Перфокарты в сундуке Кощея Бессмертного.

- У Кощея в сундуке не золото, а знания, если мы справимся со всеми заданиями, то Кощей исчезнет!

Перфокарты:

1. Вставь пропущенные буквы.

2. Определи место звука в слове

12. Подведение итога занятия.

- Ребята, вам понравилось занятие?

- Спасибо вам, дети, вы справились со всеми заданиями, вы – молодцы!

Скоро вы будете сами читать разные книги и узнаете много нового и интересного. Детям дарят книги со сказками А.С. Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Коррекционно-образовательная:уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Тема: Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Цель: развивать связную речьЗадачи:Образовательные: расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, ос...

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: Приключения в зимнем лесу.

В зимнем лесу детей ждут разные приключения и встречи: С Дедом Морозом, со Снеговиками,с  Зимой, с зимующими птицами, с Лошадкой, запряженной в зимние сани. От них дети получают разнообразные зад...

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: «Королева Знаний»

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «Звук и буква Ш"

Коррекционно-образовательные задачи:- знакомство детей со звуком и буквой Ш;- закрепить правильное произношение звука Ш;- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;- учить детей оп...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...