Памятки по развитию всех компонентов речевой системы от 1 года до 7 лет.
консультация по логопедии на тему

Текст каждой памятки краток, понятен и содержит несколько игр, формирующих отдельный компонент речи, а все вместе памятки обеспечивают принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Составляем предложения

Вместе правильно составляем предложения

Предлагаемые ниже игры направлены на  формирование у ребенка  умения говорить полными, грамматически верно оформленными предложениями.

Все игры располагаются в порядке усложнения, но сами

игры очень просты.

Учим детей составлению  отдельных словосочетаний и употреблению слов в правильной грамматической форме

«Дополни и скажи»

 Ребенку предлагается дополнить предложение взрослого: «В небе летит самолет, а на аэродроме стоит много… (самолетов)». У меня один карандаш, а в стакане много… (карандашей).

«Подумай и ответь»

 Предложим ребенку  подобрать признак к предмету: «Зимой снег белый, и зайчик зимой (какой?) Летом ствол сосны рыжий, и белочка (какая?) Летом трава зеленая, и кузнечик (какой?)»

Учим детей составлению простых предложений из 5-7 слов.

«Ответь на вопросы».

Учим составлению предложений, читая детям яркие, небольшие по объему стихотворные  тексты, например:

Вот пришла лисичка,

Рыжая сестричка.

                  

 Прибежал сердитый волк,

Он зубами щелк да щелк

Какая была лисичка-сестричка? А какой был волк? Побуждайте ребенка отвечать полным, развернутым предложением.

Учим детей составлению

предложений с

 однородными членами

«Узнай, что я загадала»

 Предложите ребенку угадать, какой предмет у вас в кармане: «Он большой, круглый, резиновый, легкий, красивый, красный» (мяч). Поменяйтесь ролями – пусть ваш ребенок спрячет и загадает вам предмет, рассказывая только о его признаках: цвете, форме, величине, материале, весе.

Предложите ребенку дополнить предложение: «В лесу живут волки, медведи… (лисы, белки, ежи). На нашем огороде растут огурцы, помидоры… (редиска, картофель)» Если дополнение ваших предложений уже не вызывает трудностей, предложите ребенку составить аналогичные предложения самостоятельно.

Учим детей составлению сложных предложений

Сначала научите ребенка отвечать на ваш вопрос, проговаривая только вторую часть сложного предложения:

Мама :

- Почему мишка такой грустный?  

Ребенок:

- Потому, что он устал.

«Что сначала, что потом»

Взрослый говорит, что он будет делать сначала, а ребенок должен догадаться и сказать, что он будет делать потом.

Мама:

- Сначала я расстегну куртку, а потом …

- Ты ее снимешь,- добавляет ребенок.

«Почему?»

 Научите ребенка грамматически верно отвечать на вопрос почему?

Мама взяла зонтик, потому что… (потому что на улице шел дождь).

У Вовы заболело горло потому что …(потому что он ел мороженое).

«Скажи, почему

ты выбрал эту игрушку»

 Предложите ребенку выбрать из нескольких игрушек одну. Ребенок выбирает игрушку и отвечает, почему он выбрал именно ее: «Я взяла куклу, потому что она мне понравилась».

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Формируем навык звукового анализа и синтеза

К школьному обучению ребёнок уже умеет выделять звук в слове, определять его местоположение. Определять последовательность звуков в слове. Слышать и определять твёрдость и мягкость звуков. Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют формированию к школе этого необходимого навыка. В  эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, в транспорте, на даче, перед сном и т.д.

«Угадай звук»

Взрослый показывает немую артикуляцию любого гласного звука [А, О, У, И, Э, Ы], ребёнок угадывает. Потом ребёнок загадывает звук взрослому.

«Поймай звук»

Хлопни в ладоши (топни, прыгни, сядь и т.д.), если услышишь звук […](взрослый четко называет звук, а не букву). Далее взрослый произносит ряд звуков, а ребёнок, услышав заданный звук, «ловит его». Задание постепенно усложняется: звук можно выделять из ряда слогов, затем слов.

«Кто больше?»

Идём, не скучаем все слова на звук […] называем. По дороге идём и придумываем как можно больше слов на любой выбранный звук.

«Звуковая цепочка»

Подбираем и произносим любые слова. Каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. Задание можно усложнить, называя слова определённой тематики. Например: называем только мебель или овощи и т.п.

"Скажи наоборот"

Преврати твердые звуки в мягкие и наоборот. Например: [Т]-[ТЬ],[РЬ]-[Р],[С]-[СЬ],[К]-[КЬ] 

«Собери слово»

У меня рассыпалось слово, помоги мне его собрать. Взрослый называет чётко каждый звук слова, а ребёнок называет слово целиком. Например: [К, О, Т] – кот, [В, О, Д, А] – вода, [ЛЬ, И, С, Т] – лист, [ЛЬ, О, Т] – лёд.

«Раскрась слово»

Для игры понадобятся фишки красного, синего и зелёного цвета (можно вырезать кружочки или квадратики из цветного картона). Взрослый предлагает ребёнку на каждый звук в слове положить фишку определённого цвета: гласные звуки [А, О, У, И, Э, Ы] – красный цвет, согласные твёрдые звуки [П, Н, М и т.д.] – синий цвет, согласные мягкие звуки [ТЬ, БЬ, ЛЬ и т.д.] – зелёный цвет. Например: ЛИЦО -

«Где живёт звук в слове?»

Найди звук в слове, скажи, где он «живёт»: в начале (первый), в конце (последний) или в середине слова (между первым и последним звуком). Взрослый называет слово, а ребёнок ищет где «живёт» заданный звук. Например: [М] – Молоко (в начале), доМ (в конце), лоМать (в середине слова)

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать,

что эти занятия - не скучная неизбежная повинность,

а интересная, увлекательная игра, в которой он

обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие

успехи и будьте терпеливы

при неудачах.

 Если задание кажется

ребёнку сложным,

приведите несколько

примеров его выполнения

или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами.

Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Автоматизируем звуки легко

К пяти годам ребёнок уже должен уметь произносить правильно все звуки. Если это не так, то ребёнку необходима помощь учителя - логопеда. После постановки звука логопедом, родители могут закреплять (автоматизировать) правильное произношение звука в домашних условиях. Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют формированию навыка правильного произношения ребёнком того или иного звука. В  эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, в транспорте, на даче, перед сном и т.д. Во время игры необходимо подбирать слова (не менее 10)

с автоматизируемым звуком и четко отслеживать правильное произношение звука ребёнком во всех словах и играх!

«Волшебный художник»

 или «Волшебник». Представь, что ты волшебный художник (волшебник). Покрась (преврати) все слова, которые я буду называть в … (зелёное, синее и т.д. или быстрое, тёплое и т.п.). Взрослый подбирает слово, обозначающее цвет или качество предмета так, чтобы оно содержало автоматизируемый звук (напр.: голубое яблоко, голубой стол, голубая лопата, …).

