Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
консультация по логопедии на тему

Воронкова Татьяна Васильевна

Совершенствование лексической стороны речи по средствам игр на развитие мелекой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Логопедическая работа по совершенствованию лексической стороны речи состоит в обогащении словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.  Для повышения уровня развития  активного и пассивного словаря таких детей, мы считаем необходимым проводить дополнительные коррекционно-развивающие занятия с использованием игр на развитие мелкой моторики рук, поскольку развитие мелкой моторики рук способствует активизации моторных речевых зон головного мозга, следствием чего является совершенствование речевой функции.

Причиной изложенного является тот факт, что самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами и органами речи, языком, губами, гортанью, находится именно в двигательной области коры головного мозга. Эта область коры головного мозга расположена в непосредственной близости к речевой области. Возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку мелкой моторики рук обусловлена именно близким соседством двигательной проекции руки и речевой зоны. Иначе говоря, развитие мелкой моторики рук усложняет строение мозга, развивает психику и интеллект ребенка, поскольку  мелкая моторика взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев дошкольников, способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, что влияет на развитие ребенка в целом. Данным фактом объясняется безусловная актуальность развития мелкой моторики.

Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста развивается с помощью различных игр и упражнений:

– пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо историй, сказок, потешек, стихов, скороговорок при помощи пальцев. Максимальный эффект пальчиковых упражнений достигается, когда такие упражнения построены на сочетании сжатия, растяжения, расслабления кисти руки, а также на использовании изолированных движений каждого из пальцев. Данные игры расширяют горизонты познания, стимулируют речевое и интеллектуальное развитие, увеличивают словарный запас, а так же способствуют развитию речи в целом;

–  игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками. Эти игры так же способствуют развитию и совершенствованию мелкой моторики, мобилизуют внимание детей, вызывают у них активный интерес и соответствующий эмоциональный настрой;

– песочная терапия. Игры с песком позволяют развивать и совершенствовать речь при одновременном развитии движений кисти, умелости, точности, выразительности движений;

– вырезание ножницами, аппликация, оригами, плетение, лепка из пластилина, глины и соленого теста, рисование, раскрашивание, шнуровка, графические упражнения, штриховка. Эти упражнения  способствуют становлению речи ребенка, подготавливают кисть к письму, укрепляют мелкую моторику, вырабатывают пространственную ориентацию, что в конечном итоге приводит к повышению работоспособности коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии;

– театрально-игровая деятельность. Данные игры оказывают влияние на развитие речевой деятельности,  мелкой, мимической и артикуляционной  моторики,  совершенствование лексической стороны речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков;

–  так же развитию мелкой моторики рук способствуют такие упражнения как перемотка ниток, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, собирание разрезных картинок, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков, разбор круп (горох, гречка, рис, фасоль) и так далее.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что упражнения на развитие мелкой моторики рук на занятиях по совершенствованию лексической стороны речи способствуют коррекции нарушений речи у детей. Такой подход позволяет регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, результатом чего становится исправление речи детей и совершенствование психологических процессов, тесно связанных с речью, таких как внимание, память, мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье описываются  направления и формы логопедической работы по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"

Формирование связной речи у детей  с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач  логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...

Логопедическая работа по развитию связного речевого высказывания с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Процесс развития связной речи представляет собой сложную деятельность, особенно для детей с общим недоразвитием речи. В этой статье раскрываются условия, эффективные формы и методы работы по развитию ...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

           Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...