Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей группе логопункта для детей с ОНР (1 год обучения).Тема: «Звуки Д – Т».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Синцова Зоя Николаевна

Дифференциация звуков [д] и [т]. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_sayt._zvuki_d_-_t_starshaya_gruppa.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей группе логопункта для детей с ОНР (1 год обучения)

Тема: «Звуки Д – Т».

Автор-составитель:
учитель-логопед  МАДОУ ЦРР-детский сад №50 города Калининграда Синцова Зоя Николаевна.

Коррекционно-образовательные цели:  
закрепление правильного произношения и различение звуков [д] и [т] в слогах, словах, предложениях, текстах; звуко-буквенный анализ и синтез обратных слогов типа АТ, их преобразование в прямые слоги; звуко-буквенный анализ слов типа ТАМ, преобразование слов; составление схем звукового состава слогов и слов; индивидуальные упражнения с разрезной азбукой; совершенствование грамматического строя речи (образование  творительного падежа единственного числа существительных).

Коррекционно-развивающие цели:                                                         развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, мышления, артикуляционной и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:                                          формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:                                                                                      индивидуальные зеркала по количеству детей + зеркало для логопеда, презентация «Тренажёр для глаз», буквы Т, Д, А, О, М, Ы, К; звуковые символы: 2 синих квадрата, 1 зелёный квадрат, 1 красный квадрат; кассы букв по количеству детей, индивидуальные наборы для составления звуковых схем слов по количеству детей, предметные картинки (верблюды, дыня, два, дождь, дым, дедушка, ноты, тыква, бант, кот, батон, танк, кофта), 2 мольберта,  магнитная доска, набор магнитов, указка; ИКТ: ноутбук, телевизор.

Ход занятия

  1. Презентация «Тренажёр для глаз».
  2. Артикуляционная гимнастика  с индивидуальными зеркалами.

  1. Сравнительная характеристика звуков [д] и [т].

Выделение сходства и различия между звуками [д] и [т].

Сходство: звуки [д] и [т] – согласные: при произнесении этих звуков, воздух, проходя через рот, встречает преграду (язык и зубы: кончик языка упирается в верхние зубы). Звуки [д] и [т] –  твёрдые.

Различие: звук [д] – звонкий, в его образовании участвует голос; если во время произнесения звука [д], приложить ладонь к горлу – чувствуется вибрация, можно услышать, как «горлышко звенит», «горлышко звучит», а при произнесении звука [т] «горлышко молчит», голос не участвует в образовании звука; звук [т] – глухой.

  1. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [д]».

На звук [д] – хлопок, на звук [т] – поднять руки вверх:

Тамара, Дон, дым, тополь, товарищ, трава, дуб, дождь, туман, треугольник, дыня.

  1. Игра «Запомни и повтори» -  воспроизведение слоговых рядов,

слов за взрослым. Различение звуков [д] и [т] в слогах и словах.

да – та              та – да – та – да     точка – дочка     вода – вата

та – да              да – та – да – та             толк – долг         тушь – душ  

да – та – да      да – та – та – да      том – дом            тоска – доска

то – до – то      то –до – то – до     Толя – доля            плоты – плоды

ты – ды – ты    ду – ту – ту – ду     катушка – кадушка

  1. Дидактическая игра «Картинки для Дани и Тани» -

различение звуков [д] и [т] в произношении по предметным картинкам .

Называние картинок, выделение звука [д] или [т] в словах, определение картинок на мольберты с соответствующей буквой.

  1. Повторение чистоговорок с чётким проговариванием звуков [д] и [т]:

да – да – да – бежит вода;

ды – ды – ды – знаю все ходы;

та – та – та – хвост пушистый у кота;

ду – ду – ду – дети бегают в саду;

ту – ту – ту – дали молока коту;

ды – ды – ды – нет воды;

ты – ты – ты – во дворе цветы;

та – та – та – у нас дома чистота;

ды – ды – ды – цветут сады;

ду – ду – ду – я домой иду;

ты – ты – ты – сметану съели всю коты.

  1. Дидактическая игра на развитие внимания, памяти «Что с чем поменяли местами?».

Упражнение в образовании творительного падежа имён существительных в единственном числе.

  1. Пальчиковая игра.

Развитие мелкой моторики; различение в стихотворном тексте звуков [д] и [т].

Мама мишек будет рано.        Пальцами обеих рук изобра-

                                                   зить мишек.

Не встают они с дивана!         Удивлённо пожать плечами.

 – Эй, Большак!                        Встряхнуть большой палец

              Вставай скорей!         сначала на левой, а затем на

           правой руке.        

Ждут друзья уж у дверей!      Указать руками на дверь.

     – Ну а ты, лентяй Указка,       Встряхнуть указательные пальцы.

У тебя засохла краска!            Изобразить руками ведро.

Вы должны с Середняком      Встряхнуть средние пальцы.

Побелить амбар и дом.           Плавные движения кистями

                                                   рук, как кисточкой, сверху вниз,

                                                   снизу вверх.

Безымянный, мой бедняжка! Погладить безымянный палец 

Знаю, болен был ты тяжко.    пальцами другой руки.

Пожалею я тебя,                      Прижать безымянный палец

Полежи ещё два дня.               к ладони и погладить его.

Ты, Мизинчик-малышок,       Встряхнуть мизинцы.

Роста у тебя вершок!              Показать, какого роста мизинчик.

10. Звуковой анализ, выкладывание, преобразование, составление звуковых схем слогов и слов:

АТ – ТА – ТАК – ТАМ – ДАМ – ДОМ - ТОМ 

11.Итог занятия. Какие звуки мы сегодня учились различать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе с ТНР на тему: «Дифференциация звуков [З – З’]»

Занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи разработано в игровой форме. Дети на протяжении всего занятия выполняют задания, которые спрятаны в коробках, сложенных одна в другую...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"

Задачи:Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;Коррекционно-развивающие: развивать...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...