«Один – много»

Я назову тебе один предмет, а ты преврати его во много (напр.: стол – столы, лопата – лопаты, …)

«Скажи ласково»

Скажи про все слова ласково (напр.: лопата – лопаточка, лодка – лодочка, …).

«Счетовод»

Посчитай до пяти с каждым словом, например: одна лодка, две лодки, …, …, пять лодок.

«Жадина»

Представь, что ты – «жадина». Скажи про слова со словами «мой», «моя» или «мои» (напр.: моя лопата, мой стол, мои ладони, …).

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами.

Ни в коем случае не предлагайте механически повторить

за Вами готовый ответ.

Будьте внимательны к речи своего ребёнка и не забывайте исправлять ошибки звукопроизношения в свободном высказывании!

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Слышим и различаем  звуки

в 3-4 года

Учимся вместе с ребёнком слышать и различать

звуки в 3-4 года

Всё,  что мы слышим и всё, что мы произносим  - это звуки. А много ли звуков мы можем различить? В предлагаемые игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

«Посидим в тишине»

Попросите ребёнка посидеть в тишине одну минуту. Спросите, какие звуки он услышал, расскажите ему, что слышали вы. Повторите игру: кто больше услышит звуков?

«Угадай по звуку»

Пусть ребёнок отвернётся, а вы помешайте ложкой в стакане,

закройте крышкой кастрюлю, можно руками помять бумагу и т.д. Предложите ребёнку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

«Не разбуди кошку»

Соберите предметы, которые при прикосновении звенят: ложки, вилки, металлические  крышки и т.д. Положите их один на другой, затем пусть ребёнок переложит их 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.

«Услышь мой шёпот»

Попросите ребёнка отойти от вас на 5 (8,10) шагов. Шёпотом давайте команды (можно повторять цифры, слова), а ребёнок будет их выполнять (повторять).

«Морзянка»

Дайте ребёнку послушать ритм и попросите его повторить (прохлопай,  протопай, простучи). С каждым разом предлагается всё более трудный рисунок.

«Угадай, чей голос»

Попробуйте изобразить звуками какой-то предмет: паровоз, самолёт, свистящий чайник, кошку, курочку и т.д. Ребёнок должен угадать, кто (что) так звучит.

«Подарок бабушке»

Предложите выбрать подарки для бабушки, и не просто выбрать, а по первому звуку в названии предмета. Например: [А]- астра, арбуз, ананас и т.д.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Слышим и различаем  звуки

в 5-7 лет

Учимся вместе с ребёнком слышать и различать звуки

в 5-7 лет.

В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

«Фломастеры»

У меня 12 фломастеров разного цвета. Я загадала цвет одного из них. Если ты догадался какого, возьми его в руки: [ж] …, [к]…, [з']…, [с']

Покажи фломастером все предметы, названия которых начинаются с того же звука, что и цвет.

«Весёлая семейка»

Живёт на свете весёлая семейка: папа, мама, сынок, дочка. Внимательно послушай, как поёт песню каждый  член семейки:

Наша дружная семья:

Папа, мама, ты да я.

Живём вместе мы,

Поём песенки.

Мама: «ма-ма-ма»,

Папа: «па-па-па»,

Дочка: «на-на-на»,

Сынок: «та-та-та».

Пропойте сами песенку и попросите ребёнка отгадать, кто её поёт.

«Зоопарк»

В зоопарке живут звери. По первым звукам названий зверей отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, орёл, козлик (сок); кот, осёл, собака, тигр (кость).

«Цепочка»

Придумай слово, которое бы начиналось с последнего звука предыдущего слова (мак – кот – труба - …)

«Догадайся сам»

Добавляя в конце каждого слова звуки [л] или [л'] (звуки можно брать любые), догадайся, что я загадала: сто…, го…., мо…, со…, ба…, … .

Начни слово звуком [л], [л']: …ось, …ипа, …уна,  …ебедь,  …адонь, … .

«Говорящая палочка»

Я буду палочкой или рукой показывать на предметы, а ты произноси вслух названия только тех, в которых есть звуки [л], [л'] (звуки можно брать любые): стена, пол, потолок, туфли, мишка, кукла, стул, платье, рука, … .

«Живое - неживое»

Назови по три «живых» и «неживых» слова, которые начинаются с [л], [л'] (звуки можно брать любые).

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Формируем грамматические категории

 и активизируем словарь

Учимся вместе с ребёнком согласовывать (дружить)  и образовывать (придумывать из старых слов) новые  слова. В  предлагаемые игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче.

«Что бывает?»

Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное. Зелёный - огурец, помидор. Осенний  - лист, дождь.

«Посчитай»

Считаем всё, что можно посчитать. Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок и т.д.

«Назови ласково»

Ребёнку предлагается назвать ласково: ложка- ложечка, стул- стульчик и т.д.

«Назови, какой…»

Образование прилагательных. Сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

«Чего не стало»

Использование существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. (нет вилки (вилок), нет моркови). 

«Один и несколько»

Я назову один предмет, а ты несколько «У меня груша. У меня груши. Дома нож. В магазине ножи»

«Один – много»

Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов. «У меня один апельсин» - «А у меня много апельсинов».  «У меня только одно яблоко» -«А у меня много яблок».

«Большой - маленький»

Жили-были два гнома. Одного звали Гномик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Гномище, он был толстый и высокий. У каждого из гномов было своё жилище. У Гномика был маленький домик, а у Гномища - большой домище. У Гномика был носик, а у Гномища - носище. У Гномика были пальчики, а у Гномища- пальчища. ( Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник – слонище).

«Скажи наоборот»

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению темно, а наоборот – светло, хорошо – плохо, тяжело – легко, можно – нельзя и т.д.

«Чье все это?»

Ребенку показывается картинка с изображением животного ( или живое животное) и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом: Чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза? Корова — коровий, коровье, коровья, коровьи. Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи. Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи. Лошадь — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные. Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

«Жадина»

 Ребёнок называет слова со словом  мой, моя, моё, мои.

«Разные вопросы»

Перекидывайте друг другу мяч, сопровождая своё действие вопросом: Где растут листья? (На ветке). Где растут ветки? (На дереве). Где растут деревья? (В лесу).

«Кто больше»

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?»,  «какая?», «какое?», «какие?». Например: солнце  (какое оно?) - желтое, золотое, яркое, теплое, лучистое, сияющее, южное, весеннее, доброе. Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Формируем слоговую структуру слова и активизируем словарь

Учимся вместе с ребёнком произносить сложные слова, считать количество слогов в словах,   выделять ударный слог, образовывать (придумывать) новые  слова. В  предлагаемые игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

«Найди слова»

Предложите ребенку, найти в квартире предметы с короткими названиями (стул, стол и т.д.), а затем с длинными (телевизор, магнитофон и т.д.).

«Эхо»

Взрослый произносит слово по слогам, ребенок четко повторяет произнесенное слово  по слогам. Затем ребенок произносит   свое слово по слогам, а повторяет взрослый. Игра продолжается по кругу.  Важно следить, чтобы деление слов на слоги происходило на стыке морфем.

«Прошагай слово»

Взрослый  показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, мяч (1шаг)— молоко (3 шага)). Затем ребенок  «прошагивает» придуманные им слова.

«Поднимись по лесенке» Предложите ребенку, поднимаясь по ступенькам лестницы (например, в подъезде), проговаривать слова по слогам. Слова придумывает ребенок  или предлагает взрослый.

«Закончи слово»

Взрослый предлагает ребенку закончить начатое им слово сначала одним слогом, например: ВА-(ТА), ЛЕ-(ТО), КИ-(НО), БА-(НЯ), КО-(НИ), ДЫ-(НЯ), ТЁ-(ТЯ), У-(ХО) и т.д.Затем двумя слогами, например: МА-(ШИНА), МО-(ЛОКО), ДЕ-(ДУШКА), РА-(ДУГА) и т.д..

«Придумай начало слово»

Взрослый  говорит окончание слова. Ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком.

Например: *-БУШКА, *-КЕТА, *-МИДОР, *-ЛЕНО, *-ТЯТА и т.д..

«Путаница»

Взрослый  произносит два слога, нужно поменять их местами и назвать получившееся слово. Например: слоги: КА-МАС, ТА-ПАС, ТЫ-КУС,  ВА-ТЫК,  ТЯ-КА, ТИ-НОГ,  КА-СУМ,  ЛА-МЕТ,  ГИ-НО,  НА-ВЕС, и т.д..

«Печатная машинка»

Предложите ребенку «отпечатать» детенышей животных ладошками по коленкам. Взрослый спрашивает: - «У козы?», ребенок отвечает: - «Козлята»,  и одновременно сопровождает произнесение каждого слога хлопками ладошками по коленкам, т.е. «пропечатывает» свой ответ.

«Назови ласково»

 Взрослый предлагает ребенку добавить к предложенным словам  слог (ИК) в конце слова и повторить все слово. Например: ЛИСТ-(ЛИСТИК), КУСТ-(КУСТИК), ВИНТ-(ВИНТИК), ЗОНТ-(ЗОНТИК), БАНТ-(БАНТИК), СТОЛ-(СТОЛИК), ВИНТ-(ВИНТИК) и т.д.

«Посчитай слоги в слове» 

Взрослый предлагает ребенку определить количество слогов в слове. Дополнительно можно спросить  у ребенка, какой первый слог в слове, затем второй, третий.

«Составь слог»

Ребенку предлагается составить слог из заданных звуков. Например: звуки  (Т), (П), (О). Задание:  составь слог из заданных звуков, чтобы гласный был в середине.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Формируем

 связную речь

и активизируем словарь

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют формированию связной речи. В  эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, в транспорте, на даче, перед сном и т.д.

«Если бы...»

Предложите ребёнку пофантазировать на такие темы, как: "Если бы я был волшебником, то ...", "Если бы я стал невидимым ...", "Если весна не наступит никогда ..."

«Рассказы по картинкам»

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Оживи предмет»

Предложите выбрать объект на картине для обсуждения. Ребёнок определяет его характер, рассказывает о его возможных поступках и мыслях. Например, ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

«Кто о чем говорит?»

Предложите ребёнку выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем составить диалоги от лица объектов на тему «Кто, о чем говорит».

«Расскажи, какой?»

Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например: мяч – большой, резиновый красный, легкий; огурец – длинный, зеленый, хрустящий.

Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь. В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет.

«Опиши игрушку»

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их. Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Угадай кто?»

Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку. По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь.

«Сравнение»

Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их. Например: мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос; у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые; у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.

«Автобиография»

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление. Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения я погибаю, и становится темно не только в душе" (Лампочка). "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался" (Воздушный шарик).

«Если вдруг»

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения. Например, Если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы; все ножницы; все спички; все учебники или книги и т. д. Что произойдёт? Чем это можно заменить? Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д.» Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была: Живая вода; цветик-семицветик; сапоги-скороходы; ковёр-самолёт и т. д.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как заниматься

с ребёнком дома

***

Подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности.

***

Взрослому также следует запастись терпением, настроиться на кропотливую работу.

***

Будьте заинтересованы, внимательны, настойчивы.

***

Приготовьте место для занятий: небольшой стол и два стула одинаковой высоты.

***

Помните, что способность детей дошкольного возраста к концентрации внимания очень невелика, поэтому проследите, чтобы рядом не было предметов, отвлекающих ребёнка от работы.

***
Заниматься с ребенком необходимо ежедневно, желательно в одно и то же время не менее 15 минут.

***

Не приступайте к занятию в дурном настроении: нельзя показывать ребёнку своё нежелание заниматься. 

***
Старайтесь не заниматься с ребёнком, если он утомлён или перевозбуждён, скорее всего, такие занятия не дадут результата. 

***
 Не торопите ребёнка во время выполнения задания. 

***
Если у ребёнка что-то

не получается,

не кричите на него,

не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том,

когда он попытается выполнить задание ещё раз. 

***
 Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Здесь необходим индивидуальный подход. 

***

Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.

Помните!

Систематичная работа

определяет

успешность

вашего ребенка.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Активизация речевого развития детей

В  эти игры  можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.

«Слово на ладошке»

Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

«Что бывает?»

Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное. Зелёный -…дом, помидор. Зимняя -…одежда, рыбалка. Домашнее -…печенье, задание.

«Скороговорки – языколомки» 

Необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона воронёнка.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

«Общие слова»

Назови  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду… . Как сказать одним словом: сосна, берёза, клён – это… деревья, ботинки, тапочки, сапоги – это … .

«Четвёртый лишний»

Назвови, что лишнее, и объясни почему. (удочка, карась, щука, окунь – лишняя удочка, потому что это не рыба).

«Посчитай»

Считаем всё, что видим. Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, … . Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок и т.д.

«Скажи наоборот»

Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает слово «наоборот». Длинный – короткий, зима – лето, бежать – стоять, горький - …, добро - … .

«Придумай слово на звук  […]»

Кто назовёт больше слов на звук [Т]: топор, туча, ты, тыква и т.д.

«Отгадай загадку»

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Загадывайте детям описательные загадки. Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, кислосладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

«Назови, какой…»

Образование относительных прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

«Подумай и ответь»

 Предлагайте детям словесные логические задачи.  Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

«Расскажи стихотворение»

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

«Расскажи сказку»

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Готовимся

к школе

Ребёнок,

поступающий в школу должен знать и уметь

  • Свое имя, отчество, фамилию.
  • Свой возраст (желательно дату рождения).
  • Домашний адрес.
  • Свой город (село), его достопримечательности.
  • Страну, в которой живет, столицу, имя Президента.
  • Фамилию, им, отчество родителей, их профессию.
  • Времена года,  их последовательность, месяцы, основные приметы
    каждого времени года, загадки и стихи о временах года.
  • Домашних животных и их детенышей.
  • Диких животных нашей полосы, жарких стран, севера, их повадки и
    детенышей.
  • Транспорт наземный, водный, воздушный.
  • Различать одежду, обувь и головные уборы, зимующих и перелетных птиц, овощи, фрукты и ягоды.
  • Знать и уметь рассказывать распространенные народные сказки.
  • Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая, левая сторона, верх, низ и т.д.).
  • Уметь полно и последовательно   пересказать   прослушанный   или
  • прочитанный рассказ, составить или придумать рассказ по картинке.
  • Запомнить и назвать 6-10 картинок (слов).
  • Различать гласные и согласные звуки.
  • Разделять слова на слоги с помощью шагов (хлопков) по количеству гласных звуков.
  • Определять количество и последовательность звуков в словах типа МАК, ДОМ, СУП, ДУБЫ, САНИ, ЗУБЫ, ОСЫ.
  • Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы). Вырезать по контуру предмет.
  • Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии без линейки, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные фигуры с опорой на геометрические формы, аккуратно   закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предмета.
  • Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.
  • Уметь сохранять сосредоточенность в течение 30 - 35 минут.
  • Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Подготовка к обучению грамоте

Подготовка к обучению детей дошкольного возраста грамоте.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо это перевод звуков речи в буквы, а чтение это перевод букв в звучащую речь. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения. Играя с ребенком в звуки, полагайтесь, прежде всего, на собственный слух. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково - т. е. так, как звучит звук. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать. Знакомя с буквами, давайте только печатные образцы. Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей составляет 20 минут, для шестилетних 25 минут.

Гласные звуки 

Их всего шесть. Это звуки [А У И О Э Ы]. Почему эти звуки называют гласными? Вспомни правило: «Гласный звук свободно льётся и как песенка поётся». Когда мы произносим гласный звук, воздух выходит изо рта свободно, не встречая преграды.

Согласные  звуки,

 потому что звуки «согласны» звучать с преградой. Воздушная струя при произнесении звука встречает преграду – губы, зубы, язык.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

 

Твёрдый согласный звук обозначаем, синим (твёрдый, как лёд) кружком или квадратиком. Мягкий согласный звук мы обозначаем зелёным кружком (мягкий, как травка ) или квадратиком.

Звонкие и глухие согласные звуки 

Звук звонкий согласный, потому что работает голосок. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси «М-М-М», чувствуешь, как дрожит горло – это работает голос. А можно закрыть уши руками и послушать, как звучит голос. Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком.

Согласный звук глухой, потому что голосок не работает. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси «Ф-Ф-Ф», почувствуй, дрожит ли горло, работает ли голос. А можно закрыть уши руками и послушать, звучит ли голос. Глухой звук мы не обозначаем колокольчиком.

Будьте щедрыми

на похвалу, отмечайте

даже мельчайшие положительные изменения

у вашего ребенка. Выражайте свою радость

и уверенность

в его дальнейших

успехах.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Речь ребенка

от 1г. до 1г.3м.

 Что говорит Ваш ребенок:

 - Говорит  несколько слов, часто пользуется  жестами  и возгласами.

 - Употребляет слово в значении  целого  предложения  с подобием интонации.

 - Произношение  нечеткое,  слова  понятны  только  маме.

 - важные слова «еще», «нет», «все»  быстро усваивает слова, связанные с едой  и  игрой

 - Может  точно  подражать  некоторым  простым   словам (типа «дядя»).

 - Отвечает  на  вопрос  действием  или  одним  словом.

 - Требует предметы, используя   указательный  жест  и слово.

Как Ваш ребенок понимает Вас:

         - Знает свое имя и имена 1-2 близких людей.

         - Связывает  предмет с его названием.

 - Указывает знакомые предметы.

 - Может показать 1-2 части тела.

 - Различает эмоции  говорящего,  интонацию,                                                       следует простой  инструкции  типа: «принеси куклу»                                                                            

 - Понимает слова «горячо», «вкусно».

 - Может узнать знакомый  предмет  на  картинке,  если  демонстрировать  изображение  и  предмет.

 - В месте  прекращает  действие,  когда  говорят  «нельзя».

Игры и упражнения:

  1. «Путешествия по квартире»: показывайте ребенку предметы из окружающей обстановки, обязательно называя их («это мячик», «это зайка»). Дайте ребенку подержать новый предмет в руках.   Не перегружайте  ребенка избыточной информацией.  Ваш рассказ должен быть максимально кратким и понятным малышу: Вот мяч. Мяч круглый (проведите рукой ребенка по поверхности мяча). Мяч катится (покажите, как он покатился на небольшое расстояние). Держи мяч. Кати мяч. Где мяч? Вот мяч. Мяч здесь! 
  2. Важно, чтобы малыш со временем научился находить предмет или игрушку в квартире, ориентируясь только на Вашу речевую инструкцию. Для этого надо сначала проверить, какие названия помещений в квартире и мебели ребенок уже знает. Затем кратко сформулировать Ваше задание (Мяч на диване. Дай мне мяч). Важно, чтобы ребенку не пришлось долго искать игрушку и много   ходить   при  этом  по  квартире  -  в  этом  возрасте  и зрительное внимание ребенка, и его двигательные возможности  еще очень несовершенны. Малыш может упасть, споткнувшись о незамеченный   край   ковра   по   дороге   к   нужной   игрушке, заплакать и напрочь забыть, о чем Вы его просили.
  3. В этом возрасте малыш может заупрямиться и не захотеть отдать Вам свою игрушку, хотя будет охотно протягивать ее вам, чтобы показать. Лучше попросите его принести игрушку и, усадив к себе на колени, расскажите ему об этой игрушке. Пусть игрушка остается в руках у ребенка, а вы будете показывать, и называть ее части   (например,   у куклы: носик, глазки, ротик, волосы; у машины - колеса, кабину). Попросите его показать мамин носик, свой ротик, колеса на другой машине и т.п.
  4. Постепенно можно учить ребенка вместе рассматривать книжку с крупными яркими рисунками, которую малыш будет держать в руках, а вы будете показывать, и называть ему в этой книжке отдельные     картинки.     Просите    его     показать     пальчиком  изображения игрушек или животных. Хвалите его, вместе с ним имитируйте, как «говорят» собачка, кошка, изображенные на картинке.  
  5. Старайтесь не перегружать его информацией, называя сразу много новых слов. Не расстраивайтесь, если ребенок не повторяет за Вами новое слово. Малыш еще не готов к этому. Обычно, слова лучше запоминаются ребенком, когда они просты в произношении, понятны и предъявляются ему в эмоционально – окрашенной обстановке. Поэтому чаще играйте с мячом (Ой! Мяч! Смотри! Вот мяч!), катайте машину (Машина едет: би-би! Где би-би?), укачивайте куклу (Ляля, баю-бай!).  
  6.  Развивайте     умение повторять   за   вами   слоги   и   понимать   обиходные   слова. Используйте для этого приятные для него игровые или бытовые ситуации. Например,    во время купания, намыливая малыша,  ласково произносите: «Вот ножка», «Где животик, вот животик». При вытирании и одевании просите его вам помогать:  «Дай ручку», «Дай ножку», «А где наш животик?», «Вот животик». Ваш  ласковый  голос  и  приятные  поглаживающие  движения будут   стимулировать    самостоятельные   голосовые   реакции малыша.   Поощряйте каждое звукосочетание и слово, которое произносит  ребенок.  

 7. Употребляйте слова - действия, прося ребенка выполнить действия   со   знакомыми   предметами.     («Покатай», «Надень»).

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Речь ребенка

от 1г.3м. до 1г.6 м .

Что говорит Ваш ребенок:

 - Говорит 20 - 50 упрощенных слов.

 - Новые слова усваиваются медленно, легче учит слова, связанные с конкретными  предметами  и  действиями.

 - Жест часто заменяет действие или указание, необходимое для понимания  всего высказывания.

 - Различается  интонация  вопроса,  ясно  звучат  только  очень простые  слова (из 1-2 слогов),  любит подражать голосам  животных, играет в   игры «Кто  так  поет?»,  «Гуси-гуси».

 - Соблюдает очередность реплик умеет привлечь к себе внимание и выразить  недовольство  словами.

 - В  игре  разговаривает  сам  с  собой,  иногда  различимы  отдельные слова. 

Как Ваш ребенок понимает Вас:

-  Знает по именам близких людей;

- Различает   названия  действий   возможных  с  одним   предметом (пить  воду,  лить  воду);

 - Указывает  на  себя, отвечая  на  вопрос (кто это сделал?);

 - Показывает  части  тела  и  некоторые  детали лица   (рот, глаза, нос);

 - Учится  выполнять  словесную  инструкцию  в  два  действия  («накорми  куклу  и  уложи  спать»);

 - Может  по  просьбе  найти  предмет  вне  комнаты;

 - Находит  игрушку  такого  же  цвета «Дай такой же…»

 - Внимательно  слушает  чтение  сказок,   стихов , узнает  изображение  одного  знакомого  предмета на картинке.

          Игры и упражнения:

  1. Придумывайте   такой «сценарий» игры с ребенком, чтобы он оказывался в необычной, новой для него ситуации: попросите принести игрушку, которая находится  вне  игровой комнаты  (можете предварительно, до начала игры, усадить мишку на кухонную табуретку так, чтобы малыш этого не видел). Малыш уже подрос и может без труда перемещаться по всей квартире, поэтому Ваша просьба не будет для него очень сложной.
  2. Звуковой состав первых слов малыша еще очень простой, он употребляет только те вуки, которые наиболее просты в произношении (  губные «Б»,«П»,«М»:баба, мама, папа) или связаны с  физиологическими потребностями (например, подъемом средней части спинки языка при сосании и глотании, подъем корня языка при кашле - К, Г). Разучивая новое слово, помните, что оно должно быть простым, коротким и соотносится у ребенка с конкретным предметом или действием («бах» - упасть, «ляля» - кукла).
  3. Выучите  вместе  с ребенком  слова  «нет»,  «да», «еще». Для этого используйте наиболее знакомую и понятную для ребенка ситуацию кормления: «Хочешь еще?», «Больше не надо?».    
  4. Когда   Ваш   малыш   уже   начал   говорить   несколько   слов, попробуйте составить их список и подумайте, в какой ситуации Вам   будет  легче  стимулировать  их  произнесение  ребенком. Постепенно     попробуйте     сделать     фразу     ребенка     более распространенной:   «Ты   хочешь  еще   кекса?»,   «Еще  кекса?». Интонация вопроса и сама ситуация как бы приглашают ребенка к  разговору»,  и  ребенок,  эмоционально  заинтересованный в получении    лакомства,    может    легко    повторить    за    Вами последнюю фразу. Похвалите его и наградите лакомством. Так Вы  постепенно приучите     малыша     использовать   для удовлетворения  своих  потребностей  определенное  выражение  («еще кекса», «еще молока»)
  5. Не    обращайте    внимание    на    то,    что    ребенок    искажает произносимые  слова.  Самое  важное  сейчас:  наладить  с  ним словесный  диалог.  Любознательный  малыш  с  удовольствием начнет использовать новое слово во всех подходящих ситуациях. Говорите с ребенком, используя знакомые слова. Новые слова выделяйте голосом, интонацией, сопровождайте демонстрацией предметов или действий. Повторяйте специально для ребенка слова, которые Вы хотите, чтобы он произнес. Хвалите его за каждую попытку сказать слово.
  6. Попробуйте    в   игре научить    ребенка    показывать,    чьи    это    вещи.    Например, попытайтесь надеть шапочку вашего малыша, вместе посмейтесь, когда у вас ничего не получится. Отдайте малышу его шапочку, а себе возьмите вашу шапку. Спросите у малыша: «Это мамина шапка?» Дождитесь его положительного ответа (утвердительным жестом, кивком головы, улыбкой). В следующий раз попросите малыша из двух шапочек выбрать и дать Вам Вашу шапку.

7.  Можете попробовать давать ему простые задания с личными вещами членов Вашей семьи: «Дай папину майку», «Принеси мамину шапку». Помните, если Ваш ребенок ориентируется в общении с вами только на речь, ему не будет сложно принести нужный предмет из другого помещения.

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Речь ребенка

от 1г.6м. до 1г.9 м .

Что говорит Ваш ребенок:

 - Постепенный  рост  словаря  до  нескольких десятков слов.

 - Начинает  соединять  2  слова  в  одной фразе (без согласования).

 -  Проговаривает  короткие  слова,  общее  звучание  речи  смягченное.

 -  Говорит  о  себе  по  имени (в 3 лице).

 - Задает  вопрос,  используя  подъем  интонации в конце слова,  фразы

 - Продолжает  лепетать  на  своем  языке во время игры.

 - Может  договаривать  слово  в  знакомой фразе.

Как Ваш ребенок понимает Вас:

 - Знает  название  окружающих   предметов  и  действий с ними.                                        

 - Отвечает  на  вопросы  словами  ( да/нет).

 - Выполняет  инструкцию  в  2  действия.

 - Понимает  выражения  со  словами  (там,  тут,  вон,  вот,  туда,  сюда).

-Улавливает  разницу  в  значениях  (дом - домик)

- Любит  сказки,  детские   песенки.

- Понимает  рассказ  по  картинке  с  простым  сюжетом.

            Игры и упражнения:

1.  Хорошо поиграть с ребенком в «Телефон». Произносите знакомые слова, которые Вы уже слышали в собственной   речи   Вашего   малыша,   в   трубку   игрушечного телефона или в «рупор».  Произносите слова четко,  с выделением ударного слога. В этом возрасте дети еще очень часто опускают начальный звук в слове или конечный согласный, могут заменить слово более легким по роизнесению («иди» -«ди», «кот»- «кота»). Для  облегчения задания его можно начинать с повтора цепочек слов - «звукоподражаний»  (типа    «мяу-мяу»),  постепенно переходя  к собственно словам. Когда игра уже будет знакома ребенку,   нужно   включать   в   нее новые слова (которые малыш хорошо знает, но сам  еще не произносит), используя прием звуковой имитации.

  1. Самым сложным вариантом заданий, доступных ребенку этого возраста, является произнесение трехсложных  слов.  Малыш часто  «теряет» при самостоятельном произнесении   первый безударный слог ( «кусу» - «укушу»). Попробуйте поиграть с Вашим ребенком в    «Ладушки»,    прохлопывая «трудные»    слова.    Другим вариантом такой  «тренировки» является совместное слитное пение слова по слогам.  
  2. Важным шагом в развитии речи ребенка является формирование у него умения по просьбе взрослого самостоятельно называть окружающие   предметы.  Если  Ваш  малыш   привык  только повторять нужное слово за Вами, а в произвольном общении предпочитает жесты, взгляды, эмоциональные восклицания, Вам следует предпринять все меры для создания необходимых предпосылок, формирующих собственно речевое общение. Прежде всего постарайтесь организовать предметное взаимодействие с ребенком: не оставляйте малыша в одиночестве, в окружении множества игрушек. Наоборот, сами предлагайте ему поиграть «в куклы», «в машинки». Совместную игру следует организовывать по принципу «Давай вместе ...», причем стремится сопровождать свои действия рассказом о новой игрушке, ее качествах, демонстрируя возможные действия с нею.  
  1. Если    Вам    кажется,    что    Ваш   ребенок   просто    «ленится» произносить слова, хотя уже может назвать достаточно много предметов,   попробуйте   поиграть   с   ним   в   Незнайку.   Пусть Незнайка, роль которого можете сыграть Вы сами или большая кукла, ходит по дому и приговаривает: «Вот мишка. Вот сани...», называя некоторые предметы не своими именами. Если малыш не заметит ошибку, то названный  «не так»  предмет исчезнет в огромной дорожной сумке.  «Спасти» игрушку или вызволить необходимую вещь, можно только назвав ее правильно. Чтобы малыш лучше усвоил эти несложные правила игры, сначала в нее играют двое взрослых.

6.Если Ваш малыш легко называет знакомые предметы, можно постепенно переходить к работе с предметными картинками, учить   малыша   узнавать   изображения   и   называть   знакомые предметы по картинкам. При сопоставлении картинки и игрушки их   надо   обязательно   показывать   малышу   одновременно   и произносить названия четко, с выделением ударения. «Вот лиса. Покажи ее лапки, глазки, хвостик. Подними у лисы хвостик        И вот лиса. Где у нее хвостик? Покажи! Кто это?». Помните, что при  разучивании   новых   слов   следует  использовать   сначала игрушку, а затем - картинку. Первоначально поощряйте любой вариант произношения, доступный ребенку. В дальнейшем, когда новое   слово   усвоится  ребенком,   хорошо   соотнесется   в   его представлении с реальным предметом, Вы сможете закрепить его точное произношение в игре «Телефон».

 

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Речь ребенка

от 1г.9 м .до 2 лет.

Что говорит Ваш ребенок:

 - Стремительный рост  словаря.

 - Повторяет  за  взрослым  много  новых  слов,  из  речи  постепенно
вытесняются  облегченные  слова.

 - Использует  короткие  фразы  с  очень выразительной интонацией

 - Во  всех  словах  заменяет  стечения  согласных одним звуком  («тк = ть»).

-  Называет  предмет  по  просьбе,  часто  использует уменьшительные
суффиксы (носик).

 - Появляются  первые  падежи  существительных  (молока-молоко)
и формы  мн. Числа  (рука - ручки).

 - Любит  сразу  сообщать  о  своих  действиях,  наблюдениях  употребляет по смыслу некоторые формы глаголов (иду - иди).

Как Ваш ребенок понимает Вас:

 - Может знать  название  одного  цвета.

 - Подбирает  по  названиям  несколько  картинок  из детского  лото.

- Понимает  несложный  рассказ  взрослого  о  событиях из своего  прошлого  опыта.

- Внимательно  слушает  знакомые  песенки,  стишки, проявляет «эмоциональное  предвосхищение» знакомого  сюжета.

 - Различает  понятие  «один - много»

- Понимает  выражение  типа (папины  уфли).

 - Понимает  пространственные  предлоги (в, на), знает  слова  (большой,  маленький,  хороший,  плохой)

            Игры и упражнения:

  1. Если усвоение новых слов идет достаточно успешно, то этот процесс не только стимулирует познавательную деятельность Вашего малыша, но и положительно влияет на расширение его коммуникативных возможностей: ребенок может словами сообщить о своих ощущениях («бойно»-больно, «ласо»-хорошо), указать на объект действия («апка»-просит шапку, одеваясь на прогулку), его направление («деда»-идет в гости к дедушке).  
  2. Большинство   детей   овладевает   фразовой   речью   достаточно успешно.   Как  правило,  переходным  этапом  от  однословного слова-предложения к развернутой фразе являются высказывания типа: «патя» (платье) - указательный жест в направлении шкафа, которые наблюдаются у всех детей на более ранних этапах. Постепенно  в речи ребенка появляются новые выражения, в которых   вытесняется   невербальный   (жестовый)   компонент: «Сина  тям».   (Машина  там).   «Исе  секя»   (Еще   сока).   Такие высказывания иногда называют «телеграфным стилем».
  3. Для  успешного   формирования     полноценной   фразовой  речи необходимо     появление     следующего     структурного     типа высказываний, которые строятся на основе фиксации действия и объекта,   на  который  оно  направлено  («катить   сину»-катить машину,   «пить  секя»-пить  сок).    Если Вы   не   наблюдаете  таких  двухкомпонентных   выражений,  то постарайтесь выделить в потоке его однословных «предложений» те, которые обозначают не констатацию существования данного предмета, а выражают определенное эмоциональное отношение к нему и желание произвести с ним определенное действие. Например, слово «сина» (машина) в определенном контексте может обозначать «кати машину». Попробуйте угадать желание малыша и произвести необходимое действие с игрушкой, предварительно «назвав» это действие и его объект. Произнесите два слова медленно, несколько раз, обязательно попробуйте повторить их вместе с малышом. Обратите внимание ребенка на то, что повторяя слово-действие он может добиться аналогичных результатов с другими объектами (мячом, коляской). Так у ребенка постепенно сформируется умение оперировать стандартной структурой двухсловной фразы в сходных ситуациях.  
  1. В   дальнейшем   будет  полезно,   если   Вы   обратите   внимание малыша и на другие варианты построения фразы, например, при согласовании именительного падежа с глаголом. В игре «Кормим куклу», изобразите, что Вы кормите куклу Катю, Лялю, затем - игрушечного мишку, зайца, в конце игры «покормите» малыша. Рассказывайте во время кормления, кто сейчас ест: «Катя ам-ам»,«Ляля ам-ам».  Пусть малыш повторит Ваши действия,  а Вы задавайте ему вопросы типа: «Катя что делает?», «Кто ест?». Играя в эту игру, Вы через   некоторое время добьетесь, что от однословных ответов Ваш малыш перейдет к фразе из двух слов. Закрепите у Вашего ребенка умение заканчивать фразу, читая с ним   короткие   хорошо   знакомые   стишки   и   недоговаривая последнее слово в конце строчки.  
  2.  Продолжайте рассказывать малышу истории по картинкам из детской книжки. Эффективным приемом развития речи является именно выразительный пересказ содержания простой сюжетной картинки, на которой любимый герой совершает понятные и хорошо знакомые малышу действия. Обязательно поговорите с Вашим малышом о том, что происходит с героем. Пусть ребенок
    попробует рассказать Вам свою историю (он еще не способен самостоятельно   пересказывать,   но   уже   может   отвечать   на несложные вопросы по содержанию картинки). Обращайте его внимание на изображение тех действий или предметов, которые наиболее важны для понимания сюжета.
     

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Речь ребенка

с 2 лет до 2л. 6 м.

Что говорит Ваш ребенок:

 - Инициирует  короткие  диалоги.

 - Использует  личные  местоимения.

- Простые  предложения,   затем  появляются  бессоюзные  сложные  и,  наконец,  с  союзами  (и,  да,  а).

- Наречия  (больше,  меньше), прилагательные,  многие формы глаголов.

- Появляются  предлоги  (в,  на,  с,  у).

- Появляются  некоторые  падежи  у  существительных (столе) и  основные   окончания  ед.  числа.

- в произношении  усвоены  твердые   согласные (т, д, н, с, з, в, л),   сохраняется смешение звуков.

- Отдельные  стечения  согласных   («пт, фт»)  произносятся  правильно.

- Многосложные  слова  еще  «теряют»   начальные предударные слоги.

     Как Ваш ребенок понимает Вас:

- Различает  значения  предлогов   «впереди, около, под, за».

- отвечает  на  вопросы  «где?»,  «что   сейчас делаешь?», « что  ты   видишь?», «что  ты  слышишь?».

- Осознает,  что  можно задавать   вопросы с помощью различных   вопросительных слов.

- Понимает  значения  сокращенных   форм и жаргонных   выражений,  которые часто используются   людьми   в        его окружении:  «держи   пять» .

- Начинает  формироваться  понятие  о   числе «два», «пара».

-  Знает   названия   основных   форм.

- Знает   названия   1-2 основных   цветов.

- Опознает действие  на  картинке.

- Узнает   предмет  по  описанию.

Игры и упражнения:

  1. Инициируйте короткие диалоги.  Например, мама «забывает» поставить малышу его тарелку на столе и зовет ребенка кушать вместе со всеми.   Ребенок будет вынужден обратиться с просьбой или вопросом ко взрослому. Если малыш не может найти «нужных» слов, незаметно помогите ему, задав общий вопрос:  «У всех есть тарелки? У кого нет ложки? У тебя есть тарелка? Не поняла, повтори, пожалуйста, еще раз! У тебя нет тарелки или ложки?»  
  2. Стимулируйте ребенка употреблять личные местоимения, не только ( я, мне, мое). Важно, чтобы малыш учился различать, кто «он», а кто «она», где «твое», а где «его». Для этого можно задавать ребенку вопросы типа: «Мальчик - это «он» или «она»? А мама - это «он» или «она»?  
  1. Рассматривая с ребенком серию картинок про мишку, который хотел полакомиться медом лесных пчел, начинайте фразу, но не заканчивайте её, чтобы малыш вставил в конце нужное слово. «Мишка по лесу... (идет, гуляет). На дереве - улей с медом. Мед мишка очень... (любит, хочет). Вот мишка на дерево... (лезет). А сейчас сюда пчелы…(летят).» Помните, что в таком рассказе должно быть совсем немного слов, но их употребление должно как бы подталкивать ребенка к вспоминанию и называнию нужных глаголов (очень...любит, совсем не...боится) Осваивайте качественные   прилагательные,   как   «большой   -   маленький», «горячий - холодный», «хороший - плохой» и т.п.      
  2.   Ребенку доступны в произношении некоторые многосложные слова, например «халатики, вафельки, бусинки». Понаблюдайте,  как Ваш ребенок произносит губно-губные и губно-зубные (п, б, м, в, ф   ) согласные, достаточно ли активно смыкаются его губы.   Очень часто у детей, рано перешедших на искусственное вскармливание, губная артикуляция очень вялая, но это становится заметно именно после 2 лет, когда словарь ребенка активно наращивается. При увеличении длины слова ребенок начинает как бы «мямлить», четкость его произношения резко падает, губы размыкаются и в речи начинают искажаться даже простые слова. Потренируйте вашего малыша в игре произносить слоговые серии типа (ва-ва-ва), и он успешно справится и с произнесением звука («в») в многосложных словах. Если, наоборот, вместо одних звуков ребенок устойчиво употребляет другие, резко отличающиеся от необходимого по способу артикуляции (например, в слове «надо» говорит «нага»), проверьте, сможет ли он воспроизвести нужный звук изолированно ( игра «пулемет» - д-д-д), и если это у Вас получится, попробуйте учить слово по слогам.
  3. Дети после двух лет уже начинают употреблять некоторые существительные в нужном падеже. («Где твоя книжка? - «На столе!»). Если Ваш малыш пользуется при этом не предлогом «на», а заменяет его на аморфную словоформу «а» -не волнуйтесь. Все дети проходят через такой способ употребления предлогов. Гораздо важнее сейчас понять, все ли значения предлогов доступны Вашему малышу, может ли он «спрятать игрушку в карман, за спинку, под стол, в ящичек», умеет ли находить предметы, ориентируясь на речевую инструкцию, содержащую различные предлоги («Достань машинку из ящика! А мячик спрятан в сумочке). Постарайтесь убирать предметы в незнакомые места, чтобы ребенку надо было обратить особое внимание на предлог, употребленный в речевой инструкции при их поиске (за диваном, под диваном, на диване под подушкой, под подушкой в кресле).

7. Помните, что артикуляционные возможности Вашего малыша еще значительно отстают от его речевых способностей: маленький ребенок может «рассказать» внимательному собеседнику о многом, употребив при этом значительное количество слов в искаженной форме. Старайтесь не обидеть Вашего ребенка чрезмерными придирками к его речи, чаще используйте прием «совместного говорения» трудных слов, сопровождая это эмоциональным поощрением и похвальбой маленького «собеседника»

Играйте с ребенком

не от случая к случаю,

а регулярно,

систематично,

обязательно хвалите его

и повторяйте,

то о чем

говорили раньше.

Составили:

Учитель-логопед   Алалыкина Т.А.

Учитель-логопед       Аникина И.А.

Учитель-логопед   Байкалова Е.С.

Учитель-логопед Мерзлякова В.М.

Учитель-логопед    Смирнова Н.В.

Учитель-логопед   Худницкая О.В.

    Учитель-логопед   Сычева Я. В.

ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2017 г.

МБДОУ № 23

«Золотой петушок»

компенсирующей и общеразвивающей

                   направленности

П А М Я Т К А

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Речь ребенка

с 2л. 6 м.до 3 лет.

Что говорит Ваш ребенок:

- Пробует  себя  в  монологе. Появляются  сложные  предложения   с подчинительными союзами.

- Согласовывает  в  устойчивых    словосочетаниях  (красивая мама)  прилагательные/существительные.

- Усваиваются  основные  окончания   мн. ч. существительных,  суффиксы   увеличительности  (носище),   принадлежности (папин).

- Употребляет  глаголы  в  наст, и пр.   времени, возвратные  глаголы.

- Появляется  «сверхгенерализация»:   одним  окончанием заменяет все    другие

   (вижу пап-у,  стул-у).

- Осваивается  произношение   стечений согласных.

- Слоговая  структура  нарушается   только в новых словах.

Как Ваш ребенок понимает Вас:

- Различает  предлоги « через,   между,  из-за,  из-под».

- Отвечает  на  вопросы  «почему?»,   «сколько?», на  несколько  разных   вопросов, заданных  к одному  слову.

- Отвечая  на  вопросы  типа:  «что  ты  делаешь,  когда  холодно;  хочется   спать; кушать?»,  перечисляет   действия  в определенной   последовательности.

- Представление о числе « 1,  2, 3 ».

- Знает  свой  пол, начинает  говорить   о себе «Я».

- возрастает  роль  воображения   и   фантазии  в  игре, рассказе.                                                              

- Формируется  представление  о  ближайшем будущем.

Чувствует  ритм,  повторяет  его  по  образцу.

Игры и упражнения:

1.Для того, чтобы Ваш малыш успешно усвоил основные окончания множественного числа сущ. (кот -коты; дом - дома), словообразовательные суффиксы со значением размерности (нос - носище - носик), принадлежности (мамин,  папин), надо обязательно проговаривать вместе с ребенком эти слова, следя за тем, как малыш  произносит  окончания.  Раньше,  в  более  младшем возрасте, было вполне допустимо использовать многие слова в «усеченной» форме («маленькая - маленька»), однако сейчас необходимо сосредоточить все ваше внимание именно на воспитании   у  ребенка умения говорить  все гласные в окончаниях слов. В этом возрасте малышу еще может быть недоступно произнесение некоторых согласных (ж, ш, р), но все гласные он уже давно умеет говорить правильно. Поэтому все возможные неточности в произношении окончаний, их искажения или пропуски в самостоятельной детской речи должны привлечь Ваше пристальное внимание. Помогите Вашему малышу «услышать» нужное окончание в слове с помощью    вопроса: «Машина    какая?»  и обязательно похвалите его за правильный ответ, еще раз выделив в своем произношении нужную часть только что произнесенного ребенком слова: «Молодец! Машина красная!»

2. Обратите особое внимание на то, как Ваш ребенок понимает и использует в своей речи возвратные глаголы (моет - моется, купает - купается).  

3.Раньше  ребенок  говорил  о  событиях только  в  настоящем времени, теперь ему доступно употребление и форм наиболее распространенных глаголов в прошедшем времени, а также и «предвосхищение» некоторых событий.  Однако не  перегружайте  ребенка избыточными требованиями.   Часто взрослые,   чтобы   продемонстрировать   другим   людям,   как хорошо умеет говорить их ребенок, дают малышу заведомо сложные для этого возраста задания типа: «Расскажи, что ты будешь делать летом, на даче у дедушки». Предполагается, что малыш «вспомнит» прошлое лето и расскажет о своих планах на этот год. Однако возможности памяти ребенка еще очень   ограниченны,   не   переоценивайте   его   возможности! Малыш   может  замкнуться  и   отказаться   отвечать   на  ваш вопрос, или, наоборот, переволноваться из-за своих неудачных попыток что-то вам рассказать. Так можно спровоцировать речевой негативизм или нервный срыв у Вашего малыша!

4.Постарайтесь при чтении детских текстов (сказок, рассказов, стихов) привлекать внимание    ребенка  к  стандартным оборотам и  выражениям типа: «ласковые  руки», «густые волосы», «умные глаза». Объясняйте детям значения этих слов и стимулируйте употребление таких выражений.  

5.   Не все звуки малыш должен уметь произносить к 3 годам, но наряду со звуками раннего онтогенеза, которые, как правило, не искажаются детьми (д, т, п, б, в, ф, м, н, к, г, х), он должен постепенно осваивать и более сложные артикуляции. После 3 лет абсолютно недопустимым является межзубное произношение свистящих и шипящих, которое многие родители ошибочно считают милой особенностью детской речи. Последовательность освоения ребенком звуковой системы родного языка подчинена строгим закономерностям, которые хорошо известны логопедам и позволяют им уже в раннем возрасте диагностировать у ребенка даже негрубые отклонения в формировании артикуляции.

6.Слоговая структура сложных   слов уже доступна ребенку, ее воспроизведение   может  нарушаться   только   в   новых  или непонятных ребенку словах. Будьте особенно внимательны в подборе таких заданий!     Вспомните  прием прохлопывания «трудных» слов и выучите некоторые их них с Вашим  ребенком.   Помните,  что  правильно  произносимые звуки должны обязательно звучать и в «трудных» словах. Например, если Ваш малыш говорит слово «сани», то значит надо учить с ним и слова «стоп», «пуск», «ка-пус-та» так, чтобы    звук    «с»    различался    при    его    произношении.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Развитие у дошкольника всех компонентов речевой системы

Практические советы педагогам по развитию у детей словарного запаса, грамматического строя, фонематического восприятия, связной речи, произносительных навыков...

Картотека дидактических игр и упражнений «Весёлый улей» на развитие всех компонентов речевой деятельности звуки (Ш-Ж)

Представляем Вашему вниманию картотеку "Весёлый улей". Представленные игры направлены на развитие всех компонентов речевой системы....